Предприниматели часто сталкиваются с проблемой — на этапе становления компании им приходится одновременно руководить предприятием, участвовать в производстве продукции, доставлять товар и договариваться с клиентами. Начинающий собственник часто работает как «человек-оркестр» — он не доверяет никому свое дело и считает, что сам в состоянии выполнить всю необходимую работу.
Другой тип предпринимателей — дирижеры. Они тратят значительно меньше сил и времени, и при этом их бизнес растет.
Делегирование полномочий помогает быстрее добиться успеха.
Время, компетенция, энергия — три преимущества делегирования
Освободившись от сверхнагрузки, предприниматель дополнительно получает больше времени. Бедные люди продают свое время за деньги, богатые — платят деньги в обмен на чужое время.
Второе преимущество делегирования — новые сотрудники с новыми компетенциями, которые позволят компании, например, освоить IT-технологии или автоматизировать привычные бизнес-процессы.
Третье преимущество — руководитель экономит не только время, но и энергию, которую может потратить на саморазвитие или продвижение бизнеса.
Водитель, садовник и тренер
Для формирования ядра команды всех сотрудников надо разделить на три условные категории:
Водитель - сотрудник, способный четко выполнять работу по заданному плану. Таким работникам нужно объяснить, что и как они должны делать.
Садовник - сотрудник, который работает по общему плану. Ему не нужны подробные инструкции, поскольку он лучше знает, как поступить в той или иной ситуации. Как правило, это работники со стажем и творческой жилкой.
Тренер - работник, обладающий не только большим опытом в своей области, но и способный передать его другим. Такие сотрудники - следующие в иерархии предприятия после гендиректора. Они способны занять руководящие посты в будущих отделах молодой компании, которые могут сформировать сами.
Делегировать можно любую задачу. Важно освободить время для управления и стратегического развития бизнеса.
Как нужно делегировать?
Определиться с тем, какие именно процессы можно делегировать, поможет простой способ: нужно написать список всех задач, которые руководитель выполнил вчера, а затем исключить ненужные. Например, пустые совещания, пользование соцсетями
Что можно делегировать?
Любую задачу можно поручить своему сотруднику. У руководителя всегда останется работа по управлению и стратегическому развитию компании, а также мотивации сотрудников и принятию ключевых решений.
Чтобы точно определить, какую именно работу можно делегировать, нужно разбить все бизнес-процессы на основные типы:
Лидогенерация - привлечение и поиск потенциальных клиентов.
Продажи - непосредственная реализация продукции - онлайн или в оффлайн-магазинах.
Производство - создание товара.
Логистика - транспортировка и доставка продукции.
Распределив задачи по каждому из этих четырех типов, нужно понять, какая работа дается руководителю хуже всего. Эту работу и стоит делегировать в первую очередь.
Как только все задачи будут переданы сотрудникам, процесс, которым может управлять глава компании, также можно передать сотруднику или команде — достаточно написать подробную должностную инструкцию.
Айдар Булатов
основатель Bulatov Group и образовательного проекта «Фабрика предпринимательства»
лауреат первого всероссийского конкурса «Лучшие практики наставничества»
Колонка написана по выступлению на форуме «Перезагрузка»
Записал Александр Токарев
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: