В Татарстане 8 сентября пройдут выборы с Госсовет шестого созыва. Доктор политических наук Сергей Сергеев уверен, что если партии проигнорируют социальные вопросы, начнется протестное голосование. Глава кафедры конфликтологии КФУ Андрей Большаков считает, что за выборами-2019 последует очередное испытание для республиканской элиты. А член ОП РТ Юрий Алаев говорит, что смутьяны в парламент не пройдут.
В новом выпуске проекта «Мнения» — рассуждения члена Открытого штаба наблюдателя при ОП РТ, доктора социологических наук и профессора КНИТУ Андрея Тузикова. Он убежден, что полагаться только на законность во время предвыборной кампании не имеет смысла. Ведь избиратели воспринимают нарушения на выборах так, как их трактует власть и оппозиция. Социолог объясняет, почему интерпретация политических событий важнее, чем сухие факты.
Сомнение в честности подрывает веру во власть
Работа с мнением — основное оружие во время информационной борьбы. Не секрет, что сегодняшняя легитимность власти (нравится она кому-то или нет) напрямую зависит от выборов. Любая власть должна пройти через выборы — и только тогда она считается легитимной. Поэтому любое сомнение избирателей в том, что выборы прошли незаконно, ударяет по действующей власти.
Легитимность — это не только законность выборов. Легитимность наступает тогда, когда граждане признают власть президента, парламента, губернатора и готовы подчиняться их требованиям. Политтехнологи на стороне власти должны помнить об этом и работать с мнением граждан. Тогда они смогут выбить из рук несистемной оппозиции тезис о том, что выборы проходят нечестно.
Как работают оранжевые революции?
Вспомним американского политолога Джина Шарпа. Его считают классиком оранжевых революций. Шарп с 1970-х годов написал больше шести книг и десятки статей о ненасильственной борьбе. В своих работах он рассуждал, что для такой борьбы оппозиция должна «раздувать» впечатление масс о том, что выборы проходят незаконно и с нарушениями.
Если нарушений нет или мало, то их можно «придумать». Например, отдельные нарушения могут трактоваться как системные — будто такая же ситуация происходит на всех избирательных участках. Тогда у населения поднимется протестное настроение и часть общества выступит против действующей власти.
Предвыборная кампания в Татарстане уже проходит на фоне протестов в Москве. Несистемная оппозиция декларирует чуть ли не еженедельные митинги. Активисты обвиняют власти во всех смертных грехах. Это не значит, что чиновники всегда «белые и пушистые». Но и не «черные и дьявольские», как представляет их оппозиция.
Что важнее для избирателя — закон или справедливость?
Во время Октябрьской революции эсер Борис Савинков подошел к генералу Лавру Корнилову. Вместе они обсуждали перспективы Белого движения, которое противостояло коммунистам и Красной армии. Тогда Савинков заявил генералу — идею можно победить только другой, более сильной идеей. История показала, какая идея оказалась сильнее.
Все, что связано с идейным противоборством, должно работать только в формате трактовок. Ведь сейчас крайне тяжело отличить факт от фейка. И, даже, имея дело с доказанными фактами, важна их интерпретация. Поскольку одно и то же событие можно истолковать по разному.
В 1982 году Римский папа Иоанн Павел II прилетел в Варшаву. Тогда журналисты спросили пантифика: «Как вы относитесь к тому, что в Польше появились публичные дома?». На что Папа наивно спросил в ответ: «А разве в Польше есть публичные дома?». На следующий день газеты вышли с заголовками: «Приземлившись в Варшаве, Римский папа поинтересовался: „А есть ли в Варшаве публичные дома?“».
Примеры из истории показывают, как важны трактовки. Поэтому во время избирательной кампании нельзя уповать только на сухую букву закона — особенно в России. Ведь россияне часто судят не по закону, а по понятиям о совести и справедливости.
Записал Александр Токарев
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: