Трагедия в Кемерове и то, как она отрабатывается в соцсетях — через хештеги, фотографии, фейковые вбросы, нелепые призывы — циничная раскачка информационного пространства России.
Страна вступила в эпоху пропаганды, как впрочем когда-то и все развитые страны. Очень горько от того, что трагедия становится инструментом — психологическим или уже глубокопсихологическим — работы с массовым сознанием. Мы все участники трагедии, наблюдатели, неравнодушные, сочувствующие и… напуганные одновременно. Это горе.
Но посмотрите, как работает механизм внедрения информации с применением психологического фундамента.
Трагедия в Кемерове — нестандартное событие, происшествие. Это всегда привлечение внимания, самый первый принцип и первый шаг для дальнейшего последовательного процесса предоставления информации. Тем более пожар случился в торговом центре — месте отдыха и развлечений в современном мире.
Привлечение внимания происходит с помощью апеллирования к эмоции страха, страха смерти, смерти близких — во всех учебниках по психологии это самые сильные стрессоры. В любых обстоятельствах. Для самых разных людей.
Для внедрения эмоциональной информации активно используются соцсети, мессенджеры и видеохостинги — области, где критичность мышления и анализ информации очень низкий. Области, где информация «схватывается» по верхам, достаточно 2−3 первых предложений. Области, которыми охвачено все и вся, повсеместно, кажущиеся из-за этого для многих сферой доверительных отношений.
Активно используются цифры — 300, 500 и образы — торговый центр в огне, черные мешки, пламя, много черного цвета. Все это в психологии называется «генерализация» или обобщение, «ложь статистики» или неподкрепленные цифры и «средние» значения, «инерция мышления», когда образы погружают нас сразу в эмоциональную атмосферу без обдумывания ситуации — это главные принципы работы манипуляторов. Тех, кто без доказательств, наступательно и постепенно навязывает массам мнение.
В завершение — призывы к действиям: «все на митинг», «отстранение власти», «бойкот торговым центрам». Требования немедленного принятия решения в минимальные сроки, решения без обдумывания и анализа в условиях минимума достоверной и точной информации.
Если посмотреть на все это сверху, без эмоций, все очень прозрачно. Это социально-психологические механизмы манипуляции массовым сознанием. Известны они уже очень давно.
Пожар в Кемерове — большая трагедия. Но не следует верить фейкам. Не поддаваться искусственно созданной истерии в социальных сетях — не значит оставаться равнодушным к трагедии.
Информация из социальных сетей не истина в последней инстанции.
Социальные сети - не ваше личное окружение, это не ваши близкие и родные люди, кому можно и нужно безоговорочно доверять.
Социальные сети не имеют права призывать вас к реальным действиям. Они виртуальны. Вы реальны.
Остановитесь, подумайте. Сочувствуйте и переживайте. Но не позволяйте другим решать за вас.
Инна Кротова
доцент кафедры дефектологии и клинической психологии
Института психологии и образования КФУ
Специально для TatCenter.ru
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: