В Казани перед вторым чтением в Госдуме обсудили проект федерального закона об организации нестационарной и развозной торговли. Цель документа — развить малый бизнес и при этом сохранить облик городов и комфорт для жителей. Бизнес хочет снизить долю специализированной продукции и получить право передавать лавки родственникам. Чиновники на местах попросили федералов позволить им решать, как будут выглядеть и что будут продавать торговые павильоны.
Закон создаст спрос на 50 тыс. торговых авто
Законопроект об организации нестационарной и развозной торговли начали разрабатывать еще в 2015 году, однако его принятие откладывали несколько раз. Документ прошел первое чтение в Думе, перед решающим вторым чтением депутаты решили обсудить его с бизнесом и чиновниками на местах.
В проекте закона мобильные торговые объекты выделили в отдельную категорию. В нее включили те точки, которые могут располагаться в машине, на мотоцикле или велосипеде, пояснил замдиректора департамента развития внутренней торговли минпроторга РФ Сергей Лобанов. Владельцам лотков, ларьков и других нестационарных точек предлагают дать право регистрировать место на 5−7 лет с правом продлевать разрешение на больший срок.
Полномочия расширили и местным чиновникам. Теперь они могут:
Создавать правила размещения нестационарных точек;
Определять внешний вид точек;
Проводить торги на размещение временных магазинов;
Заключать договора с владельцами магазинов;
Взимать плату за размещение.
По прогнозам минпроторга РФ, в ближайшие годы предприниматели купят до 50 тыс. торговых авто, на оснащение которых потратят около 60 млрд рублей. Это даст толчок к развитию сопутствующего сервиса — откроются новые автомойки, точки шиномонтажа, мастерские по ремонту авто. Совокупные инвестиции в мобильную торговлю чиновники оценивают в 220 млрд рублей.
Благодаря законопроекту предприниматели смогут реконструировать 100 тыс. нестационарных торговых точек и открыть 150 тыс. новых. В результате частные инвестиции в этот сектор составят около 100 млрд рублей, а для 250 тыс. сотрудников появятся новые рабочие места. Продажи сельхозпродукции также должны вырасти на 4,5 млн тонн.
Казань просит право на снос киосков без суда
Замруководителя исполкома Казани Ильдар Шакиров сообщил, что городские чиновники определили 740 мест для временных магазинов и 300 мест для мобильных точек на 2019 год. В 2018 году выявили около 1 тыс. незаконных киосков, 500 из которых демонтировали, а 350 находятся рядом с жилыми домами. При этом киоски открывают без согласования с местными жителями, из-за чего жильцы заваливают исполком жалобами. Если властям удается выиграть дело против владельца незаконной точки в суде, то предприниматель убирает ее и дело закрывают. Спустя некоторое время собственник вновь открывает точку, и с ним приходится бороться вновь, объясняет Шакиров.
В Казани с 2013 года муниципальные чиновники могут демонтировать незаконные точки без решения суда — но только на муниципальной или государственной территории. Ильдар Шакиров предложил расширить это право на любую территорию. По его словам, городские власти уже заключили 250 договоров о нестационарной торговле — к июлю разыграют оставшиеся 450 соглашений.
Ильдар Шакиров также предложил оставить за городскими чиновниками право определять назначение тех точек нестационарной торговли, на которые так и не встали предприниматели. По нынешним правилам после двух торгов в этих местах могут размещаться любые лавки и ларьки — часто «сомнительного качества», считает Шакиров.
Предприниматели хотят передавать бизнес родственникам
После чиновников свою позицию высказали татарстанские предприниматели Анастасия Шевченко заявила, что по новому законопроекту бизнес нельзя передавать по наследству. Часто дело и вложения в него становится семейным. Также предпринимательница предложила депутатам не ограничивать срок разрешения работы нестационарной точки.
Идею поддержал владелец сети магазинов «Арыш Мае» Динар Нигматуллин. Бизнесмен считает, что долгосрочные соглашения позволят предпринимателям вкладываться в свои торговые точки и создавать красивые павильоны. Это сохранит привлекательный облик города для туристов — подобный опыт уже применили в Санкт-Петербурге, привел пример Нигматуллин.
Киоски должны соблюдать специализацию
Дискуссию предпринимателей и чиновников вызвал вопрос ассортимента точек — должны ли они продавать 80% заявленной в соглашении продукции. Часть предпринимателей предложила снизить долю специализированной продукции до 50%.
Сергей Лобанов отметил, что долю спецтоваров для продавцов каждый регион определяет самостоятельно. Однако предприниматели не смогут менять специализацию после договора.
Александр Токарев
Фото автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: