Истории Рубрики
23 Августа 2018, 09:00

RoadAR — как в Татарстане разрабатывают умные карты для беспилотных авто

ИТ-предприниматель Евгений Никольский рассказал TatCenter о перспективах трехмерных HD-карт и о том, как любовь к ездовым собакам натолкнула его на мысль разработать приложение-навигатор для беспилотников.

Предыстория — как собачьи упряжки завели в дебри

«У нас с партнером по бизнесу несколько лет назад появилось общее увлечение — гонки на собачьих упряжках. Мы стали ездить на соревнования по Татарстану и в соседние регионы. Однажды зимой по пути в Самару навигатор завел нас в Бесовское лесничество. С нами ехала подруга на внедорожнике с коробкой-автоматом, которую занесло на повороте и она врезалась в ограду. У нас не было запасного колеса и нам пришлось ехать 100 км в Димитровград, чтобы починить покрышку».

Это лишь одна из историй Евгения Никольского, связанная с неудачной навигацией. Но именно этот случай заставил предпринимателя понять, что на рынке пустует ниша приложения-навигатора, который покажет где, когда и какие опасности поджидают водителя.

Евгений Никольский
Фото Ирины Тиличеевой

Подсказки в нужное время

Навигатор, который придумали Никольский с партнером, накладывает визуальные подсказки на экран смартфона или проекционный дисплей авто.

«Мы понимаем, что устройство на голове всегда будет мешать, а заряжать его — дополнительные хлопоты для водителей. По этим причинам, к примеру, проект Google Glass закрылся в 2015 году. Кроме того, информация на дисплее очков Google всегда висела перед глазами пользователя, не подстраиваясь под окружающую обстановку», — говорит Никольский.

RoadAR работает под операционными системами Android и IOS. Приложение уже может предупреждать водителей о дорожных знаках. Алгоритм оценивает траекторию и скорость движения авто, и если у водителя есть риск нарушить ПДД, то приложение сообщит ему об этом. Другие приложения обычно сообщают лишь о наличии знаков вне зависимости от того, попадает ли авто под действия правила в данный момент или нет.

Команда разработчиков RoadAR
Фото Ирины Тиличеевой

От навигатора к трехмерным картам

Еще одна «фишка» RoadAR — база данных. Когда камера фиксирует дорожный знак, а GPS сообщает местоположение, данные попадают в базу. Эта информация с множества машин формирует трехмерную карту города. Если камера и датчики авто не «увидели» дорожный знак, то он временно скрывается из базы данных и водители перестанут получать подсказки о нем. Как только датчики вновь увидят знак, то он снова станет видимым для пользователей приложения.

Цель — рынок беспилотных авто

RoadAR должен распознавать всю дорожную инфраструктуру — повороты, перекрестки, разметку, дома вдоль дорог. Это одна из глобальных целей проекта. Приложение работает следующим образом: алгоритм SLAM анализирует картинку, нанося на нее точки. Из этих точек и информации с других датчиков складывается трехмерная HD-карта.

Такая детализация понадобится для беспилотных авто, которые не могут ориентироваться по картам «для людей» Google или Яндекс. Искусственный интеллект в отличие от человеческого, нуждается в гораздо более высокой детализации", — поясняет Евгений Никольский.

Никольский говорит, что когда проект запускался, многие не понимали, зачем нужны HD-карты. Предполагалось, что производители беспилотных авто сами будут создавать карты.

Теперь специалисты говорят, что автопроизводители не могут разработать карты и им нужна помощь со стороны. Тестовые беспилотные машины оборудованы лидарами, радарами, сонарами и прочими датчиками, но самих авто мало и они не могут собрать и поддерживать в актуальном состоянии данные со всего мира" — утверждает Евгений Никольский.

Амбиции у разработчиков беспилотных авто высоки. Для продажи беспилотников в городах им понадобятся точные карты. «Здесь мы можем предложить им RoadAR и актуальные данные для трехмерных HD-карт. Кроме популярных городских дорог в нашу базу попадут сельские и грунтовые дороги. Данных по этим дорогам, как правило, нет в Google Maps или Яндекс. Картах, либо информация устарела».

Трудности проекта

В настоящее время команда Никольского работает над сбором так называемых «облаков точек» на смартфонах. «Изначально мы не могли использовать карты Google или Яндекс, т.к. компании разрешают только отображать свои карты или навигационные подсказки. Внутренний код навигаторов или карт нельзя интегрировать в чужие продукты, поэтому мы сами будем собирать обезличенные данные со смартфонов с согласия пользователей», — объясняет разработчик. При этом Никольский верит, что сможет объяснить людям, насколько важна для развития сервиса информация с их устройств.

«Кроме того, мы можем использовать туманные вычисления вместо уже знакомых облачных. Если в качестве „облака“ выступают крупные сервера, то „туман“ — это множество устройств, которые вместе проводят вычисления. Для этого тоже понадобится разрешение пользователей».

Еще одна задумка — создать отдельный видеорегистратор, для которого оптимизируют приложение. Устройство будет подключено к машине и его не нужно будет заряжать.

Команда разработчиков RoadAR
Фото Ирины Тиличеевой

Монетизация

В настоящий момент RoadAR практически ничего не приносит — денег хватает только на оплату серверов. Компания пыталась зарабатывать на голосовых подсказках как дополнительной опции в приложении. Например, женский голос принадлежит казанской ТВ- и радиоведущей Марии Веденеевой. Также разработчики пробовали интегрировать рекламу, но она приносила мало денег и только отвлекала водителя — это могло увеличить риск аварии. Кроме того, иногда пользователям попадалась реклама «не для семейного просмотра».

«Вместо монетизации мы решили использовать свои разработки для других проектов. С помощью нейросетей мы хотим создать приложение, которое поможет распознавать номера и марки машин. Опыт в машинном зрении позволит сделать сервис для контроля автоматизированных заводов — в случае неполадок камера зафиксирует нарушение и сообщит об этом оператору. Такую же технологию можно предложить и городским службам. Например, камеры смогут следить за состоянием улиц и дорог и сразу сообщать о поломках заборов или обрыве проводов».

Часть прибыли, если получится заработать на сторонних проектах, Евгений Никольский планирует вложить в RoadAR. Разработчики верят в перспективы проекта — оборот авторынка исчисляется миллиардами долларов, и компании последние пару лет готовятся выпустить беспилотные машины в серийное производство.

По прогнозам Goldman Sachs, в стоимость каждого произведенного полу- и беспилотного авто будет закладываться $ 200 на карты и навигацию. Ожидается, что к 2035 году все автомобили будут оснащены искусственным интеллектом, а значит и карты понадобятся для каждой машины. Возможно, топ-производители будут сами разрабатывать карты для авто, однако кроме них на рынке есть и менее крупные компании, которые не смогут потратиться на RND (англ. Research and Development — исследования и разработки). Для них RoadAR может стать готовым решением.

Сегодня по Казани ездит около 100 водителей с включенным приложением. Этого хватит, чтобы собрать данные для карт, уверен Никольский.

Александр Токарев

Хотите рассказать об успехе или поделиться опытом неудачи?
Пишите на info@tatcenter.ru.

Материалы по теме

Партнёры TatCenter:
1 из 1
Разобраться
05 Декабря 2025, 13:46

ЦБ отменяет валютные ограничения: как это повлияет на рубль, бизнес и экспорт

С 8 декабря 2025 года россияне и «дружественные» нерезиденты смогут свободно переводить валюту за рубеж. Это решение ЦБ не только снимает давление с внутреннего рынка, но и меняет правила игры для бизнеса и экспортеров — от снижения валютных рисков до упрощения международных операций. Разбираемся, кто выигрывает, а что остается под запретом.

Отмена ограничений на переводы иностранной валюты за рубеж, анонсированная Банком России сегодня и вступающая в силу 8 декабря 2025 года, — это важный сигнал о нормализации валютного рынка и уверенности регулятора в его устойчивости. Это решение имеет масштабные последствия как для экономики в целом, так и для конкретных участников: граждан, бизнеса, производителей и экспортеров. Ниже — анализ практических последствий этого шага, основанный на текущей макроэкономической обстановке и логике регулятора.

Что это значит для экономики в целом?

Подтверждение стабильности валютного рынка
Решение снять ограничения — прямое следствие низкой волатильности курса рубля, высокой валютной ликвидности и устойчивого баланса спроса и предложения на валюту. Как отмечалось в «Обзоре финансовой стабильности» за II-III кварталы 2025 года, волатильность курса находится на минимальном уровне с 2022 года, а чистые продажи валюты экспортерами, несмотря на снижение цен на нефть, остаются стабильными.

Снятие ограничений снижает издержки по управлению валютной ликвидностью и уменьшает искажения, связанные с «теневым курсом», что положительно влияет на доверие к рублю.

Сигнал о нормализации режима капитального контроля
Это — первый крупный шаг к постепенной либерализации валютного режима. Хотя полное снятие контроля пока не происходит (ограничения сохраняются для нерезидентов из «недружественных» стран), сам факт отмены лимитов для россиян и «дружественных» нерезидентов говорит о том, что риск оттока капитала оценивается как низкий.

Это может ускорить возвращение доверия к российской финансовой системе со стороны иностранных участников, особенно из стран Азии и Ближнего Востока.

фото: Антон Черныш/TatCenter.ru

Для бизнеса и производств

Упрощение валютных операций для импортозависимых предприятий
Хотя решение касается физических лиц, оно косвенно влияет и на бизнес:

руководители, владельцы и сотрудники компаний смогут легко переводить валюту за рубеж для личных целей, без использования «серых» схем;

это снижает риски уголовной ответственности и уменьшает зависимость от нелегальных каналов, которые часто связаны с завышением импортных контрактов.

Снижение давления на внутренний валютный рынок
Ранее ограничения создавали напряжение на рынке наличной валюты и способствовали росту курсовой разницы между официальным и «черным» рынком. Теперь спрос на валюту будет легализован, что улучшит прозрачность и предсказуемость.

Для производств, зависящих от импорта компонентов (машиностроение, IT, фармацевтика), это косвенно снижает валютные риски, так как укрепляет доверие к рублю и уменьшает вероятность резких девальваций.

Для экспортеров

Уменьшение давления на «чистые продажи»
Экспортеры ранее были вынуждены активно продавать валюту на внутреннем рынке, так как у граждан и компаний не было возможности легально вывести средства. Теперь часть валютной выручки может уходить за рубеж легально, что снижает перекупленность рубля.

Это снижает риск искусственного укрепления рубля, которое давит на доходы экспортеров — особенно в нефтегазовом секторе, где уже сейчас фиксируется падение выручки из-за снижения цен на Urals (до $ 53/барр. по данным отчета).

Улучшение условий для реинвестирования прибыли
Зарубежные дочерние компании российских экспортеров (например, торговые хабы в ОАЭ, Казахстане, Армении) смогут легче получать переводы от физических лиц-бенефициаров, что упрощает управление международными структурами.

Снижение рисков для «дружественных» партнеров
Физические лица — партнеры из дружественных стран (Китай, Индия, Турция, Казахстан и др.) теперь могут свободно выводить доходы, полученные в России. Это повышает привлекательность российских активов и может стимулировать инвестиции в реальный сектор.

фото: kzn.ru

Что НЕ меняется — важные ограничения

Юридические лица из недружественных стран по-прежнему не могут выводить средства.

Не работающие нерезиденты из недружественных стран также остаются под запретом.

Для банков из недружественных стран разрешены только рублевые переводы через корреспондентские счета.

Это означает, что санкционное давление сохраняется, а мера направлена исключительно на стабилизацию внутреннего рынка, а не на открытие капитального счета.

Подведем итог

Снятие ограничений на переводы валюты — знак зрелости и устойчивости российского валютного рынка. Для экономики это шаг к нормализации. Для бизнеса — снижение рисков и административных издержек. Для экспортеров — снятие давления на курс рубля и улучшение условий для международной деятельности.

Однако это не означает полной либерализации. Регулятор сохраняет контроль над капиталом, но делает его более гибким и прозрачным. Это соответствует логике, заложенной в «Обзоре финансовой стабильности»: «финансовая система должна поглощать, а не усиливать шоки».

Теперь — при сохранении санкционных рисков и волатильности на сырьевых рынках — у бизнеса появляется больше предсказуемости, а у граждан — больше свободы.

Арслан Закиров

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: