Мнения Рубрики
27 Сентября 2018, 09:00

Нужно ли деньгами премировать ребенка за успеваемость и домашнюю работу? Отвечают предприниматель, учитель и психолог

В РФ обсуждают введение в школах уроков финграмотности и предпринимательства. TatCenter спросил экспертов, должны ли родители давать детям деньги за хорошие отметки и домашние дела, можно ли так развить деловые качества и как денежные премии влияют на психику ребенка.

«Если ребенок понимает, зачем ему знания, денежные поощрения не нужны».

«Учитель года-2018» в Татарстане, физик казанской гимназии № 1 им. Г. Тукая Радик Хабиров.

Радик Хабиров подчеркивает, что учеба не должна превращаться для детей в возможность заработать.
Фото из личного архива Радика Хабирова

«Я не сторонник метода, когда родители буквально платят за хорошие оценки — дают детям деньги за пятерки, четверки, другие высокие результаты в обучении. Если ребенок понимает, для чего он учится, то финансовая сторона вопроса его не будет интересовать. Если он осознает, что знания пригодятся ему в будущем, то он интересуется предметом, хочет его изучать.

Я не исключаю, что для некоторых детей денежное вознаграждение может стать мотивацией, но, на мой взгляд, все-таки лучше, если это будут не сотни рублей, а чисто символическое вознаграждение, именно как поощрение, чтобы учеба не превращалась в заработок.

Возможно, это может сыграть роль своеобразного толчка на начальном этапе обучения, пока у ребенка еще не сложилось понимание, ради чего на самом деле он учится. Но постепенно от этого надо отходить.

Если ребенок в том возрасте, когда уже способен понять, зачем ему знания, денежные поощрения не нужны".

«В семье нет работы. Есть ответственность, доверие и уважение друг к другу».

Инна Кротова, доцент кафедры дефектологии и клинической психологии Института психологии и образования КФУ.

Инна Кротова считает, что премируя за отметки и домашнюю работу, родители сами формируют у детей понимание денег как средства манипуляции.
Фото из личного архива Инны Кротовой

«Многие родители премируют деньгами школьников за успеваемость, за выполненную работу по дому. К такому пути я отношусь отрицательно. Премированием родители сами осознанно и планомерно формируют отношение к деньгам как средству откровенной манипуляции. Это открытый подкуп.

Деньги получают за работу, но за работу вне дома, и деньги получают от работодателя. Деньги от родителей — это не деньги, не объективные деньги, это один способов показать детям, что власть, контроль, дружба покупается и продается.

В дошкольном возрасте такое премирование показывает ребенку силу власти взрослого, как следствие — несамостоятельность ребенка. В школьном возрасте оно показывает силу контроля взрослого, что может привести к безынициативности, а в подростковом возрасте — силу дружбы взрослого, что может стать причиной лицемерия.

Считаю, что в семье нет работы, но есть ответственность, доверие и уважение друг к другу. Это и должно быть премированием при выполнении домашних семейных обязанностей, с учетом возрастных особенностей и потребностей".

Зарабатывание денег за мытье полов дома или за хорошие отметки не разовьет в ребенке предпринимательскую жилку. Важнее дать понять простую вещь — не стоит зарабатывать на родителях, не стоит измерять деньгами все без исключения.

Роман Егоров, социальный предприниматель, руководитель АНО «Дивергент».

Роман Егоров уверен, что развитию в ребенке предпринимателя поможет знание, как можно монетизировать полученные умения и навыки.
Фото из личного архива Романа Егорова

«Дети и деньги — один из самых обсуждаемых вопросов. Считаю, что единого подхода здесь быть не может, уж слишком разные и мы сами, и наши дети.

Желание родителей воспитать детей помощниками и приучить их к порядку понятно и естественно, и пути достижения результата — внутреннее дело каждой семьи. В нашей семье не было принято премировать детей именно деньгами, и со своими детьми я поступал и поступаю аналогично. Дружба с ребенком, совместное обсуждение важных вопросов, в том числе покупок, обсуждение возможности поехать на отдых или на учебу в другую страну — это пример, как еще можно решить такую задачу.

Думаю, неверно было бы считать, что зарабатывание денег за мытье полов в собственном доме или за хорошие отметки разовьет в ребенке предпринимательскую жилку. Скорее, знание, как именно можно монетизировать полученные знания и умения поможет в этом больше. Важнее дать понять простую вещь — не стоит зарабатывать на родителях, не стоит измерять деньгами все без исключения. Мне ближе понятие удочки, а не рыбы, то есть — знаний, умений, опыта. Завтра я найму уборщицу, и что тогда? Кончится заработок, а как поступать дальше — неясно. Вот мне не кажется, что ребенок пойдет намывать полы соседям просто потому, что хочется сходить в кино. Лучше я покажу ему другие возможности.

Да и не гонюсь я за обязательно отличными отметками детей в школе. Прекрасно, если они есть, но и учиться на четыре тоже не зазорно, знания важней оценок, и не всегда важны только школьные знания. Поехать в Израиль или в Англию и набраться знаний там… и не только там, очень много интересного есть и ближе. Громадное количество исторических достопримечательностей рядом с Казанью, а это не только интересно, но и развивает кругозор, эрудицию, хотя оценку по истории такие знания не прибавят.

Но и родители, считающие по-другому, имеют полное право на свою точку зрения. Знаю прекрасных, умных детишек, которые получают от родителей небольшие деньги за отметки и даже за посещение детсада, например. Там работает другая схема — монетки складываются в копилку, а потом дети решают, что они купят на это. И, когда ребенок говорит, что хочет купить маме цветы — представляете, как радуются родители".

Записала Юлия Амочаева

Есть мнение? Пишите на [email protected]

Как написать колонку для TatCenter

Материалы по теме

Партнёры TatCenter:
1 из 1

Что нового в мае 2024  10:17

Новости
27 Апреля 2024, 19:42

За выезд на красный в Казани оштрафовали более 200 водителей Во время рейда с 11 по 25 апреля

Еще 935 водителей — за нарушение требований дорожного знака «Стоп-линия».

С 11 по 25 апреля 2024 года в Казани проходило профилактическое мероприятие «Светофор», целью которого было предупреждение нарушений правил проезда на красный свет со стороны водителей. Об этом сообщила Алия Валиева, представитель отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Управления МВД России по Казани.

В ходе оперативно-профилактического мероприятия с 11 по 25 апреля к ответственности привлекли 204 водителя за проезд на красный свет и 935 водителей за нарушение требований знака «Стоп-линия».

Напомним, в Татарстане с начала года в ДТП погибли 85 человек, еще 859 получили ранения.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: