Оборот розничной торговли в Татарстане вырос до 449 млрд рублей в первом полугодии. В республике усиливается присутствие федеральных ритейлеров. За год удельный вес торговых сетей в общем объеме оборота увеличился на 0,7 п.п. и составил 29,3%, обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей достигла 843 кв. метров против 773 «квадратов» годом ранее.
Ритейлеры утверждают, что готовы сотрудничать с татарстанскими поставщиками и производителями. Ключевые условия — регулярные, бесперебойные поставки точно в срок. При этом сети открывают собственные пекарни и постаматы для товаров с AliExpress, удерживая и наращивая лояльность потребителей, поведение которых изменилось.
Покупатели берут продукты здесь и сейчас
Bright Consluting провела исследование рынка фермеров, молочных комбинатов, хлебобулочных заводов и других поставщиков. Директор компании Мария Машенкова рассказывает, что в 80% случаев потребитель выбирает продукты сразу на месте. Он не поедет в другой магазин ради любимого бренда. Вместо этого клиент купит похожий по цене и качеству товар.
При этом покупатель все чаще склоняется в пользу магазина крупной сети. Чаще — федеральной, а не региональной. В топ-3 продуктовых ритейлеров, по версии Bright Consulting, входят:
X5 Retail Group - 10,7% доля рынка;
Магнит - 7,7% доля рынка;
Лента - 2,8% доля рынка.
Локальным поставщикам попасть на полки федеральных ритейлеров становится все сложнее. С каждым годом они повышают требования к производителям. Например, «федералы» могут принимать от фермеров картофель от 45 мм в диаметре, тогда как по ГОСТу он должен быть не меньше 40 мм. За любой мятый край или повреждение плода его списывают в брак. Из-за подобных требований фермерам тяжело продвинуть овощи и фрукты на прилавки крупных сетей.
Кроме того, ритейлеры активно налаживают собственное производство — выпекают хлеб, предлагают готовые завтраки, обеды и ужины. Также за последние два года сети стали сотрудничать с крупными онлайн-платформами. Например, с 2019 года в магазинах «Пятерочка» появятся товары с AliExpress. А значит локальным производителям игрушек, посуды и других непродовольственных товаров придется конкурировать уже не только между собой, но и с главным маркетплейсом планеты.
Ритейлеры требуют от поставщиков дисциплины и халяль-товаров
Начальник управления по работе с госорганами в Поволжье X5 Retail Group Тимур Баймуллин говорит, что на прилавках магазинов сети в Татарстане 30−40% занимают товары местных производителей, а продукция от локальных пекарен — до 90%.
С 2016 года ритейлеры в республике стали расти за счет конкурентов, продавших им свои магазины. Сейчас прирост «федералов» замедлился и они делают упор на стандарты качества, сервис, скидки и персонал.
По словам Баймуллина, крупные сети не сотрудничают с локальными поставщиками из-за того, что не могут наладить общение друг с другом.
Заместитель коммерческого директора «Бахетле» Антон Мартынов рассказывает, что после 2014 года стали развиваться фермерские хозяйства. В этом фермерам помогли санкции, из-за которых продуктовый импорт в Россию существенно сократился. Ритейлерам пришлось закупаться у местных фермеров — даже несмотря на то, что их товар обходится дороже, чем у крупных поставщиков. Ведь клиенты готовы переплачивать за натуральный продукт.
Потребители сейчас готовы платить и за тренд на халяль-продукцию. Даже московские магазины готовы закупаться продуктами, которые могут предоставить поставщики из Татарстана. В самой республике, по мнению Мартынова, не хватает халяль-конфет и сыров.
В Татарстане слишком много «молочки»
Ритейлеры, поставщики и эксперты считают, что в Татарстане перенасыщен рынок молочной продукции. Рядом с Казанью, где есть свои профильные предприятия, расположены и крупные районные молочные комбинаты, например, в Зеленодольске. Поставщикам из других городов трудно попасть на прилавки чужих магазинов. Ведь покупатели предпочитают брать свежие молоко и творог. А потребители уверены: самая свежая «молочка» — с ближайшего завода или фермы. Кроме того, «федералы» любят работать с теми поставщиками, которые используют долговечную упаковку. Так «молочка» остается годной дольше, а значит и продавать ее тоже можно дольше.
По словам Марии Машенковой, один из республиканских молкомбинатов потратил три года, чтобы закрепиться в федеральных сетях. Заводу пришлось устраивать акции и продавать товар со скидкой, чтобы его купили казанцы. А зайти на рынки Самары или Ульяновска производителю пытался несколько раз.
Четверть покупателей берут пиво из Татарстана
Как заявила замдиректора ООО «Алкоторг» по продаже пива и сопутствующих товаров Алсу Хайруллина, в Татарстане работают 20 производителей пива. Из них 98% рынка занимают «Булгарпиво», «Эфес» и «Татспиртпром» (завод «Белый Кремль»). Покупатели, по ее утверждению, в 25% случаев выбирают местное пиво.
Хайруллина говорит, что продавать пиво местным производителям сложнее, чем «молочку». Творог, сметана и йогурт быстро портятся, магазинам выгоднее работать с поставщиками в регионах — ведь они могут предоставить более свежий товар. В случае с алкоголем федеральные сети предпочтут работать с теми брендами, которые легче доставить и продать.
«60% пива продается в локальных и федеральных сетях. Не скажу, что в федеральные сети очень тяжело зайти. Если ритейлер видит, что конкретный товар принесет прибыль с конкретного места на полке, то он договорится с поставщиком. Везде работают законы рынка. Самая большая сложность — продать товар с прилавка. Для этого брендам нужно выделиться на фоне конкурентов», — заключает Хайруллина.
Александр Токарев
Фото автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: