«Три восьмерки» и равный труд
Как и в случае с 8 марта, история праздника 1 мая связана с борьбой рабочих за достойные условия труда: 8-часовой рабочий день, повышение зарплат, социальные льготы и гарантии. Одними из первых начали выступать рабочие в Австралии — 21 апреля 1856 года они провели первую всеобщую забастовку, символом которой стали «три восьмерки» — восемь часов на труд, на отдых и саморазвитие, и восемь часов на сон.
Австралийское рабочее движение заимствовало идею о «трех восьмерках» у британского социалиста Роберта Оуэна.
Ученый считал, что человек не отвечает за свои поступки, а его действия определяет социальное окружение. Поэтому, создавая благоприятную обстановку вокруг людей, можно добиться их развития — в том числе и в труде. Как минимум, ограничив рабочий день 8-ю часами, работодатель смог бы добиться увеличения производительности сотрудников.
Этот факт подтверждал социальный эксперимент, который Роберт Оуэн организовал на Нью-Ланарской фабрике в Шотландии. Эксперимент стал настолько известным, что посмотреть на фабрику приезжал будущий российский император Николай I.
Спустя 30 лет после забастовки в Австралии — 1 мая 1886 года — прокатилась волна рабочих протестов в США и Канаде. В июле 1889 года Парижский конгресс II Интернационала объявил 1 мая 1890 года международным Днем солидарности рабочих. Конгресс предложил отметить этот день демонстрациями с требованием 8-часового рабочего дня. В том же году впервые в Варшаве, входившей в состав Российской империи, прошли стачки 10 тыс. рабочих. На первомайские демонстрации 1912—1914 годов выходило более 400 тысяч рабочих. После Октябрьской революции 1917 года праздник стал официальным. В СССР первоначально он назывался «День Интернационала», а позднее стал называться «День международной солидарности трудящихся — Первое Мая».
Несмотря на очевидный «левый» характер движения, именно благодаря старанию социалистов 8-часовой рабочий день стал нормой в большинстве стран мира. Праздники, связанные с борьбой за достойные условия труда, проходят в Австралии, в бывших странах СССР, США и Японии.
В то же время, современное отношение к труду и зарплате в разных государствах оценивается неоднозначно. Здесь можно выделить 2 тенденции: попытки ввести безусловный доход, что фактически подразумевает зарплату без работы, и борьбу с тунеядством и самозанятыми.
Деньги — за «просто так»
Безусловный базовый доход — регулярные выплаты гражданам от государства вне зависимости от того, работают они или нет. Впервые идея о безусловном доходе появилась в 1516 году в «Утопии» британского философа Томаса Мора. Позднее о безусловном доходе положительно высказывались экономисты Милтон Фридман и Фридрих фон Хайек, считая такие выплаты способом избавить общество от бедности.
В XX веке утопическую идею о безусловном доходе стали воплощать в реальность. Первый эксперимент прошел в Канаде, в небольшом городке Дофин. С 1974 по 1979 гг. жителей города отобрали для регулярных выплат. В результате опыта большинство испытуемых не стали меньше работать, как того опасались противники реформ. Среди более молодых горожан уменьшилась занятость до 50%, однако они стали больше учиться.
С 2016 года эксперименты с безусловным доходом вновь стали популярны. За последние два года опыты поставили в Германии, Италии, Кении, США, Нидерландах. В январе 2017 года в Финляндии отобрали 2 тыс. человек, которые ежемесячно получали 560 евро — без налоговых вычетов. Для сравнения, бедные финны зарабатывают 2100 евро, а подоходный налог составляет 30%.
Эксперимент завершился в 2018 году, а его результаты обнародовали в 2019 году. Министерство соцзащиты и здравоохранения Финляндии (KELA) признало эксперимент неудавшимся. Большая часть «подопытных» финнов искала работу также пассивно, как и те, кто не участвовал в эксперименте. При опрос показал, что у участников опыта снизился стресс и повысилась уверенность в своем будущем.
Против безусловного дохода выступили в Швейцарии. На референдуме большинство населения отказалось бесплатно платить безработным по 2,5 тыс. франков в месяц. Против реформы сыграли политические и экономические мотивы: большинство швейцарских партий отрицательно отнеслось к безусловному доходу, а система соцобеспечения позволяет удерживать в стране уровень безработицы в 3,5%.
В целом, сторонники называют преимущества безусловного дохода:
Избавит от бедности;
Ликвидирует технологическую безработицу - люди не пострадают из-за того, что их профессии исчезнут под давлением научного прогресса;
Уменьшит экономическое неравенство;
Позволит людям больше заниматься волонтерством и другой полезной для общества работой;
Заменит непрозрачные социальные выплаты.
Противники говорят о недостатках безусловного дохода:
Требуется много бюджетных денег;
Вызовет иждивенчество;
Спровоцирует у молодежи нежелание учиться;
Привлечет новых мигрантов.
Тунеядцы и/или самозанятые?
Другая сторона вопроса о труде — имеет ли право человек не работать по своей воле? Несмотря на то, что безусловный доход — «левая идея», вопрос о тунеядстве также поднимался идеологами социалистического толка.
Тунеядство (от старослав. «туне» и «ясти» — «есть даром») порицалось обществом всегда, однако преступлением стало в СССР. В 1964 году после обнародования указа об усилении борьбы с тунеядцами советское правительство выслало и лишило добытого имущества 37 тыс. человек. Часть осужденных имело подпольное хозяйство или мелкие предприятия, приносившие им дополнительный доход.
В 2015 году в Белоруссии приняли декрет, по которому граждан, не участвующих в финансировании госрасходов, обязали выплачивать дополнительный налог. В начале 2018 года этот налог отменили, поскольку уведомления стали приходить тем, к кому эти выплаты не имели отношения. В ответ на реформу по стране прокатилась волна протестов. Однако президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал новый декрет, по которому неработающие граждане должны будут выплачивать полную стоимость субсидируемых услуг — например, ЖКХ.
Среди противников «закона о тунеядцах» много самозанятых — фрилансеров и тех, кто работает напрямую с заказчиками товаров или услуг. Этот вопрос волнует не только белорусских чиновников — так, в 2017 году Госдума РФ приняла закон, по которому самозанятые могут не регистрироваться как индивидуальные предприниматели. При этом, вновь поднимался вопрос о налогах. С 2019 года самозанятых в Татарстане, Москве, Московской и Калужской областях обязали платить налог на профессиональный доход. С 1 января 2020 года налог начал действовать еще в 19 регионах страны. Минфин РФ заявил, что самозанятые смогут регистрироваться по всей стране с 1 июля 2020 года.
Спустя более ста лет определение тунеядства приобрело более бюрократический оттенок — фактически, государство хочет получать от работодателей и самих людей налоги, что не обязательно подразумевает «общественно-полезные блага», о которых говорили социалисты в XIX веке. Даже сбор и распределение налогов требует дополнительных трат со стороны государства.
90% населения может не работать — и общество продолжит процветать
После распада СССР и демонтажа всеобщей идеологии, 1 мая официально стал называться Праздником весны и труда. При этом за последние десятилетия отношение к самому труду начинает меняться — экономисты, политики и другие специалисты осознают, что модель «протестантской этики» немецкого социолога Макса Вебера, по которой труд и бережливость приводят человека к богатству и процветанию, с каждым годом становится все менее актуальной.
Как заявил президент Y Combinator Сэм Альтман, даже если 90% населения перестанет работать, оставшиеся 10% смогут обеспечить общество необходимыми благами. Однако остаются вопросы — как перестроится экономика под новые рабочие стандарты, сможет ли такая система поддерживать существование общества и что станет с человеком, который освободится от необходимости работать?
А пока в отдельных государствах ставят «эксперименты» — как социально-экономические исследования безусловного дохода, так и попытки заставить всех людей работать в правовом и налоговом поле.
Александр Токарев
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: