Максимальное количество денег при минимальных усилиях — задача «охотников за чужими деньгами». В настоящее время практически все банки РФ закончили переход с карт только с магнитной полосой на карты с микропроцессорной технологией. А ТАТСОЦБАНК в качестве дополнительных мер защиты не разрешает проводить транзакции по магнитной полосе. Эта ограничительная мера свела риск совершения мошеннических транзакций с использованием скимминга (устройство для считывания данных карты) к нулю.
Тогда интересы мошенников переместились в область электронной коммерции — к интернет-магазинам. Но и здесь ТАТСОЦБАНК еще в конце 2017 года постарался максимально обезопасить своих клиентов за счет подключения всех карт банка к сервису безопасных интернет-платежей 3D-Secure. Дополнительно, в SMS-сообщениях от банка, содержащих код 3D-Secure, банк указывает наименование точки обслуживания, название и сумму операции. Это позволяет клиентам однозначно понимать суть совершаемой ими операции, что очень важно в случаях, когда клиент делает операцию на мошенническом сайте или под воздействием социального мошенничества.
И теперь все зависит от самого клиента, прежде всего, от его уровня финансовой грамотности.
Так, по данным , порядка 97% процентов потерь клиентами денежных средств являются результатом использования социальной инженерии.
Справка
По данным ЦБ РФ, за 2018 год мошенникам удалось похитить с карт россиян почти 1,4 миллиарда рублей — это на 44% больше, чем годом ранее. Большинство случаев хищения связано с социальной инженерией.
Обычно, это участившиеся в последнее время случаи, когда мошенники звонят человеку и представляются сотрудниками службы безопасности банка. Они могут обратиться к жертве по имени и отчеству, иногда им известны даже последние цифры номера карты (их легко подсмотреть на выброшенном клиентом чеке из банкомата или терминала). Благодаря этим данным мошенники входят в доверие и побуждают человека сообщить недостающую для списания денег с карты информацию. Кроме того, в последнее время злоумышленники научились подменять телефонные номера — когда они звонят, у жертвы на телефоне высвечивается настоящий номер службы поддержки банка. Достаточно часто на заднем фоне жертва слышит фразы других мнимых операторов банка, напоминающие работу настоящего Call-центра банка.
Еще один распространенный метод мошенничества — ложные SMS-сообщения. Например, жертва получает SMS-сообщение о блокировке банковской карты с предложением перезвонить по указанному телефону: «Ваша банковская карта заблокирована. Информация по телефону: +7 ххх ххх хххх, Центробанк». Варианты подписи могут быть различными. Перезвонив по указанному номеру, жертва подает в объятия мошенников. Далее, ввиду якобы сбоя в системе, жертве предлагают подойти к ближайшему банкомату и произвести операции, которые ему укажут, или сообщить данные своей карты и высланный SMS-код, чтобы ее можно было разблокировать.
Посмотреть статус карты может и сам клиент. Так, например, клиенты ТАТСОЦБАНКа могут увидеть статус карты в мобильном приложении банка и, более того, им доступна даже информация об арестованной сумме (при наличии ареста по распоряжению службы судебных приставов).
Еще некоторые доверчивые клиенты продолжают верить звонкам от якобы сотрудников Банка России, обещающих выплатить компенсацию за потерянные когда-то деньги. Но чтобы получить ее, нужно заплатить комиссионный сбор или подоходный налог, налог на прибыль, банковский сбор, обязательную страховку, госпошлину, комиссию за перевод денег
Как с этим бороться
Ответ достаточно прост: проявляйте разумную бдительность и придерживайтесь довольно простых правил.
Пользуйтесь мобильным приложением банка для совершения банковских операций, не доверяйте реквизиты банковской карты непроверенным приложениям и интернет-ресурсам.
Никогда и никому не сообщайте полученные пароли (коды из SMS-сообщений) и кодовые слова, даже если тот, кто с вами говорит, представляется сотрудником банка. И элементарно, читайте текст SMS-сообщений от банка. Напомним, ТАТСОЦБАНК в сообщениях указывает все необходимые параметры операции.
Никогда не сообщайте незнакомцам данные карты, имея которые можно осуществить списание средств, – номер банковской карты и CVC-код (есть на обратной стороне каждой карты).
На оборотной стороне карты всегда есть телефон Call-центра банка, на который всегда можно позвонить, если у вас есть сомнения, что что-то не так с вашей картой. И, конечно же, ни в коем случае не звоните по тем телефонам, которые присылаются в SMS-сообщениях, аналогичных приведенным в середине статьи.
При покупке товаров и услуг у незнакомых людей через интернет-сервисы для размещения объявлений обязательно обращайте внимание на форму оплаты. Если с вас требуют предоплату (частичную или полную), есть основания предполагать, что вы имеете дело с мошенниками.
Аналогично не следуйте просьбам перевести оплату за предоставляемые по привлекательной цене товар или услугу на банковскую карту продавца или его электронный кошелек. Если вы это сделаете, то вы никогда не докажете, что произвели оплату за несуществующий товар или сервис или не сможете сдать товар, даже если его получите.
И помните: сохранность ваших денежных средств, прежде всего, зависит от вас.
Иванов Вадим,
начальник управления пластиковых карт АО «ТАТСОЦБАНК»
специально для TatCenter
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: