Мнения Новости
03 Сентября 2019, 15:59
Челны, КАМАЗ, НЕФАЗ: кто кого

Сергей Когогин, КАМАЗ: Стоит остановиться — идти не сможешь, не то что бежать

Гендиректор КАМАЗа на выставке COMTRANS 2019 рассказал о причинах убытка автогиганта, раскритиковал работу администрации Челнов в части пассажирских перевозок и сделал прогноз по объему рынка грузового транспорта на 2019−2020 годы.

Почему КАМАЗ понес убытки в 1п. 2019 года?

— Финансовый результат при нашей инвестиционной нагрузке сверххороший ждать мы не можем. Мы представили программу развития КАМАЗа акционерам много лет назад, они ее одобрили, мы занялись ее реализацией. Рынок, к сожалению, оказался ниже ожиданий — минус 6% по итогам первого полугодия. Мы рассчитываем на традиционное повышение сезонного спроса, это, как правило, четвертый квартал — он всегда бывает лучше, чем все остальные, за исключение прошлого года. Мы видим, что наша дилерская сеть, корпоративные клиенты подтягивают заказы на четвертый квартал — традиционно у крупных компаний начнется освоение бюджетов. Никто не торопится, все откладывают покупки.

Справка

По РСБУ убыток ПАО «КАМАЗ» по итогам первого полугодия превысил 2 млрд рублей. Это почти в 2,5 раза больше, чем в январе-июне 2018 года, когда убыток челнинского холдинга составлял 803,75 млн.

По МСФО ПАО «КАМАЗ» получил по итогам первого полугодия 2019 года 3 млрд рублей чистого убытка против прибыли в размере 1,6 млрд рублей в аналогичном периоде прошлого года.

На отрицательный финансовый результат ПАО «КАМАЗ» в первом полугодии влияние оказали три фактора:

Состояние рынка тяжелых грузовиков.

Инвестиционная нагрузка КАМАЗа.

Неспособность администрации Набережных Челнов заниматься пассажирскими перевозками.

В чем заключаются основные претензии к исполкому Челнов?

— Несколько лет назад КАМАЗ подарил свое транспортное предприятие городу. 60% городских перевозок пассажиров проводилось трамваями, это не наша функция и мы с акционерами приняли решение отдать ее городу, передав в лизинг 190 автобусов на газовом топливе. Сегодня долги города по лизинговым платежам и сервисному обслуживанию превышают 700 млн рублей.

Администрация Набережных Челнов показала, что абсолютно не способна организовать перевозки. С частных перевозок хотели все переключить на муниципалитет, КАМАЗ безвозмездно передал все трамваи (помимо автобусов в лизинг), в ответ получили только проблемы: в прошлом году доходило до того, что со второй смены мы не могли вывезти людей. Это было ЧП. Мы полностью перешли на частного перевозчика.

Сегодня мы больше не имеем дело с муниципалитетом по маршрутам. Соответственно, это тоже влияет на отрицательный результат. Город до сих пор не может организовать перевозки так, чтобы каждый автобус приносил хоть какой-то денежный поток. Это довольно существенный пробел в нашей финансовой дисциплине, мы ведем переговоры с республикой и с городом, чтобы эту проблему решили. Закончится, скорее всего, тем, что мы будем вынуждены изъять автобусы и продать их другим клиентам.

Как дела на заводе кабин в Челнах?

— Завод кабин на КАМАЗе запустили в конце мая. Мы добивались пока отладки оборудования, сейчас мы в нормативе. Все требования компании Mercedes-Benz соблюдены.

Поскольку бизнес-план в этом году уже сверстан, запуск завода состоится в декабре — это совместное решение с компанией Daimler. На программу этого года нам достаточно кабин, которые мы выпустили в режиме отладки оборудования. На конечную стоимость автомобиля кабина будет влиять, пока мы не выйдем на выпуск 20−30 тыс. автомобилей в год с такой кабиной. Конечно, себестоимость будет вызывать у нас вопросы. Тем не менее, локализацию мы провели достаточно уверено, вся основная штамповка делается в России. И мы с компанией Daimler отработали программу использования совместных деталей для повышения серийности производства.

Справка

В Набережных Челнах 27 мая 2019 года открыли завод по производству каркасов кабин. Мощность нового производства ПАО «КАМАЗ» составит 55 тыс. единиц в год. Площадь нового завода превышает 60 тыс. кв. метров, производство состоит из четырех цехов: окраски, сварки, логистики и энергоцентра.

На заводе будут производить каркасы кабин для грузовиков на основании аналогичного элемента фирмы Daimler для установки на грузовики Mercedes-Benz и на новые модели «КАМАЗа». Застройщиком и инвестором выступило ПАО «КАМАЗ», генподрядчик строительства — компания «Евростиль».

На заводе каркасов кабин будет создано 700 новых рабочих мест. Совокупный объем инвестиций в проект превысил 14 млрд рублей.

Какие объемы продаж КАМАЗ ожидает в 2019 году?

— Наша оценка в текущем году — до 30 тыс. грузовиков — продажи КАМАЗа на российском рынке. Общий объем рынка России мы оцениваем в 58 тыс. машин. Был пессимистичный прогноз по объемам продаж на текущий год в размере 52 тыс. грузовиков, но я в него не верю. Я думаю, 58 тыс. — это ниже, чем в прошлом году, но этого достаточно, чтобы КАМАЗ чувствовал себя уверенно.

Кроме того, на второе полугодие у нас ложится основной пул контрактов по экспорту. Мы подписали трехлетний контракт в Туркменистане, задача — поставить почти 900 автомобилей в текущем году. Идет активная работа по рынку Узбекистана — контракты подписаны, они превышают 1000 единиц, идет отгрузка. Ключевой рынок — Казахстан — здесь тоже рассчитываем на продажи, хотя на этом рынке в текущем году падение составляет почти 30%. Но это не мешает нам там активно работать. Подписан контракт с Вьетнамом и мы начали по нему работать — приступаем к отгрузке.

В целом для КАМАЗа в 2019 году объем продаж на российском рынке ожидается на уровне 28,5−30 тыс. Еще 5 тыс. грузовиков рассчитываем продать на экспорт.

КАМАЗ снизил прогноз по продажам на 2019 год

В декабре 2019 года холдинг сообщал, что в соответствии с планом, в 2019 году КАМАЗ намерен продать 39 тыс. автомобилей. Из них 6 тыс. машин компания отправит на экспорт, 33 тыс. автомобилей — на российский рынок.

Какие ожидания в части развития рынка грузовиков на 2020 год?

— В 2020 году объем рынка будет точно не больше, чем в 2019-м. Драйвером роста может послужить отложенный спрос, так как падение коммерческих перевозок не столь значительное, чтобы транспорт оказался невостребованным. В этом году серьезный провал зафиксирован в сегменте магистральных тягачей, но до этого три года на них был хороший спрос. Перевозчики не смогут работать на старом парке больше чем два года, дальше им все равно понадобится обновление.

Наш прогноз основан на всех сегментах, где работает КАМАЗ. Мы будем активно продвигать новую продукцию. Если рынок вдруг начнет расти, например, в связи с более активной реализацией национальных проектов в области дорожного и жилищного строительства, в этом случае запас прочности по мощностям у КАМАЗа есть. Мы можем быстро нарастить выпуск. Пока мы сдержаны и осторожны в оценке рынка 2020 года.

Записала Юлия Амочаева

Когогин Сергей Анатольевич

Генеральный директор ПАО "КАМАЗ"

Разобраться
05 Декабря 2025, 13:46

ЦБ отменяет валютные ограничения: как это повлияет на рубль, бизнес и экспорт

С 8 декабря 2025 года россияне и «дружественные» нерезиденты смогут свободно переводить валюту за рубеж. Это решение ЦБ не только снимает давление с внутреннего рынка, но и меняет правила игры для бизнеса и экспортеров — от снижения валютных рисков до упрощения международных операций. Разбираемся, кто выигрывает, а что остается под запретом.

Отмена ограничений на переводы иностранной валюты за рубеж, анонсированная Банком России сегодня и вступающая в силу 8 декабря 2025 года, — это важный сигнал о нормализации валютного рынка и уверенности регулятора в его устойчивости. Это решение имеет масштабные последствия как для экономики в целом, так и для конкретных участников: граждан, бизнеса, производителей и экспортеров. Ниже — анализ практических последствий этого шага, основанный на текущей макроэкономической обстановке и логике регулятора.

Что это значит для экономики в целом?

Подтверждение стабильности валютного рынка
Решение снять ограничения — прямое следствие низкой волатильности курса рубля, высокой валютной ликвидности и устойчивого баланса спроса и предложения на валюту. Как отмечалось в «Обзоре финансовой стабильности» за II-III кварталы 2025 года, волатильность курса находится на минимальном уровне с 2022 года, а чистые продажи валюты экспортерами, несмотря на снижение цен на нефть, остаются стабильными.

Снятие ограничений снижает издержки по управлению валютной ликвидностью и уменьшает искажения, связанные с «теневым курсом», что положительно влияет на доверие к рублю.

Сигнал о нормализации режима капитального контроля
Это — первый крупный шаг к постепенной либерализации валютного режима. Хотя полное снятие контроля пока не происходит (ограничения сохраняются для нерезидентов из «недружественных» стран), сам факт отмены лимитов для россиян и «дружественных» нерезидентов говорит о том, что риск оттока капитала оценивается как низкий.

Это может ускорить возвращение доверия к российской финансовой системе со стороны иностранных участников, особенно из стран Азии и Ближнего Востока.

фото: Антон Черныш/TatCenter.ru

Для бизнеса и производств

Упрощение валютных операций для импортозависимых предприятий
Хотя решение касается физических лиц, оно косвенно влияет и на бизнес:

руководители, владельцы и сотрудники компаний смогут легко переводить валюту за рубеж для личных целей, без использования «серых» схем;

это снижает риски уголовной ответственности и уменьшает зависимость от нелегальных каналов, которые часто связаны с завышением импортных контрактов.

Снижение давления на внутренний валютный рынок
Ранее ограничения создавали напряжение на рынке наличной валюты и способствовали росту курсовой разницы между официальным и «черным» рынком. Теперь спрос на валюту будет легализован, что улучшит прозрачность и предсказуемость.

Для производств, зависящих от импорта компонентов (машиностроение, IT, фармацевтика), это косвенно снижает валютные риски, так как укрепляет доверие к рублю и уменьшает вероятность резких девальваций.

Для экспортеров

Уменьшение давления на «чистые продажи»
Экспортеры ранее были вынуждены активно продавать валюту на внутреннем рынке, так как у граждан и компаний не было возможности легально вывести средства. Теперь часть валютной выручки может уходить за рубеж легально, что снижает перекупленность рубля.

Это снижает риск искусственного укрепления рубля, которое давит на доходы экспортеров — особенно в нефтегазовом секторе, где уже сейчас фиксируется падение выручки из-за снижения цен на Urals (до $ 53/барр. по данным отчета).

Улучшение условий для реинвестирования прибыли
Зарубежные дочерние компании российских экспортеров (например, торговые хабы в ОАЭ, Казахстане, Армении) смогут легче получать переводы от физических лиц-бенефициаров, что упрощает управление международными структурами.

Снижение рисков для «дружественных» партнеров
Физические лица — партнеры из дружественных стран (Китай, Индия, Турция, Казахстан и др.) теперь могут свободно выводить доходы, полученные в России. Это повышает привлекательность российских активов и может стимулировать инвестиции в реальный сектор.

фото: kzn.ru

Что НЕ меняется — важные ограничения

Юридические лица из недружественных стран по-прежнему не могут выводить средства.

Не работающие нерезиденты из недружественных стран также остаются под запретом.

Для банков из недружественных стран разрешены только рублевые переводы через корреспондентские счета.

Это означает, что санкционное давление сохраняется, а мера направлена исключительно на стабилизацию внутреннего рынка, а не на открытие капитального счета.

Подведем итог

Снятие ограничений на переводы валюты — знак зрелости и устойчивости российского валютного рынка. Для экономики это шаг к нормализации. Для бизнеса — снижение рисков и административных издержек. Для экспортеров — снятие давления на курс рубля и улучшение условий для международной деятельности.

Однако это не означает полной либерализации. Регулятор сохраняет контроль над капиталом, но делает его более гибким и прозрачным. Это соответствует логике, заложенной в «Обзоре финансовой стабильности»: «финансовая система должна поглощать, а не усиливать шоки».

Теперь — при сохранении санкционных рисков и волатильности на сырьевых рынках — у бизнеса появляется больше предсказуемости, а у граждан — больше свободы.

Арслан Закиров

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: