Мнения
13 Февраля 2020, 08:00

Венера Камалова: Главный пробел маркировки — нецелесообразность и избыточность системы

И.о. бизнес-омбудсмена Татарстана — об угрозах обязательной маркировки для малого бизнеса, кратном росте расходов и повышении себестоимости продукции, запрете для самозанятых торговать маркированными товарами и вариантах решения проблем, связанных с реформой обеления рынка.

Маркировка «молочки» неподъемна для малых производителей

— Венера, с 1 июня 2020 года обязательной маркировке подлежит вся готовая молочная продукция. Минпромторг предложил отложить обязательную маркировку части «молочки», но окончательное решение не принято. В Татарстане бизнес готов к нововведениям?

— Не совсем. Производители молочной продукции нам уже заявили о сложностях с маркировкой. В Совете по предпринимательству при президенте РТ работает проектная группа. Задача предпринимателей, экспертов и органов власти — создать комфортные условия для перехода на маркировку. Сейчас бизнес говорит, что отрасль не готова к новшеству: нет ни четких механизмов внедрения маркировки на производствах, ни понимания, как это будет интегрироваться с торговыми сетями, оформляться при поставке и т. д. Предприниматели указывают на множество технических сложностей с маркировкой, начиная от двукратного падения производительности линий, заканчивая полной технической невозможностью внедрения маркировки на некоторых видах линий.

— Одинаково пострадают и крупные, и мелкие игроки?

— Крупные игроки рынка смогут справиться с растущими издержками и найти решения технологических проблем. А вот для небольших локальных производителей маркировка может означать конец бизнеса — в этом сегменте выше закредитованность компаний, а невысокие объемы производства не позволяют быстро «отбить» новые затраты. Многие из малых производителей еще не оправились от последствий введения «Меркурия». И вопрос обслуживания системы маркировки перед ними тоже стоит гораздо острее — в некоторых деревнях, например, элементарно негде найти айтишника. Даже если производители смогут купить оборудование, то будет некому его обслуживать.

— В стране работает система «Меркурий». Насколько оправдано введение обязательной маркировки «молочки»?

— В случае с молочной продукцией вопрос о целесообразности применения маркировки в целом действительно возникает. И это то, о чем сегодня бизнес в сфере «молочки» волнуется в первую очередь. Маркировка как средство защиты потребителей от контрафакта в молочной продукции — мера явно избыточная. Сейчас с этим прекрасно справляется введенный год назад «Меркурий», позволяющий отследить путь молочной продукции от производства сырья до прилавка. Вся информация о продукции, которую должна содержать маркировка, и так уже содержится в системе «Меркурий» и наносится на упаковку продукции согласно требованиям техрегламентов Таможенного Союза. Более того, есть официальные данные о том, что доля контрафактной продукции, произведенной с нарушением прав на интеллектуальную собственность, в том числе торговую марку, на молочном рынке составляет 0,01%. Учитывая этот крайне небольшой объем, предприниматели делают вывод о том, что эффект от системы несопоставим с масштабом затрат и усилий на ее внедрение.

— Что сейчас может сделать Татарстан в части предложений: перенести сроки внедрения, отменить обязательную маркировку «молочки» или что-то еще?

— На ближайшем заседании Совета по предпринимательству с участием президента РТ Рустама Минниханова мы будем выносить вопрос целесообразности внедрения системы маркировки и предлагать исключить молочную продукцию из перечня продуктов для маркировки. Это консолидированная позиция предпринимателей, с которыми мы провели работу в Совете, и их мнение мы донесем до руководства республики и федеральных органов власти.

На ближайшем заседании с участием президента РТ Рустама Минниханова Совет по предпринимательству предложит исключить "молочку" из перечня продуктов для маркировки

Расходы на маркировку увеличат себестоимость «молочки»

— В какую сумму бизнесу может обойтись обязательная маркировка. Оценены ли уже совокупные затраты?

— Да, на примере все той же «молочки». По оценкам Национального союза производителей молока «Союзмолоко», общие необходимые капитальные затраты производителей на переоборудование производства для обеспечения маркировки составят около 25 млрд рублей. Ежегодные затраты на закупку кодов Data Matrix составят около 20 млрд рублей без учета НДС (стоимость 1 кода = 50 копеек без НДС, ред.). Таким образом, общие затраты в первый год составят 45 млрд рублей при общей чистой прибыли производителей молочной продукции за 2018 год 35 млрд.

— Расшифруйте структуру расходов предпринимателей при переходе на маркировку: на что придется потратиться?

— Молочноперерабатывающий бизнес с высокой вероятностью столкнется с повышением расходов на внедрение маркировки и обслуживание этой системы. На каждую линию необходимо поставить свой маркиратор, каждый из которых стоит, по оценкам предпринимателей, от 3 до 8 млн рублей. При этом мы понимаем, что у большинства предприятий не одна производственная линия, соответственно, чем больше линий, тем выше затраты.

Управленческие и логистические затраты могут составить около 6,5 млн рублей. Это включает в себя приобретение сервера кодов маркировки, терминалов сбора данных, паллетных принтеров, затраты по интеграции компонентов системы, включая интеграцию с системой «Меркурий».

Предпринимателей беспокоит и вынужденная мера покупать запасное оборудование, т.к. в случае выхода из строя текущего, процесс изготовления скоропортящейся молочной продукции невозможно остановить. Стоит добавить к затратам еще полный редизайн упаковки, покупку штрих-кодов. Еще одна статья потенциальных затрат — расширение складских площадей и численности штата. Внедрение маркировочного оборудования неизбежно ставит необходимость нанимать новых людей.

Ежегодные затраты на поддержание и сопровождение системы обязательной маркировки производители оценивают в сумму около 30 млн рублей.

— Как это отразится на стоимости молочной продукции?

— В целом комбинаты указывают на рост себестоимости продукции от 10% до 29%.

Ежегодные затраты на поддержание и сопровождение системы обязательной маркировки производители оценивают примерно в ₽30 млн

Производительность линий упадет, потребительский экстремизм вырастет

— Венера, помимо существенных расходов на маркировку, какие еще трудности грозят предпринимателям?

— Бизнес указывает и на технологические сложности с внедрением маркировки. Например, при внедрении маркировки снижается производительность производственных линий вплоть до 2-кратного снижения — один из производителей указал на сокращение скорости выпуска с 140 пачек продукции в минуту до 70 пачек. Нанесение цифрового кода значительно снижает скорость печати упаковки. Кроме того, лишь для одного из 10 видов упаковки сейчас найдено технологическое решение по нанесению кода.

На конкретном примере одно из молочноперерабатывающих предприятий рассказало нам о том, что на их производстве маркировку технически возможно внедрить лишь на трех из семи существующих линий. С аналогичной проблемой столкнулись и другие предприятия. Это значит, что линии, на которые невозможно поставить маркировку, нужно доукомплектовывать — это дополнительные инвестиции.

— А еще штрафы за производство и продажу немаркированной продукции…

— Штрафы, безусловно. Кстати, помимо штрафов за отсутствие маркировки или ее неправильное нанесение, законодательством предусмотрен штраф в размере 5% от стоимости товара, который уплачивается поставщиком в пользу покупателя.

— Какая почва для потребительского экстремизма…

— Вот именно. Его и сегодня уже достаточно даже без маркировки. Введение новшества может дать потребителям — «террористам» дополнительный легкий повод предъявить необоснованные претензии производителю. У предпринимателей нет инструмента защиты от этого экстремизма — цифровой код Data Matrix не информативен, технические регламенты Таможенного союза требуют указывать гораздо больший перечень информации на упаковке. Однозначно маркировка может стать рычагом давления на бизнес со стороны недобросовестных потребителей и профессиональных жалобщиков.

Маркировка сильно ударит по малым формам бизнеса, где рентабельность и доходы не так велики

Продавцов маркированных товаров снимут с ЕНВД

— Венера, сделать маркировку обязательной для всех видов товаров планируется к 2024 году. Наряду с этим бизнес вынужден отказываться от ЕНВД. Как это может сказаться на небольших предприятиях?

— Да, действительно, с 1 января 2020 года исключена возможность применения ЕНВД для предпринимателей, которые торгуют маркированными товарами в розницу. ЕНВД не смогут применять продавцы лекарств, обуви, предметов одежды и одежды из натурального меха. Сама по себе отмена ЕНВД может оказаться болезненной для некоторых видов бизнеса. Предприниматели говорят, что с отменой ЕНВД их налоговые отчисления вырастут кратно — от 2 до 10 раз.

— Кто пострадает больше других?

— Особенно ощутимыми изменения будут для малых форм бизнеса, где рентабельность и доходы не так велики. Очевидно, что для юрлиц оптимальным будет применение УСН. В этом случае встанет вопрос об увеличении нижнего порога выручки для возможности использования УСН. Иначе многие, кто применял ЕНВД, «не уместятся» в лимит по выручке, и им придется перейти сразу на общую систему налогообложения — это многократный рост налоговой нагрузки.

Также рассматривается вариант установить для тех, кто перейдет на УСН, переходный период с пониженными ставками, чтобы дать бизнесу возможность адаптироваться. Индивидуальным предпринимателям эксперты советуют пристальнее присмотреться к патентной системе. Один из вариантов решений — сделать расчеты и предложить для каждого вида деятельности приемлемые ставки патента.

— Производители хоть каким-то образом смогут снизить затраты на маркировку?

— Есть ряд уже действующих инструментов, которые созданы для комфорта перехода на систему маркировки. На время действия эксперимента — добровольной маркировки продукции — генерация цифровых кодов осуществляется бесплатно. С введением обязательной маркировки производителям придется платить за коды. Стоимость 1 кода составляет 50 копеек без НДС.

Мы также предложили республиканскому минпромторгу предусмотреть возможность грантов либо субсидий на софинансирование затрат производителей и продавцов маркированной продукции.

С введением обязательной маркировки самозанятые вынуждены будут прекратить деятельность или работать вне закона

Самозанятые не смогут торговать маркированными товарами

— Мелких производителей одежды, обуви и молочной продукции много среди самозанятых. Что с ними будет после введения обязательной маркировки?

— В силу положений Федерального закона о самозанятости самозанятые вообще не вправе реализовывать товары, подлежащие маркировке. И это большая проблема, поскольку среди видов деятельности самозанятых производство и реализация одежды, обуви, а также товаров для детей очень распространены. С введением обязательной маркировки самозанятые граждане вынуждены будут либо прекратить свою деятельность, либо работать вне закона.

— Вы как-то пытаетесь решить эту проблему? В прошлом году такая масштабная кампания была по легализации самозанятых. А сейчас людей вынуждают уходить с рынка…

— Сейчас мы обсуждаем с законодательными органами возможность изменений, которые дадут право самозанятым торговать товарами, подлежащими маркировке. Одновременно с этим вместе с самозанятыми ищем пути, которые позволят минимизировать их затраты на маркировку товаров.

— Очевидно, что в нормативном регулировании обязательной маркировки товаров немало пробелов. Что вы считаете наиболее существенным?

— Пробелов много. Не до конца исследованы варианты взаимодействия систем маркировки и «Меркурий». Нет понимания, каким образом эти две системы будут интегрироваться. Также отсутствует четкий механизм работы в случае образования брака продукции, поскольку использовать повторно код маркировки невозможно. Что качается технических нюансов — отсутствует готовое решение в части методических указаний по нанесению кодов маркировки на полиэтиленовую пленку. При этом 30−40% молочной продукции производится с использованием именно такой пленки.

Но главный пробел — это нецелесообразность и избыточность самой системы. Маркировка не выполняет задачу защиты потребителей от контрафакта, не может предотвратить ни один из видов незаконного производства продукции. Для борьбы с основными видами фальсификата и другого «серого» производства уже введены и действуют другие системы.

Подготовила Динара Сафина

Материалы по теме

Партнёры TatCenter:
1 из 1
Новости
22 Ноября 2024, 14:50

Казань планирует привлечь 74 тыс. новых работников До 2030 года

13 тыс. из них должны иметь высшее образование, а 60 тыс. — среднее профессиональное.

Казань стремится укрепить свою индустриальную базу и планирует привлечь 74 тыс. новых специалистов до 2030 года. Об этом сообщила министр труда, занятости и соцзащиты Татарстана Эльмира Зарипова на XXXIV сессии Казгордумы.

По словам министра, Казань играет важную роль в экономике РТ, так как здесь проживает каждый третий житель республики, и большинство вакансий приходится на промышленные сектора, такие как машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность. В настоящее время в городе имеется около 13 тыс. вакансий, и каждая четвертая из них связана с промышленностью. Наиболее востребованные профессии включают сварщиков, монтажников, инженеров и водителей. Из 74 тыс. специалистов, которые потребуются Казани в ближайшие годы, 13 тыс. должны иметь высшее образование, а 60 тыс. — среднее профессиональное.

Ранее TatCenter писал, что в РТ наблюдается значительный рост спроса на работников в сфере транспорта и логистики.

Зарипова Эльмира Амировна

Министр труда, занятости и социальной защиты РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: