Новости Разобраться
09 Августа 2019, 11:00

Как в Татарстане договориться о поставках товара в федеральные сети

Крупные ритейлеры объяснили, по какому принципу они сотрудничают с фермерами и локальными производителями.

Оборот розничной торговли в Татарстане вырос до 449 млрд рублей в первом полугодии. В республике усиливается присутствие федеральных ритейлеров. За год удельный вес торговых сетей в общем объеме оборота увеличился на 0,7 п.п. и составил 29,3%, обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей достигла 843 кв. метров против 773 «квадратов» годом ранее.

Ритейлеры утверждают, что готовы сотрудничать с татарстанскими поставщиками и производителями. Ключевые условия — регулярные, бесперебойные поставки точно в срок. При этом сети открывают собственные пекарни и постаматы для товаров с AliExpress, удерживая и наращивая лояльность потребителей, поведение которых изменилось.

Покупатели берут продукты здесь и сейчас

Bright Consluting провела исследование рынка фермеров, молочных комбинатов, хлебобулочных заводов и других поставщиков. Директор компании Мария Машенкова рассказывает, что в 80% случаев потребитель выбирает продукты сразу на месте. Он не поедет в другой магазин ради любимого бренда. Вместо этого клиент купит похожий по цене и качеству товар.

При этом покупатель все чаще склоняется в пользу магазина крупной сети. Чаще — федеральной, а не региональной. В топ-3 продуктовых ритейлеров, по версии Bright Consulting, входят:

X5 Retail Group - 10,7% доля рынка;

Магнит - 7,7% доля рынка;

Лента - 2,8% доля рынка.

Локальным поставщикам попасть на полки федеральных ритейлеров становится все сложнее. С каждым годом они повышают требования к производителям. Например, «федералы» могут принимать от фермеров картофель от 45 мм в диаметре, тогда как по ГОСТу он должен быть не меньше 40 мм. За любой мятый край или повреждение плода его списывают в брак. Из-за подобных требований фермерам тяжело продвинуть овощи и фрукты на прилавки крупных сетей.

Кроме того, ритейлеры активно налаживают собственное производство — выпекают хлеб, предлагают готовые завтраки, обеды и ужины. Также за последние два года сети стали сотрудничать с крупными онлайн-платформами. Например, с 2019 года в магазинах «Пятерочка» появятся товары с AliExpress. А значит локальным производителям игрушек, посуды и других непродовольственных товаров придется конкурировать уже не только между собой, но и с главным маркетплейсом планеты.

Ритейлеры требуют от поставщиков дисциплины и халяль-товаров

Начальник управления по работе с госорганами в Поволжье X5 Retail Group Тимур Баймуллин говорит, что на прилавках магазинов сети в Татарстане 30−40% занимают товары местных производителей, а продукция от локальных пекарен — до 90%.

С 2016 года ритейлеры в республике стали расти за счет конкурентов, продавших им свои магазины. Сейчас прирост «федералов» замедлился и они делают упор на стандарты качества, сервис, скидки и персонал.

По словам Баймуллина, крупные сети не сотрудничают с локальными поставщиками из-за того, что не могут наладить общение друг с другом.

«Мы задаем поставщикам вопросы, а их менеджмент не может ответить на них. Коммуникация обрывается, а производители ругаются на нас. Но не мы плохие — надо просто копаться в себе. Улучшать свой менеджмент и бизнес процессы», — рекомендовал он малому бизнесу.

Заместитель коммерческого директора «Бахетле» Антон Мартынов рассказывает, что после 2014 года стали развиваться фермерские хозяйства. В этом фермерам помогли санкции, из-за которых продуктовый импорт в Россию существенно сократился. Ритейлерам пришлось закупаться у местных фермеров — даже несмотря на то, что их товар обходится дороже, чем у крупных поставщиков. Ведь клиенты готовы переплачивать за натуральный продукт.

«Но есть проблема. Мы запускаем на полки фермера, а через полтора месяца он перестает поставлять товар. Часто мелкие поставщики не могут оформить сопроводительные документы», — поясняет Мартынов.

Потребители сейчас готовы платить и за тренд на халяль-продукцию. Даже московские магазины готовы закупаться продуктами, которые могут предоставить поставщики из Татарстана. В самой республике, по мнению Мартынова, не хватает халяль-конфет и сыров.

В Татарстане слишком много «молочки»

Ритейлеры, поставщики и эксперты считают, что в Татарстане перенасыщен рынок молочной продукции. Рядом с Казанью, где есть свои профильные предприятия, расположены и крупные районные молочные комбинаты, например, в Зеленодольске. Поставщикам из других городов трудно попасть на прилавки чужих магазинов. Ведь покупатели предпочитают брать свежие молоко и творог. А потребители уверены: самая свежая «молочка» — с ближайшего завода или фермы. Кроме того, «федералы» любят работать с теми поставщиками, которые используют долговечную упаковку. Так «молочка» остается годной дольше, а значит и продавать ее тоже можно дольше.

По словам Марии Машенковой, один из республиканских молкомбинатов потратил три года, чтобы закрепиться в федеральных сетях. Заводу пришлось устраивать акции и продавать товар со скидкой, чтобы его купили казанцы. А зайти на рынки Самары или Ульяновска производителю пытался несколько раз.

Четверть покупателей берут пиво из Татарстана

Как заявила замдиректора ООО «Алкоторг» по продаже пива и сопутствующих товаров Алсу Хайруллина, в Татарстане работают 20 производителей пива. Из них 98% рынка занимают «Булгарпиво», «Эфес» и «Татспиртпром» (завод «Белый Кремль»). Покупатели, по ее утверждению, в 25% случаев выбирают местное пиво.

Хайруллина говорит, что продавать пиво местным производителям сложнее, чем «молочку». Творог, сметана и йогурт быстро портятся, магазинам выгоднее работать с поставщиками в регионах — ведь они могут предоставить более свежий товар. В случае с алкоголем федеральные сети предпочтут работать с теми брендами, которые легче доставить и продать.

«60% пива продается в локальных и федеральных сетях. Не скажу, что в федеральные сети очень тяжело зайти. Если ритейлер видит, что конкретный товар принесет прибыль с конкретного места на полке, то он договорится с поставщиком. Везде работают законы рынка. Самая большая сложность — продать товар с прилавка. Для этого брендам нужно выделиться на фоне конкурентов», — заключает Хайруллина.

Александр Токарев
Фото автора

Новости
23 Ноября 2024, 11:20

Пятое заседание Госсовета РТ седьмого созыва пройдет 28 ноября

На нем рассмотрят 19 вопросов.

Пятое заседание Госсовета РТ седьмого созыва пройдет 28 ноября, как сообщили в пресс-службе парламента. Решение было принято накануне на заседании президиума. Ожидается, что на заседании обсудят 19 вопросов, включая девять законопроектов, разработанных на региональном уровне.

По словам секретаря Госсовета Лилии Мавриной, одним из основных пунктов повестки дня станет рассмотрение во втором чтении законопроекта о бюджете республики и Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и плановые периоды 2026 и 2027 годов.

Напомним, в здании Госсовета РТ проведут ремонтные работы на сумму 56 млн рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: