Правительство внесло в Госдуму законопроект о повышении пенсионного возраста в России с 55 до 63 лет для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин. Изменения планируется проводить поэтапно в течение переходного периода, который предполагается начать уже в 2019 году.
Эксперты Высшей школы экономики отмечают, что без увеличения числа плательщиков пенсионных взносов или уменьшения числа пенсионеров невозможно повысить пенсии. В МЭР подсчитали, что повышение пенсионного возраста увеличит численность трудоспособного населения на 1,8 млн человек к 2024 году, а в целом реформа ускорит рост ВВП на 1,3 процентного пункта за шесть лет. Народ на новость отреагировал снижением рейтингов Путина и Медведева, а также митингами, которые в том числе прошли и в Казани.
TatCenter спросил собственников бизнеса об их отношении к пенсионной реформе и планах на старость.
«Давно не надеюсь на пенсию от государства».
Андрей Савельев, основатель агентства «НЛБ-Недвижимость», президент Гильдии риелторов Татарстана.
«Как собственник и предприниматель пенсионную реформу я воспринимаю отрицательно. Пенсионные отчисления — это дополнительная нагрузка на бизнес.
В сфере недвижимости возраст принципиальной роли не играет. Сегодня в отрасли достаточно много людей предпенсионного и пенсионного возраста, которые рассматривают эту сферу как дополнительный заработок. Но к профессиональным риелторам такие люди никакого отношения не имеют, это посредники. Среди квалифицированных риелторов пенсионеров не больше 10%, они работают, если хотят и когда хотят — квалифицированный профессионал востребован всегда. А вот если брать другие специализации, где важны возраст, скорость реакции, зрение — реформа несет для таких специалистов негативный оттенок, так как они будут вынуждены работать дольше.
Личное отношение к новой пенсионной реформе — нейтральное. Я уже давно не надеюсь на пенсию от государства, а пытаюсь сделать ее самостоятельно. Самая лучшая пенсия в РФ, на мой взгляд, объект недвижимости — жилой или коммерческой, который можно сдавать в аренду.
Я собираюсь выйти на пенсию намного раньше, чем предлагает мне государство — примерно в 45−50 лет. Но существовать я планирую на деньги, которые сам заработаю".
«Не очень волнует, что мне что-то не успеют доплатить».
Ян Шевченко, директор и основатель двух компаний: GD Forge по разработке игр и проектов для виртуальной и дополненной реальности и Fair Games Studio — студия собственных международных проектов.
«Айтишники — народ необычный. Мы интроверты и нонконформисты, мы аполитичны, часто совсем нерелигиозны, реалисты, живем сегодняшним днем и просто хотим делать крутые проекты, добиваться успеха системе вопреки. Мы не следим за футболом и политической ситуацией, мы дружим народами несмотря на границы, так как для нас интеллект превыше всего. Мы знаем, как тяжело спланировать разработку проекта даже на полгода. А здесь, когда говорим о пенсии, идет речь о горизонте планирования на 40−50 лет. Ошибка планирования просто неизбежна.
Я люблю Россию, любил СССР (сколько застал), люблю Татарстан и Казань, где живу. Люблю за то, что меня не дергают и я могу безопасно ходить по улице; за медицину, которая у нас в городе потрясающая. В принципе, неплохо зная историю человечества и ситуацию в некоторых странах и городах мира, я не жалуюсь. Интересно было бы получить, возможно, второе гражданство, чтобы смотреть мир без проблем с визой, однако жить я хочу в России в окружении потрясающих людей, которых объединяет страсть к технологиям, свершениям, творчеству и желанию оставить что-то после себя. И с такими людьми я живу и работаю, ради них я пройду все тяготы бизнеса, реформ, проблем и постараюсь сделать тот кусочек мира вокруг себя, на который я влияю, максимально комфортным для этих людей.
На пенсии я собираюсь быть эксцентричным пожилым геймером, программистом, совершать глупости, желательно в компании любимого человека, а главное донести внутреннего ребенка до самого конца, иначе жить смысла не было. Рассчитываю в этом на себя и близких, чтобы сохранить задор и участвовать в максимуме приключений и авантюр. Ни ранняя смерть, ни то, что мне что-то не успеют доплатить — меня не очень волнует. Всегда можно заняться дауншифтингом, сдать квартиру или дом и уехать проводить пенсию на виллах Бали. На пенсии собираюсь жить у моря. А может и вечно в виртуальной реальности из-за неизбежной технологической сингулярности, над которой мы работаем не покладая рук.
Что заставит меня разочароваться в правительстве?
Министерство семьи - спасибо, не надо - это должно быть личное.
Попытка тотального контроля свободного интернета и ограничение в использовании инновационных технологий. Это сделает нас аутсайдерами на мировой арене.
Окончательное и бесповоротное разделение людей на верующих и неверующих, как на людей первого и второго сорта с точки зрения прав и свобод - это опасные тенденции, вызывающие у меня чувство страха".
«За любую реформу — налоговую или пенсионную — заплатят обычные люди».
Евгений Иванов, владелец БИБОСС.
«Вторжение в пенсионные деньги — последнее дело для государства, поэтому к пенсионной реформе в РФ я отношусь отрицательно. Правительство заигралось и в федеральном бюджете заканчиваются деньги. Государство в пенсионном вопросе становится неэффективным, не может исполнить обязательства перед пенсионерами. В декабре 2017 года правительство потратило все средства Резервного фонда. Более 1 трлн рублей было направлено на покрытие дефицита бюджета. Пенсионеры и те, кто вот-вот выйдут на пенсию отрезаны от протестов. Им, по большому счету, остается только терпеть. Если что-то подобное происходило бы в любой развитой стране, вопрос бы стоял об отставке правительства, я уверен.
Бизнесу в РФ приходится принимать правила игры. На днях стало известно, что 31% россиян в возрасте от 18 до 24 лет заявили о желании уехать в другую страну на постоянное место жительства. Этот показатель достиг максимума впервые за пять лет. Это плохо. У меня нет эмиграционных настроений, нет планов сворачивать бизнес в России. Но я вижу, что за последние годы очень много компаний перестало существовать. Бизнес не развивается, компании перестали расти, они закрываются. Мы живем в благополучном и экономически развитом регионе, в Татарстане бизнесу проще. Но в других регионах все города завешаны арендой…
Возможно тема с пенсионной реформой — ширма, игра, желание «социалкой» закрыть глаза населения на куда более серьезное повышение — НДС с 18% до 20%. Потому что в НДС для казны гораздо больше профита. Увеличение ставки НДС ускорит инфляцию, бизнес повысит цены на продукты, товары и услуги. Так что за реформу — налоговую или пенсионную — в любом случае заплатят обычные люди".
«Заработать на пенсию и повысить собственное благосостояние можно только усиленным трудом и постоянным развитием».
Роман Королев, владелец видеопродакшена Kingof Media.
«Не думаю, что хоть один владелец бизнеса расстроится из-за повышения пенсионного возраста. Сужу по себе и своим партнерам, друзьям и знакомым предпринимателям. Часто таким людям не хватает времени, поэтому для меня правильная реакция выглядит как-то так: «О, еще пять лет нужно будет поработать? Отлично! А можно и в сутки пару часов добавить?».
Сам я на пенсию в ближайшие 40−45 лет не собираюсь. В деле повышения собственного благосостояния на государство не полагаюсь, считаю, что этого можно достичь только усиленным трудом и постоянным развитием. Повышай свой уровень экспертизы и тебе не стыдно будет повышать стоимость собственного труда, не важно, наемный ты работник или владелец бизнеса.
Я ежеквартально произвожу взносы в пенсионный фонд, и, возможно, через 28 лет, он сможет меня по-хорошему удивить, но я в это не особо верю. Пусть будет приятный сюрприз. Если будет.
Уверен, что без любимого дела, каких-то творческих задач, созидательных целей, люди довольно быстро теряют интерес к жизни. И это влияет на уровень смертности похлеще плохого здравоохранения. И если для большинства людей пенсия — это возможность не работать (ничего не делать), то пусть ее лучше отложат подальше.
На мой взгляд, проблема в другом. Миллионы людей ежедневно ходят на нелюбимую работу как на каторгу. Каждый лишний день на работе для них — мучение. Выходя из отпуска, они думают уже только о следующем отпуске, а потом о приближающейся пенсии. И тут им как будто за плохое поведение судья еще пятерочку влепил. За что? Они же хорошо себя вели! Занавес.
Чтобы выбраться из этого, надо не только экономику перекраивать, а перезапускать все основы нашего существования, которые тянутся, как минимум, из СССР".
«Не думаю, что повышение пенсионного возраста — дело вредное и ненужное. Другое дело, как и когда это сделано».
Роман Егоров, социальный предприниматель, руководитель АНО «Дивергент».
«Пенсия — острая и социально заряженная тема в нашем обществе. Если человек работал с 18 лет до 60 и при этом платил все налоги, то при любых его доходах, в итоге он получит от государства пенсию в районе 10 тыс. рублей. Жить на эти деньги в стране сегодня невозможно, что выводит множество людей после 60 лет за черту бедности.
Знаю это не только я. Жить на пенсию никто из сегодняшней молодежи, в общем, и не собирался. Почему же тогда люди так активно возмущаются?
Говорят, что повышение пенсионного возраста, в принципе, дело вредное и ненужное. Я так не думаю. Тот возраст, который был указан в законе, — результат законодательного решения 1930 года. Средняя продолжительность жизни (СПЖ) тогда и сейчас — разные. В 1917 году СПЖ по СССР составляла 32 года, а в 1939-м — 42 года.
Так как сегодня средняя продолжительность жизни гораздо выше, а демография так себе, получается, что одному работающему гражданину приходится содержать постоянно растущее число пенсионеров. Новые решения в этой сфере более чем обоснованы и даже могут быть продиктованы заботой о гражданах. Другое дело, как и когда это сделано (читать развернутый комментарий)".
Записала Юлия Амочаева
Есть мнение? Пишите на [email protected]
Как написать колонку для TatCenter
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: