Неделю назад TatCenter опубликовал конспект лекции теоретика медиа Герта Ловинка. Тогда лектор рассказал о монополии Facebook, Apple и Google, которая сложилась за последние 10 лет. Ловинк заявил, что сеть и сервисы должны распределить контроль над интернетом и деньгами поровну по всему миру.
Теперь в сети появился доклад американского аналитика Мэри Микер, которая изучает сеть с момента ее зарождения в 1990-х. Микер создала собственную аналитическую компанию Bond Internet Trends и выпустила первый доклад. В нем собрали данные от McKinsey, Goldman Sachs, Morgan Stanley и других аналитиков. TatCenter рассказывает, как изменилась демография пользователей и на сколько вырос рынок интернет-рекламы.
51% населения планеты пользуется сетью
По данным Всемирного Банка на Земле живет 7,53 млрд человек. Среди них, по подсчетам в 2018 году, 3,8 млрд человек пользуются интернетом. За год этот показатель вырос на 6%, что на 1 п.п. меньше, чем в 2017 году. В 2016 году показатель прироста достиг последнего пика и с тех пор падает.
В 2018 году в мире продали на 4% новых смартфонов меньше, чем в 2017 году. До 2016 года наблюдался только прирост продаж. Лидирующие позиции занимают Android-смартфоны, которые за восемь лет заняли половину всех продаж. При этом годовые темпы прироста, как показывает красный график, неуклонно падают после пика в 2010 году.
За 9 лет проникновение интернета увеличилось в два раза. В 2009 году 24% населения пользовались сетью, а в 2018 — 51%. 53% всех пользователей по итогам 2018 года живет в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Среди них проникновение интернета достигает 40%. Получается, что почти каждый второй интернет-пользователь живет в Азии. При этом наибольшее проникновение сети — в Северной Америке. Там интернетом пользуется 89% населения.
Среди стран по количеству пользователей интернета лидирует Китай, где половина всего населения посещает сеть — это около 0,8 млрд человек. Во всем мире китайские пользователи занимают долю в 21%, а пользователи из Индии — 12%. Россия занимает седьмое место по проникновению интернета.
Мобильная реклама догнала ТВ
В 2010 году ситуация на мировом медиа-рынке выглядела так: лидером по просмотрам контента и рекламы оставалось телевидение, которое занимало долю в 43% по времени просмотров. Трафик с компьютеров занимал третье место, а трафик с мобильных платформ был самым низким.
К 2018 году ситуация кардинально изменилась. Теперь по времени просмотров рекламы и контента мобильный трафик практически догнал трафик с ТВ. При этом время просмотров между контентом и рекламой в мобильных платформах, десктопах и ТВ одинаковые.
Расходы на интернет-рекламу выросли на 22% в 2018 году. Основной прирост расходов обеспечивает также реклама для мобильных платформ. Годовые темпы прироста, как показывает красный график, поднялись до последнего пика в 2011 году. Расходы на рекламу для компьютеров и ноутбуков занимают меньше половины от всей интернет-рекламы.
Больше всего рекламных бюджетов привлекают платформы Google. В первом квартале 2019 года компания привлекла в 1,4 раза больше денег, чем в начале 2017 года. Платформы Amazon, Твиттер, Snapchat и Pinterest пока значительно отстают от Google, но показывают куда больший прирост за тот же период — в 2,6 раза.
Секреты эффективной рекламы в интернете
По мнению Микер, успех главных соцмедиа платформ кроется в четырех факторах:
Таргет - сервисы показывают пользователям именно ту рекламу, которая их заинтересует.
Машинное обучение - видеохостинги научились генерировать и редактировать видео во время просмотра.
Каталоги - в сервисах появились галереи, откуда клиенты могут напрямую купить товары.
Уместная реклама - публикации, которые можно продвигать за деньги.
Также в докладе Bond Intended Trends особое внимание уделяется двум факторам, которые влияют на интерес пользователей. Так, согласно опросу 2BrightCove, 42% респондентов ответили, что попробовать новый сервис их побуждает пробный аккаунт. Это доказывает пример музыкального сервиса Spotify, где около 60% бесплатных пользователей покупают подписку.
Вторая причина, по которой подписчики соглашаются купить аккаунт в сервисе — рекомендации близких, о чем заявили 23% респондентов в опросе McKinsey. При этом примерно то же количество опрошенных заявили, что купить подписку их побудили денежное вознаграждение и желание попробовать что-то новое.
Лучший контент — картинки, видео, подкасты и игры
По результатам глобального интернет-опроса, в четвертом квартале 2018 года YouTube и Instagram остались единственным сервисами, популярность которых продолжила расти. Это значит, что визуальный контент привлекает пользователей больше, чем какой-либо другой.
Особенно популярны у пользователей видео-сторис. По данным Facebook, количество активных пользователей сториc Messenger с момента запуска новой функции в октябре 2018 года достигло 1 млрд человек. За полгода их количество выросло почти на 50%.
Кроме визуального контента новую волну популярности переживают подкасты — аудиозаписи диалогов, интервью и других шоу, которые можно скачать или послушать онлайн. Так, в США количество слушателей подкастов с 2008 года увеличилось больше, чем в три раза.
Видеоигры, ставшие частью цифровой культуры одновременно с интернетом, продолжают набирать популярность. Стриминоговый сервис Twich, где за геймерами можно наблюдать и общаться прямо во время игры, вновь стал набирать популярность. За 2018 год средняя длительность стрима увеличилась примерно с 16 до 25 минут. Среднее число активных стримеров увеличилось примерно на 50%.
Год назад самой нашумевшей игрой стала Fortnite — ее стримы записывали музыканты и блогеры. Так, трансляцию рэпера Дрейка и стримера Ninja посмотрели 600 тыс. человек. С 2014 по 2018 гг. количество игроков в Fortnite увеличилось на 25 п.п.
Почему доклад Микер важен и зачем слушать ее мнение
Мэри Микер работала аналитиком в инвестиционном банке Morgan Stanley в 1990-х. Уже тогда она изучала компьютеры и софт к ним, а в 1995-году Микер одна из первых опубликовала доклад The Internet Report. Долгое время она публиковала доклады в партнерстве с венчурной компанией Kleiner Perkins Caufield & Byers. В 2018 году Микер основала собственный фонд Bond Capital.
Полная версия доклада
Александр Токарев
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: