Конференции
29 Ноября 2007, 10:08

Интернет-мост: «Перспективы российского финансового рынка»

28 ноября прошел интернет-мост Москва-Санкт-Петербург-Казань-Самара, посвященный развитию российского банковского рынка. На вопросы журналистов и читателей ответили руководители российских банков и финансовых компаний.

Организаторы интернет-моста — порталы Pro-Credit.ru (Москва), Buscomm.ru (Санкт-Петербург), TatCenter.ru (Казань), «В настоящий момент», e63.ru (Самара) при поддержке журналов «Белая полоса» (Санкт-Петербург), «Карьера» (Москва), «Люди» (Самара), порталов www.bankir.ru и www.justnow.ru.

Результаты интернет-моста опубликованы на сайтах организаторов и партнеров — www.pro-credit.ru, www.buscomm.ru, www.justnow.ru, www. c-broker.ru, www.tatcenter.ru, а также на ряде российских финансовых порталов. Выступления участников используются в публикациях журналистов в ряде российских изданий.

На вопросы читателей и журналистов ответили:

  • Анатолий АКСАКОВ, заместитель председателя банковского комитета Госдумы, вице-президент Ассоциации региональных банков «Россия» (Москва)
  • Олег АНИСИМОВ, главный редактор журнала «Финанс» (Москва)
  • Дмитрий АФОНИН, руководитель департамента банковских проектов компании «ИМА-консалтинг» (Москва)
  • Виктория БЕЛОЗЕРОВА, аналитик агентства «РусРейтинг»
  • Марат ГАНЕЕВ, директор департамента розничного бизнеса «АК БАРС» Банка (Казань)
  • Иван ГРАЧЕВ, президент Международной академии ипотеки и недвижимости (Москва)
  • Александр ГРЕБЕНКО, генеральный директор компании «Кредитный и Финансовый Консультант»
  • Максим ЕГУНОВ, заместитель председателя правления СМП Банка (Москва)
  • Станислав ЗАИКИН, заместитель управляющего филиалом Солид-банка (Москва)
  • Владимир КВАШЕНКО, генеральный директор компании «АРГО-консалт» (Санкт-Петербург)
  • Николай КОРЧАГИН, генеральный директор супермаркета кредитов «Кредитмарт» (Москва)
  • Игорь КУЗИН, председатель правления банка «ДельтаКредит» (Москва)
  • Диана МАШТАКЕЕВА, президент Ассоциации кредитных брокеров (Самара)
  • Павел МЕДВЕДЕВ, заместитель председателя банковского комитета Госдумы (Москва)
  • Андрей МИХНО, директор департамента розничного бизнеса Промсвязьбанка (Санкт-Петербург)
  • Наталия ОРЛОВА, главный экономист Альфа-банка (Москва)
  • Евгений ПЕН, директор санкт-петербургского филиала Тверьуниверсалбанка (Санкт-Петербург)
  • Кирилл ПЕТРОВ, старший вице-президент БИНбанка
  • Евгений ПЛАКСЕНКОВ, финансовый директор холдинга МИЭЛЬ (Москва)
  • Сергей РЫБИН, заместитель председателя правления КБ «Стройкредит» (Москва)
  • Владимир КИЕВСКИЙ, вице-президент Ассоциации российских банков
  • Максим ФИЛАТОВ, президент Ханты-Мансийского пенсионного фонда (Ханты-Мансийск)
  • Ричард ХЕЙНСВОРТ, генеральный директор агентства «РусРейтинг»
  • Сергей ШПЕТЕР, директор по развитию бизнеса долгового агентства «Пристав» (Москва).

Ведущий моста:

Ян АРТ, финансовый обозреватель, директор Федерации профессиональных кредитных брокеров, кандидат экономических наук

Приглашенные журналисты:

  • Ульяна Амосова, журналист газеты «Деловой Петербург» (Петербург)
  • Анна Баранова, руководитель проектов портала Pro-Credit.ru (Москва)
  • Марина Воронина, заместитель главного редактора Интернет-газеты «Бизнес Комментарии» (Санкт-Петербург)
  • Эльмира Гайнутдинова, генеральный директор портала TatCenter.ru (Казань)
  • Ирина Демина, журналист газеты «Республика Татарстан» (Казань)
  • Александра Еремина, аналитик-координатор журнала «Эксперт-Сибирь» (Новосибирск)
  • Евгений Замковский, независимый обозреватель
  • Александр Зарщиков, редактор московского издания журнала CFO-The Economist (Москва)
  • Галина Кириллович, корреспондент газеты «Время и деньги» (Казань)
  • Марина Коблева, корреспондент телеканала «ОРТ» (Москва)
  • Марина Корф, главный редактор портала Bankur.ru (Тольятти)
  • Сергей Кормилицын, главный редактор журнала «Белая полоса» (Санкт-Петербург)
  • Вероника Лизуро, генеральный директор журнала «Люди» (Самара)
  • Юлия Локшина, финансовый обозреватель газеты «Газета» (Москва)
  • Елена Мангилева, главный редактор газеты «Ведомости» (Самара)
  • Наталья Посадова, генеральный директор издательства Buscomm (Санкт-Петербург)
  • Элеонора Рылова, генеральный директор агентства «Персона» (Казань)
  • Юлия Уханова, интернет-редактор порталов журнала «Профиль» (Москва).

Уважаемые коллеги, итак, мы начинаем наш традиционный интернет-мост. С сегодняшнего дня мы расширили свою географию — вслед за Москвой, Петербургом и Казанью к нам присоединилась Самара в лице портала e63.ru. А начать хотелось бы с поздравлений. Сегодня у одного из наших участников — депутата Государственной Думы, президента Ассоциации региональных банков «Россия» Анатолия Аксакова юбилей. Анатолий Геннадьевич, позвольте поздравить Вас с круглой датой и пожелать успехов от имени, наверное, всех участников нашего Интернет-моста.

Анатолий АКСАКОВ

Спасибо за поздравления!

На днях порталы Pro-Credit.ru и Bankir.ru провели заочную интернет-конференцию, посвященную итогам кризиса ликвидности на финансовом рынке. Большинство ее участников сошлись во мнении, что она стала своего рода «прививкой» для российского банкинга. Согласны ли вы с этой оценкой? Вопрос, разумеется, адресован прежде всего тем из сегодняшних наших гостей, кто не принимал участие в конференции.

Николай КОРЧАГИН

Абсолютно согласен с этим мнением. Кроме этого, хотелось бы уточнить, опять же используя медицинские термины, что данный кризис пока явился не только прививкой, а еще и «реакцией Манту», которая выявила, особенно на ипотечном рынке, слабую развитость внутреннего рынка инструментов рефинансирования. Думаю, что теперь общая задача всех участников рынка — выработать стойкий «иммунитет» к подобного рода кризисным явлениям.

Александр ГРЕБЕНКО

Прививка — наиболее ярко характеризующее происходящие события определение. Сильные и стойкие игроки приобретают некоторый иммунитет к болезни, а слабые погибают и уходят с рынка.

Диана МАШТАКЕЕВА

Ян, что значит «итог кризиса ликвидности на финансовом рынке»? Могу утверждать — в регионах ситуация только набирает обороты и «прививкой» я бы называть ее не стала. Давайте поговорим о том, как реагирует рынок на кризис ликвидности и какие перспективы развития. По нашему мнению, рынок ужесточится в плане повышения процентной ставки и первичного андерайтинга. Уже сейчас мы наблюдаем такую реакцию многих представителей кредитно-финансовых учреждений, последствия которых в приостановлении прежде всего деятельности на рынке недвижимости. Ситуация становится критичной.

То есть волна по регионам только еще идет? А другие участники моста — из Петербурга, Твери и Казани — это тоже подтверждают? И каков прогноз?

Александр ГРЕБЕНКО

Негативные тенденции уже сломлены и последний месяц происходит рост рынка кредитования.

Диана, уточните, пожалуйста, что Вы подразумеваете под «становится критичной»? И еще. Ужесточение андеррайтинга — можно конкретнее, в чем именно это ужесточение выразилось? Выросло количество отказов?

Диана МАШТАКЕЕВА

Количество отказов выросло, рефинансирование до регионов де-факто не дошло. Все находятся в состоянии ожидания… Что касается андерайтинга — ужесточились требования к заемщикам относительно формата предоставления заработной платы, по ипотечным кредитам — увеличилась сумма первоначального взноса. Приостановлена выдача по некоторым конкретным программам кредитования.

Что касается «критичности»… В связи с приходом на рынок недвижимости такого механизма как ипотека, жилье в России, бесспорно, стало доступно, но это не означает, что оно приемлемо в цене. Такая доступность с одной стороны увеличила объемы продаж, с другой — многократно увеличила стоимость жилья, соответственно с уже присутствующим «кризисом», объем продаж за последний месяц уменьшился в 4−7 раз. В целом, если ситуация в ближайшее время не разрешится, продажи на рынке недвижимости приостановятся.

Остановятся? Даже так? 4−7 раз — это по России в целом? И, кстати, еще вопрос: а не откажутся ли банки от ипотеки без первоначального взноса в связи с ужесточением кредитной политики? Насколько выросло количество отказов по сравнению с предкризисным периодом?

Диана МАШТАКЕЕВА

Мы сравниваем характеристики по следующим регионам: Самарская, Оренбургская, Вологодская области, Республика Башкортостан.

От формата ипотеки без первоначального взноса уже сейчас многие банки отказались. Уверена, эта тенденция сохранится. Ноги растут все с того же «кризиса ликвидности», на внешнем рынке рефинансировать ипотеку такого формата достаточно затруднительно.

Кирилл ПЕТРОВ

Безусловно. Роль любого кризиса, происходящего на растущем рынке, — заставить участников рынка реалистично оценивать перспективы его роста.

Уверен, что банки примут (а многие уже приняли) адекватные меры: в первую очередь это ужесточение политики рисков, причем не только в сделках с залогом недвижимости, но в других сегментах, где деньги зарабатываются «на риске» — кредитовании корпоративных клиентов, операциях на фондовых, денежных рынках и т. п.

Добрый день, Кирилл! А можно подробнее про ужесточение мер в отношении залога недвижимости? И Ваш прогноз — сколько еще может продлиться кризис?

Ричард ХЕЙНСВОРТ

Слово «прививка» правильно. Самые большие глобальные банки страдают от сокращения ликвидности и, естественно, русские банки тоже почувствуют это нелегкое бремя.

Изучив межбанковские размещения и заимствования, мы видим, что изменения в течение периода кризиса находятся в рамках обычной волатильности.

ЦБ отреагировал очень быстро и ситуацию на межбанке (отсутствие сильного сокращения потоков в целом по системе) можно отнести к поведению ЦБ. Сравните поведение ЦБР с действиями Банка Англии.

Где была паника?

Сейчас констатируют, что ЦБ довольно оперативно отреагировал на кризис, развернув рефинансирование российских банков. Однако уже прозвучали упреки, что это рефинансирование неравномерно и нацелено прежде всего на государственные и окологосударственные банки. Это так?

Павел МЕДВЕДЕВ

Рефинансирование непосредственно от ЦБ получают приблизительно 600 банков, следовательно, и очень маленькие.

Сергей РЫБИН

Это поддержка действительно прежде всего направлена на госбанки, но в конечном счете доступ к этим ресурсам через систему межбанковского кредитования получат и другие игроки.

С маржой от госбанков? 🙂

Сергей РЫБИН

Не без этого!

Александр ГРЕБЕНКО

Без этого и не может быть… Маленький всегда должен большому…

Диана МАШТАКЕЕВА

Господа, кто кому за что и сколько должен, я думаю, разберемся. Самое главное дождаться де-факто рефинансирования.

Кирилл ПЕТРОВ

По объемам привлечения от ЦБ, это, конечно, так. Но крупные банки, получая ликвидность от ЦБ, перераспределяют ее другим участникам рынка — банкам и компаниям. Поэтому в данном случае нет ничего плохого, что увеличение ликвидности в первую очередь происходит у крупных банков.

Владимир КИЕВСКИЙ

ЦБ РФ за последние 1,5−2 года последовательно разрабатывает систему рефинансирования и поддержания ликвидности банковской системы.

Но здесь есть особенность. Если раньше рефинансирование было востребовано в отдельные дни, то, начиная с середины августа 2007 года, востребованность ежедневная. АРБ вела постоянные консультации с ЦБ по этому вопросу.

Дело в том, что с неравномерностью по датам исполнения обязательств перед бюджетополучателями, и наоборот, исполнение налогоплательщиками обязательств перед бюджетом совпало с кризисом на ипотечном рынке США. Это отразилось на мировых финансовых рынках, что привело к удорожанию фондирования наших заемщиков.

ЦБ разработал линейку инструментов рефинансирования: инструменты постоянного доступа; инструменты разной срочности; инструменты, позволяющие использовать обеспечения разного качества.

Именно в эти дни (сентябрь-октябрь) были снижены требования к рейтингам эмитентов облигационных займов и заемщикам по кредитам на 2 ступени.

ЦБ, действительно, без суетливой поспешности, но точечно, оперативно, действовал в эти месяцы (сентябрь-ноябрь) на укрепление ликвидности банковской системы к тому, что было отмечено ниже, можно добавить снижение ФОР на 1−1,5 процентных пункта до 15 января 2008 года, отменены нормативы на одного заемщика м связанных заемщиков Н6 для банковских групп (внутригруппового кредитования).

Поэтому упреки ЦБ по поводу его действий относительно рефинансирования не вполне справедливы.

Максим ФИЛАТОВ

Это не так. Порядка 25 банков включены в ломбардный список ЦБ. А государственных там только 3−4.

Анатолий АКСАКОВ

Это действительно так! Члены Ассоциации региональных банков, в основном средние и небольшие региональные банки, высказывают свою озабоченность возникшей ситуации. Активы, которыми они располагали не входят в ломбардный список ЦБ, поэтому их доступ к рефинансированию оказывается ограничен. Практика получения кредитов под залог кредитных портфелей до сих пор недостаточно развита, региональные заемщики не имеют кредитных рейтингов, приемлемого качества. В связи с этим многие региональные банки вынуждены получать такое рефинансирование опосредованно, через крупнейшие столичные организации, а значит, оно оказывается более дорогим.

Максим ЕГУНОВ

Считаю, что действия ЦБ РФ можно охарактеризовать как абсолютно адекватные сложившейся ситуации. Многие коммерческие банки сами поставили себя в трудное положение и создали нехватку средств, проводя рискованную политику инвестирования. С учетом того, что наша страна де-факто признана мировым сообществом «страной с рыночной экономикой», коммерческим банкам, как одному из основных оплотов данного экономического устройства, необходимо больше рассчитывать на собственные силы при совершении сделок, а не надеяться на государственную поддержку, которая, с моей точки зрения, должна, прежде всего, заключаться в установлении и поддержании законности в стране и общих правил работы для всех, что сейчас и реализовано.

То, что происходит в настоящее время в банковском секторе, характеризуется по-разному: одни называют это «естественной корректировкой» в связи с изменившейся ситуацией, другие полагают, что рынок начало лихорадить. Что же, на Ваш взгляд, ближе к истине?

Александр ГРЕБЕНКО

Корректировка произошла, но очень незначительная. Скорее это можно назвать «принятием холодного душа», закалкой, прививкой и т. д.

Сергей РЫБИН

Это можно назвать даже не естественной, а самой что ни есть рыночной корректировкой. Российским банкам приходится реагировать не только на перемены внутри страны, но и на изменения мировой финансовой конъюнктуры.

Наталия ОРЛОВА

Корректировкой это назвать можно, хотя слово «естественная» здесь не очень применимо, скорее ожидаемая. Российский банковский сектор и до кризиса был сильно сегментирован, разделен на очень крупные банки и очень мелкие, под влиянием кризиса ликвидности (и внутреннего, и внешнего) разрыв только усиливается.

Наталия, а насколько усилился разрыв?

Наталия ОРЛОВА

Можно смотреть на концентрацию банковских индикаторов, например, за третий квартал пять крупнейших государственных банков увеличили свое присутствие на рынке корпоративного кредитования на 2 процентных пункта, то есть они получили дополнительно 2% рынка.

Наталия, а кто пятый?

Наталия ОРЛОВА

Россельхоз, Банк Москвы, Газпромбанк, Сбербанк и ВТБ (с ВТБ-24 и ВТБ Северо-Запад).

Наталия, как Вы считаете, будут происходить изменения в сегментации? Например, приведет ли кризис к консолидации рынка? И каким будет соотношение российских/иностранных банков через пять лет?

Наталия ОРЛОВА

Доля иностранных банков увеличивается очень медленно, она сейчас составляет около 11% и, наверное, дойдет до 14−15% в ближайшие два года. Доля государственных еще вырастет на 2−3 проц. пункта в зависимости от рынка. Учитывая, что иностранные банки приходят в том числе и путем приобретения крупных частных банков, через 2−3 года именно мелкие и средние банки будут составлять сегмент частного банковского бизнеса. Мне кажется, что быстро сократить их число вряд ли удастся.

Кирилл ПЕТРОВ

В условиях стабильной ситуации на кредитных и денежных рынках, при которой упрощаются условия доступа к кредитным ресурсам, банки начинают неадекватно оценивать риски. Поэтому при ухудшении ситуации на денежном рынке (что и произошло), наступает «здоровая коррекция». При этом отдать должное российской банковской системе, которая понесла гораздо меньшие потери, чем американские и европейские банки.

И все-таки о потерях, кто из российских банков неадекватно оценивал риски?

Чья в этом заслуга: ЦБ, самих банков? Или палочка-выручалочка — это недостаточность интеграции?

Евгений ПЕН

Обычная рыночная ситуация, которая заставила большинство банков уделять больше внимания долгосрочному планированию.

Максим ЕГУНОВ

В настоящий момент, очевидно, наблюдается достаточно ощутимый недостаток средств у коммерческих банков для совершения кредитных сделок. Причин тому может быть множество, и не все из них объясняются кризисом на рынке недвижимости США. Серьезной лихорадки или, тем более, паники на рынке нет. Есть устойчивая тенденция к повышению ставок и сокращение объемов кредитования (в особенности, долгосрочного). Так что я бы назвал сложившуюся ситуацию, скорее, не корректировкой или лихорадкой, а некоторой напряженностью.

К концу года на российском денежном рынке создалась достаточно напряженная ситуация. Ставки по рублевым депозитам доходят уже до уровня 6% годовых. Прогнозы экспертов на следующий год?

Александр ГРЕБЕНКО

Ничего не будет удивительного, если к концу года мы увидим цифры в 10−12%% годовых в середине декабря. Это вполне адекватно характеризует сегодняшнюю ситуацию в нашей экономике.

Диана МАШТАКЕЕВА

Предполагаем, что уже к концу этого года — началу следующего, ставки по рублевым депозитам составят 10 — 13%. Это вполне ожидаемая и прогнозируемая ситуация, как, впрочем, и «кризис ликвидности».

Наталия ОРЛОВА

Если говорить про ставки на рынке депозитов частных лиц, основное повышение придется на следующий год. Дело в том, что сейчас многие банки еще рассчитывают выйти на рынок внешнего долга в начале 2008 года, если спрос на их бумаги будет небольшим — а это пока наиболее вероятный сценарий, — то им придется наращивать привлечение с внутреннего рынка, то есть повышать ставки по депозитам.

Кирилл ПЕТРОВ

Ставки не будут падать до тех пор, пока не будет признаков восстановления ликвидности на мировых рынках. А это в лучшем случае произойдет не раньше второй половины следующего года.

Максим ФИЛАТОВ

При объявляемой инфляции в 8,5% ставки депозитов были 8−9%. Так, что при ставке инфляции в 11,5% вполне реально увидеть депозиты банков уровня Сбера — 10%. А банки среднего эшелона привлекать деньги будут под 12−14%. Это касается и корпоративных облигаций. Ставки привлечения денег на рынке существенно вырастут.

Максим ЕГУНОВ

Прогноз на следующий год, думаю, можно дать следующий: в январе — начале февраля нервозность на рынке будет сохраняться и, скорее всего, продолжится рост ставок (особенно по долгим инвестиционным кредитам). Скорее всего, сократятся объемы выдачи ипотечных кредитов и еще вырастут ставки привлечения денежных средств на срочные вклады от физических лиц. К весне ситуация должна нормализоваться.

Анатолий АКСАКОВ

В сложившейся ситуации рынок становиться более волатильным из-за растущей нервозности на рынке. В условиях волатильности становятся особенно актуальными операции хеджирования. Соответственно необходимо развивать рынок деривативов. В этом году Государственной Думой внесены поправки в ФЗ «О судебной защите расчетных деривативов», и мы рассчитываем, что это позволит сдержать рост процентных ставок.

Вопрос к Сергею Шпетеру. Есть ли отличия в методах проверки заемщиков, которые применяются в Сибири, от других регионов? Вообще, можно ли говорить о каких-то различиях клиентов банков по территориальному признаку? Насколько насыщен рынок коллекторских услуг Сибирского федерального округа в сравнении с другими регионами России?

Сергей ШПЕТЕР

Принципиальных различий в методе проверки заемщиков нет. Клиенты различаются по уровню платежеспособности: как правило, уровень дохода людей, проживающих в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, а также в нефте- и газодобывающих регионах, выше. В части погашения задолженности в регионах заемщики более дисциплинированы.

По нашей оценке в Сибирском федеральном округе сегодня работает порядка десяти коллекторских агентств.

А как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на коллекторском рынке? Будет сокращение количества игроков? Будет ли принят закон о коллекторском бизнесе?

Сергей ШПЕТЕР

Сегодня российский рынок коллекторских услуг находится в стадии становления. Динамичное развитие коллекторского бизнеса в России в течение последних нескольких лет обусловлено бурным ростом объемов потребкредитования и растущей с опережением просроченной задолженностью.

В настоящее время коллекторская деятельность в России подчиняется общим положениям гражданского законодательства. Однако эти положения не могут учесть всех ее характерных особенностей. В связи с чем долговое агентство «Пристав» выступает с инициативой принятия отдельного закона о коллекторской деятельности, который бы определил правовой статус коллекторского агентства, условия занятия коллекторской деятельностью, установил принципы взаимодействия коллекторских агентств с должниками, соблюдения агентствами режима конфиденциальности информации.

Из нашей практики общения с небольшими региональными агентствами можно заключить, что после 3−4 месяцев работы часть из них вынуждена закрываться либо переквалифицироваться в виду отсутствия бизнеса.

Финансисты сейчас ломают копья вокруг темы ипотеки — свернется или нет, будет повышение ставок или нет. Какова ваша оценка? Пациент скорее жив, чем мертв? Или…

Николай КОРЧАГИН

Пациент не просто жив, он еще и приобрел дополнительные силы для дальнейшего развития в нашей стране. Я уверен, что предстоящие темпы и масштабы роста российского рынка ипотеки просто феноменальны.

Александр ГРЕБЕНКО

Пациент — трехлетний ребенок, выздоравливающий после легкой простуды. Впереди его ждут бурные и многочисленные годы роста, его рост и вес вырастут в десятки раз. И он станет крепким богатырем, не забывая одевать теплую одежду и сухую обувь во время ненастной погоды.

Кирилл ПЕТРОВ

Некоторый рост ставок уже произошел, но ожидать его дальнейшего резкого роста я бы тоже не стал, т.к. это бы существенно затормозило развитие еще не сформировавшегося российского рынка ипотеки.

Наталия ОРЛОВА

Многие банки развивали ипотеку в расчете на возможность секьюритизировать свои портфели в будущем и в расчете на увеличение сроков привлечения с внешних рынков. На внутреннем рынке нет достаточно «длинных» ресурсов, позволяющих фондировать кредиты на 10−30 лет. Согласна, что потенциал рынка очень существенный, но если российские банки не смогут увеличивать свои внешние заимствования в следующем году, их предпочтения сместятся в пользу краткосрочного кредитования.

Это значит, что будет сокращение на рынке ипотеки? А как же радужные прогнозы МЭРТа — они далеки от реальности?

Наталия ОРЛОВА

В условиях 11% инфляции трудно говорить о падении рынка, потому что в номинальных величинах и ВВП, и объем средств в обращении будут расти. Поэтому в худшем случае это будет замедление темпов роста или более медленный рост по сравнению с другими кредитными рынками. По моим оценкам, рынок ипотечных кредитов составлял 12 млрд долларов на конец прошлого года, вырос за первое полугодие на 7 млрд, а за второе вырастет скорее всего на 4−5 млрд. По рынку корпоративного кредитования такого замедления не происходит, например.

Павел МЕДВЕДЕВ

Ипотека в России скорее всего несколько притормозит свой рост, немного подорожает (но не надолго) и сделается более аккуратной (прекратится выдача кредита без первоначального взноса, без тщательного анализа платежеспособности заемщика и т. п.).

Виктория БЕЛОЗЕРОВА

Текущие явления будут способствовать тому (и уже способствуют), что занимать длинные ресурсы (необходимые для развития ипотечных программ) смогут более крупные банки с высоким рейтингом надежности (в том числе, госбанки и дочерние иностранные банки). Для качественного развития рынка ипотеки это только плюс. Все остальные мелкие банки, желающие поучаствовать в выдаче ипотечных кредитов — смогут это делать через специализированные агентства (типа АИЖК и др.).

Владимир КИЕВСКИЙ

Ипотека в РФ составляет 1% от ВВП. Сравнивать с другими странами (США, Германии, Франции и т. д.) просто бессмысленно. У нас огромная емкость ипотечного рынка. Нужны: долгосрочные ресурсы (они в России есть, их нужно подключить к банковскому обороту), дешевые ресурсы и повышение доходов населения.

В США ипотека порядка 5% ВВП, но тем не менее последствия этих процентов сейчас оценивает весь мир. Может быть 1% для нас — это не так мало?

Николай КОРЧАГИН

Хотелось бы добавить, что эта емкость сможет полноценно реализоваться в случае, если мы увидим серьезные позитивные изменения на рынке недвижимости и строительства.

Диана МАШТАКЕЕВА

Потенциал развития ипотечного рынка бесспорно высок. Кризис ликвидности позволил всем участникам кредитно-финансовых отношений (банк, брокер, клиент) посмотреть и оценить рынок ипотеки совершенно с другой стороны. Проводимые Ассоциацией кредитных брокеров соцопросы за ноябрь 2007 года показали необходимость развития данного сегмента рынка. На сегодня ипотека — единственный механизм к доступному жилью. Потребитель готов как к ужесточению первичного андерайтинга, так и к увеличению процентной ставки. Сегодня все зависит от российских банков, вернее, от того, смогут ли они увеличить займы на внешнем рынке.

Потребитель готов к увеличению процентной ставки?!

Диана МАШТАКЕЕВА

Увы, на сегодняшний день альтернативы нет.

Какие сейчас средние ставки по ипотеке в названных вами регионах и на сколько она может повыситься в данных условиях?

Диана МАШТАКЕЕВА

Если рассматривать тенденцию роста ставки по ипотеке до начала кризиса ликвидности (август 2007 г.) и на сегодня, увеличение произошло в среднем на 1,4%. Считаю, что дальнейшее увеличение ставки произойдет вдвое, но уже не такими стремительными темпами.

Сегодня на РБК появилось следующее сообщение (цитирую его дословно): «Вице-премьер правительства России Алексей Кудрин считает, что рост цен на продовольствие объясняется готовностью граждан платить больше за товары. Такое заявление глава Министерства финансов сделал на пресс-конференции в Москве. По его словам, наличие у населения денежных средств способствует росту цен. „Граждане готовы платить более высокие цены“, — заявил Алексей Кудрин по итогам заседания кабинета министров» Вы тоже говорите о готовности платить повышенные проценты по ипотеке. Не кажется ли Вам, что основа этой готовности — отсутствие альтернативы?

Евгений ПЛАКСЕНОВ

Рынок ипотеки в России однозначно будет активно развиваться. В настоящее время емкость данного рынка позволяет сохранить объемы даже при повышении ставок на 1−3%. В короткой перспективе банковских ресурсов по долгосрочному кредитованию будет достаточно по причине не очень больших объемов ипотечного кредитования, в дальнейшем финансовый рынок стабилизируется и появятся адекватные по срокам источники для обеспечения растущей ипотеки.

В течение последнего времени ЦБ РФ осуществляет ряд действий по нивелированию негативных последствий кризиса ликвидности. Как Вы считаете, достаточны ли они, не требуется ли сегодня более интенсивного участия ЦБ РФ в этом процессе?

Сергей РЫБИН

Банк России выдает помощь порционно, анализируя эффективность своих действий. И, на наш взгляд, в случае если ситуация не будет стабилизироваться, ЦБ вполне может увеличить объем помощи финансовому рынку.

Кирилл ПЕТРОВ

Ситуация находится под контролем ЦБ, панических настроений на рынке нет. Ставки МБК даже в период налоговых платежей не поднимаются выше 8%. Отрадно, что, несмотря на проблему растущей инфляции, ЦБ обеспечивает необходимую ликвидность банковской системы. Причем, зачастую действует упреждающе.

Максим ФИЛАТОВ

Пределу совершенства, конечно, нет, но, думаю, ЦБ отреагировал оперативно и сработал очень четко. Более глубокие шаги должно принимать правительство, в части работы со Стабфондом.

Наталия ОРЛОВА

ЦБ среагировал достаточно оперативно, не допустил нарастания панических настроений. Но самым главным сейчас является дальнейшее усовершенствование системы рефинансирования, чтобы поддержку могли получать не только крупнейшие банки, но сектор в целом. Единственной мерой, обеспечивающий абсолютно равный доступ к ресурсам, является снижение ФОРа, но его ставка сейчас около 3%, что не позволяет использовать эту меру активно. Что касается репо и рефинансирования под залог кредитов, евробондов и т. д., эти все меры предполагают наличие всех этих инструментов на балансе банка, но если их нет, то нет и доступа к ликвидности.

Анатолий АКСАКОВ

Действия ЦБ адекватные. Предыдущие кризисы многому научили ЦБ и сейчас его реакция своевременная, оперативная, продуманная, эффективная. Позитивным шагом стало расширение ломбардных операций, оперативное увеличение сделок РЕПО. Однако все эти инструменты ограничены рынком краткосрочного банковского кредитования в сфере долгосрочных банковских ресурсов, и свое веское слово должны сказать институты банковского развития. Мы ожидаем новых подходов и решений со стороны Банка Развития, Венчурной корпорации, Инвестиционного фонда.

С точки зрения долгосрочного банковского рефинансирования возможности ЦБ очевидным образом ограничены. Речь может идти лишь о мерах, связанных с изменением регулирования банковских заимствований, например, в части выпуска еврооблигаций, секьюритизации активов, выпуска облигаций с ипотечным покрытием и пр.

Еще один сегмент, о котором все чаще упоминают в связи с темой банкинга, — пенсионные деньги. Как известно, большинство россиян «по умолчанию» оставляют свои пенсионные накопления в управлении государства. В прошлом году казенный управляющий в лице ВЭБа дал доходность на уровне 5%. В этом году повторяется та же история. С учетом общего подъема российской экономики, это, на мой взгляд, уже даже не вопрос финансов. Это не просто неэффективно, а попросту аморально. Как обстоит дело с альтернативой?

Максим ФИЛАТОВ

Альтернатива существует. 1. Перевод денег в негосударственные пенсионные фонды. НПФ имеют возможность размещать деньги менее консервативно, чем ВЭБ. Благодаря этому доходности в НПФ и УК существенно выше, чем в Пенсионном фонде России. 2. Разрешить Государственной УК — ВЭБ использовать для инвестирования более широкую линейку инвестиционных инструментов — в частности ЗПИФы недвижимости, которые устойчиво дают достаточно высокую доходность.

А какова сейчас «вилка» между нижним и верхним уровнями доходности пенсионных фондов в России?

Максим ФИЛАТОВ

Осталось подождать один месяц и мы будем иметь точную картину. Сейчас очень нервный рынок, но, думаю, большинство НПФ превысят уровень инфляции даже скорректированный — 11−11,5%.

Сергей РЫБИН

К сожалению, на текущий момент людей волнует не столько вопрос доходности пенсионных накоплений, сколько вопрос их гарантированного сохранения.

Я недавно посмотрел сумму своих пенсионных накоплений и меня УЖЕ стал интересовать вопрос доходности 🙂 А разница между доходом, который мне принес ВЭБ, и тем, что демонстрирует тот же Ханты-Мансийский пенсионный фонд, меня впечатлила.

Владимир КИЕВСКИЙ

В поручении Президента России В.В.Путина (26 ноября 2006 года) Правительству, ЦБ РФ и АРБ есть пункт о возможности включения средств пенсионных фондов в оборот банков и, прежде всего, связанных с технологиями жилищно-ипотечного кредитования. Сейчас работаем над этим.

Евгений ПЛАКСЕНКОВ

«Длинные деньги» пенсионных фондов + ипотека + страхование = эффективное решение в одном важном сегменте финансового рынка.

Николай КОРЧАГИН

Основная проблема в этом вопросе — недостаточной уровень финансовой грамотности населения. Некоторые люди до сих пор толком не понимают сути пенсионной реформы и не знают об альтернативных вариантах размещения накопительной части своих пенсионных средств. Я думаю, что участникам рынка есть над чем поработать в этой области.

Евгений ПЕН

На рынке сейчас активно работают несколько десятков НПФ. С полутора десятками из них можно смело иметь дело.

Конечно, основной вопрос — это вопрос сохранности средств, да еще в очень долгосрочной перспективе, но с рядом НПФ можно работать в режиме интервалов. Вложил деньги, подождал пару лет, если не понравилось — перевел деньги в другой фонд.

На сегодня это довольно прозрачный рынок и доходный инструмент.

Ричард ХЕЙНСВОРТ

ВЭБ действует как запасной вариант и поэтому ставка должна быть самой консервативной. Это мотивирует людей перейти к частному сектору. Мне кажется, что это прогрессивная политика.

Диана МАШТАКЕЕВА

Сумма пенсионных накоплений на сегодня не достаточно высока, соответственно, вопрос доходности по пенсионным накоплениям мало интересует наших граждан. Более важным вопросом считается вопрос сохранности такого накопления. Здесь не хватает доработок со стороны существующего законодательства, разъяснительной оперативной работы.

Максим ЕГУНОВ

Альтернативой могут послужить негосударственные пенсионные фонды, многие из которых на сегодняшний день предлагают и более выгодные условия и отличаются высоким профессионализмом своих сотрудников. В какой-то степени, считаю, государству, возможно, стоит уделить больше внимания вопросу сохранности средств пайщиков данных фондов, как это было сделано в части введения системы страхования вкладов в коммерческих банках. Также много предстоит сделать в части повышения доступности информации об альтернативах вложения пенсионных денег для обывателя. Было бы неплохо, чтобы к этому приложил усилия и сам пенсионный фонд. А в остальном у наших граждан, как и всегда, остается выбор: либо отдать деньги государству и меньше думают об их сохранности, либо чуть больше рисковать и получать больше выгоды от управления своими средствами.

Могут ли участники рынка оценить, насколько уменьшилось количество выдаваемых ипотечных кредитов после кризиса ликвидности? Особенно интересны изменения по регионам.

Александр ГРЕБЕНКО

Количество ипотечных кредитов уменьшилось в августе-сентябре, с октября-ноября рост возобновился.

Николай КОРЧАГИН

Число выдаваемых ипотечных кредитов в настоящее время только растет. Я думаю, что некоторая нервозность на рынке только подстегивает данную тенденцию.

Владимир ПУПЫШЕВ

В Тюменской области никаких тенденций в сторону сокращения или даже замедления роста нет.

Наталия ОРЛОВА

По моим оценкам рынок ипотечных кредитов составлял 12 млрд долларов на конец прошлого года, вырос за первое полугодие на 7 млрд, а за второе вырастет скорее всего на 4−5 млрд. В целом есть ощущение того, что, во-первых, условия ужесточились, во-вторых, поскольку цены на недвижимость не растут, но и не падают, то клиенты сейчас тоже не слишком активны.

Диана МАШТАКЕЕВА

Уважаемая Александра, нельзя относиться к кризису ликвидности в прошедшем времени. Сегодня наиболее остро на данную ситуацию реагирует рынок кредитно-финансовых отношений в регионах. Если рассмотреть динамику роста выдачи ипотечных кредитов по отношению к запросам клиентов, то, согласно данным от региональных поверенных АКБ (Самарская, Оренбургская, Вологодская, Нижегородская области, республика Башкортостан), она уменьшилась вдвое. Активность клиентов по запросам ипотечного кредитования в регионах, бесспорно, растет, мы уверены, что данная динамика сохранится независимо от ужесточения условий банка, даже в формате увеличения процентной ставки по кредиту. Данное обстоятельство обусловлено тем, что ипотека сегодня — единственная альтернатива приобретения недвижимости, с условием постоянного роста цен.

Евгений ПЛАКСЕНКОВ

По количеству ипотечных сделок второе полугодие 2007 года может уступить первой половине года, но превзойдет сопоставимый период предыдущего 2006 года.

В цифрах: 2006 год — ок. 200 тыс контрактов. 6 мес 2007 года — ок.170 тыс. заключенных договоров. Ожидаемый результат 2007 года — св.300 тыс. сделок.

С учетом начавшегося с октября с.г. роста рынка недвижимости, количество сделок может превзойти 400 тыс.

Максим ЕГУНОВ

Я бы рискнул сказать, что до большинства регионов еще не докатилась волна снижения объемов ипотечного кредитования. Особенно это касается тех городов и областей, где есть филиалы крупных коммерческих банков, способные работать в рамках своих лимитов. Много полезного добавляет к возможности поддержать рынок ипотечных кредитов работа АИЖК по выкупу закладных. По Москве можно было бы говорить о снижении объемов на 20−30%.

Анатолий АКСАКОВ

Что касается крупных столичных банков, то темпы прироста уменьшаются, количество выданных кредитов соответственно.

В регионах правила ипотечных программ зачастую реализуются филиалами столичных и международных банков, которые имеют доступ к дешевому финансированию. Объемы финансирования ипотечных программ региональных банков традиционно оставались ограниченными по причине лимитированности ресурсной базы. В то же время такие банки, как правило, вовлечены в финансирование региональных строительных программ, являющихся краткими и среднесрочными. В отличие от крупных столичных банков региональные банки показывают даже большую устойчивость в текущей ситуации, т.к. ориентированы на использование внутренних источников.

Хотелось бы услышать от всех участников краткие прогнозы на будущий год — по розничному кредитованию, кредитованию МСБ, депозитам.

Александр ГРЕБЕНКО

Рост по всем 3-м направлениям на 25−35% за год.

Наталия ОРЛОВА

Я ожидаю роста рынков на 20−25% в среднем на следующий год.

Сергей ШПЕТЕР

Розничное кредитование продолжит свое развитие, акцент будет смещен в сторону кредитных карт и ипотечного кредитования. Согласно нашему прогнозу объем выданных розничных кредитов в 2008 году составит порядка $ 150 млрд.

Сергей РЫБИН

Основной движущей силой будет МСБ. Рост этого сегмента, по нашим оценкам, составит 50%. Потребительское кредитование будет демонстрировать куда более скромные темпы — порядка 10−15%.

Другим важным фактором станет увеличение интереса ряда игроков к рынку депозитов на фоне роста стоимости ресурсов на международном рынке. Усиление конкуренции в этом сегменте можно наблюдать уже сейчас, и в дальнейшем борьба за деньги вкладчиков будет только нарастать.

Диана МАШТАКЕЕВА

Если рассматривать динамику развития кредитования в целом, предполагаю, что рост увеличится в среднем на 25−30%. Бесспорно доминантой будет МСБ. Данное направление уже сейчас является активно набирающим обороты.

Динамика роста потребкредитования по сравнению с предыдущими годами уменьшится, существуют определенные механизмы, препятствующие развитию данного сегмента рынка, а именно — накопленные негативные сведения по кредитным историям (НБКИ). Нужны кардинальные меры — необходимо провести информационную амнистию, подразумевающую «обеление» кредитных историй тех граждан, которые на сегодня в полном объеме исполнили свои обязательства перед банком. По проведенным соцопросам АКБ, основной проблемой просроченной задолженности по кредитам являются (1) низкая финансовая грамотность населения и (2) намеренное заблуждение населения о ставке кредитования со стороны банковских учреждений. Соответственно, это достаточно важные факторы для реализации данного проекта. Вопрос информационной амнистии сегодня важен не только для развития потребкредитования, но и для развития других направлений кредитования. АКБ совместно с Федерацией кредитных брокеров уже начала работу в этом отношении и будет активно продолжать ее, привлекая представителей АРБ, АРБР, ЦБ и других представителей кредитно-финансового рынка.

Деньги вкладчиков всегда оставались интересным сегментом рынка. Учитывая сложившуюся ситуацию, данное направление рынка, бесспорно, будет развиваться. Для финансовых институтов данный продукт уже не кажется столь дорогостоящим в плане привлечения финансирования, потребителю не столь рисковым, страхование стало хорошим гарантом. Считаю, единственное, что необходимо для развития данного сегмента рынка — активная разъяснительная работа с населением. Уверена, что АКБ будет достаточно активно способствовать этому по всей территории России.

Анатолий АКСАКОВ

Все будет ускоренно расти, за счет сворачивания программ краткосрочного и среднесрочного финансирования в условиях сжатия ликвидности.

Максим ЕГУНОВ

Розничное кредитование, думаю, будет иметь следующие тенденции: в начале года будет наблюдаться смещение в сторону автокредитования, как своего рода альтернативы для ипотеки, требующей меньше средств и, с учетом текущих в высшей степени положительных результатов работы службы судебных приставов по взысканию долгов, обладающей лишь чуть меньшей надежностью по сравнению с той же ипотекой. Однозначно должен происходить отход банков от сектора потребительского кредитования, как сегмента с высоким риском и больший процентом невозвратов, что как раз чревато для банков проблемами с ликвидностью. Малый и средний бизнес будет по-прежнему важным сегментом, интересующим банки в первую очередь, поскольку многие компании этого сектора выходят сейчас из «тени» и становятся более понятными для кредиторов. Соответственно будут снижаться и ставки кредитования, которые в настоящий момент высоки и по причине «непрозрачности» заемщика и по причине малого числа банков, которые могут на оперативной основе рассматривать подобные заявки. Также будет наблюдаться увеличение объемов кредитования под обороты по расчетному счету. Многообещающим выглядит и рынок депозитов, как я уже и говорил ранее. При этом, возможно, будет увеличиваться объем депозитов юридических лиц.

Еще один «итог» кризиса — активизировались сторонники идеи наконец «распечатать» стабфонд. Как вы относитесь к такой перспективе?

Павел МЕДВЕДЕВ

Поправками в бюджет текущего года расходы увеличены более чем на 1 трлн. рублей. Влияние этого фактора на инфляцию общеизвестно. Стоит ли еще что-нибудь «распечатывать»?

То есть «вброс» внутренних денег на рынок может спровоцировать инфляцию, а вброс иностранных — нет? Так понимать нашу финансовую политику? 🙂

Максим ФИЛАТОВ

Вопрос как использовать Стабфонд. Если отправить на «еду» — то это приведет к инфляции. Стабфонд надо отправлять на инфраструктурные проекты. Если строить дороги, порты, газопровод для повышения газификации страны (газификация нашей страны меньше Европы, куда мы газ и продаем). Эти проекты к инфляции не приведут, а будут способствовать развитию бизнеса. А это и есть задача правительства — способствовать развитию бизнеса.

Кирилл ПЕТРОВ

Уже принято решение, что стабфонд будет «распечатан» с будущего года. Вместо него появятся резервный фонд и фонд будущих поколений. Средства фонда будущих поколений будут больше вкладываться в ценные бумаги. Т. е. запущен процесс более эффективного использования накопленных резервов. Это разумно, т.к. размер резерва должен отражать возможные риски.

Наталия ОРЛОВА

Абсолютно согласна с вашим замечанием — поскольку на повестке дня стоит поиск «длинных» денег, а единственные долгосрочные ресурсы внутри страны — это стабфонд. Очевидно, что использование стабфонда в целях поддержания текущего роста приведет к его быстрому проеданию, но единственных способ снизить вероятность этого сценария — это перейти к широкомасштабной инфраструктурной модернизации, желательно на основе ЧГП.

Анатолий АКСАКОВ

Со следующего года стабфонд упраздняется и разбивается на два фонда: Фонд будущих поколений и Резервный фонд. Таким образом, правильно вести рассуждение об этих двух фондах. В качестве целей инвестирования и вложения государственных средств в России существуют Инвестиционный фонд, Венчурный фонд и Банк Развития, соответственно вопросы «распечатывания» стабфонда становятся неактуальными.

Если кризис не сойдет на нет до середины 2008 года, как это отразится на тех российских банках, которым пришлось отложить международные заимствования? Вряд ли дефицит денег можно решить за счет депозитов…

Александр ГРЕБЕНКО

Юлия, о каком именно кризисе Вы говорите?

Александр, извините, не уточнила — финансовый кризис на европейских и американском рынке.

Александр ГРЕБЕНКО

Уровень заимствования многими российскими банками от коллег из развитых стран достиг критического уровня. И большинство таких банкиров должны быть благодарны случившемуся кризису в США. Данная ситуация позволит им более тщательно относится к рискованным операциям на финансовых рынках.

Виктория БЕЛОЗЕРОВА

Такие банки будут сдерживать активный рост бизнеса (ввиду ограниченности фондирования). Те, кому фондирование и далее будет недоступно — будут быстрее продавать доли крупным банкам или иностранным инвесторам, опять же, для повышения рейтингов и получения возможности привлечения ресурсов. Про депозиты — это, пожалуй, самый важный источник ресурсов для банков. В нормально функционирующей банковской системе — это самый стратегический источник!

Почему же наши банки только сейчас осознали это? И каким образом они могут покрыть нехватку денег за счет депозитов — насколько им придется повышать ставки?

Виктория БЕЛОЗЕРОВА

Банки уже давно осознали, что розничные депозиты — стратегический ресурс, приток объема частных вкладов идет почти по всем банкам (которые занимаются привлечением). Естественно, самым актуальным становится соотнесение сроков пассивов и активов по срочности — во избежание разрывов в ликвидности. Фондирование долгосрочных операций короткими пассивами — пагубное явление, пока такого перекоса (после начала кризиса) в явном виде не заметно.

Игорь КУЗИН

Коллеги, увеличение ставок на депозиты не решит проблемы нехватки ресурсов. Только выравнивание — т. е. серьезное замедление — темпов кредитования по отношению к темпам прироста привлеченных ресурсов решит проблему. Хотя искусственное вливание денег из резервов и бюджета может опять же искусственно продлить иллюзию нормальности. Но и конец этой иллюзии будет тогда гораздо более болезненным.

Мрачно вы смотрите на ситуацию:) А какие варианты тогда?

Кирилл ПЕТРОВ

Это отразится в снижении их темпов роста, т.к. внутренняя ликвидность не сможет в полной мере заменить международные заимствования.

А уже не отразилось на темпах роста?

Кирилл ПЕТРОВ

Говорить о тенденции по результатам пары месяцев рано.

Ричард ХЕЙНСВОРТ

Скорее всего сокращение ликвидности и коллапс доверия к целому классу секьюритизации катализирует сейчас спад в США. Это непосредственно скажется на глобальной экономике и на цене нефти.

Россия сегодня намного сильнее, чем после последнего шока (в 1997 г.), который был фактором кризиса 1998 г.

Думаю, что относительно к миру Россия может достойно выдержать нелегкое время 2008 г.

Максим ЕГУНОВ

Если кризис не сойдет «на нет» (что маловероятно), то те банки, которые решили отложить заимствования за рубежом, вполне могут привлечь дополнительные средства от своих клиентов на среднесрочные депозиты. Стоит лишь немного повысить ставки. Как правило, большие займы от иностранных банков получали крупные российские кредитные учреждения, а у них очень консервативная депозитная политика. К тому же некоторая стерилизация денежной массы в виде ее оттока из сектора потребления в сектор сбережения очень помогла бы в борьбе с инфляцией, несколько снизив общий спрос. А насчет потенциального объема рынка вкладов физических лиц можно даже не говорить: те 70 млрд. долларов, которые имеются у населения «под подушкой» еще только начали свое движение в сторону банковского сектора.

Каковы перспективы открытия филиалов банков в регионах? Насколько хорошо развито кредитование за пределами Санкт-Петербурга и Москвы?

Александр ГРЕБЕНКО

Развитие банковской системы происходит, но текущий уровень в разы ниже Москвы и Санкт-Петербурга. Ориентировочно на 2−4 года регионы отстают.

Сергей РЫБИН

Перспективы кредитования в регионах достаточно высоки. Во многих субъектах гораздо более дисциплинированный заемщик и более высокая доходность. И это те 2 основных фактора, которые будут способствовать развитию кредитования за пределами Москвы и Петербурга. Более того, мы прогнозируем определенный отток кредитных ресурсов из центра в регионы.

Владимир ПУПЫШЕВ

Основные игроки в регионы уже зашли. Тем не менее, приток новых филиалов сохраняется. «Новички» все сильнее испытывают проблемы: кадров и клиентов. Последнее особенно касается юрлиц. «Ритейловские» банки при входе на новый рынок встречаются с лавинной атакой местных «потребительских» мошенников.

Максим ЕГУНОВ

Перспективы открытия филиалов банков в регионах очень впечатляющие. Развитие кредитования в наиболее активных финансовых центрах помимо Москвы и Санкт-Петербурга (Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Тольятти, Нижний Новгород, Саратов, Архангельск, Калининград и т. д.) тоже не стоит на месте. Во многих городах с численностью более 1 миллиона человек уже насчитывается минимум 25−30 банков (местных либо филиалов, либо иных обособленных подразделений сторонних кредитных учреждений), которые осуществляют полный спектр услуг для корпоративных и частных клиентов, вплоть до трастовых, факторинговых и форфейтинговых операций на профессиональной основе. Эта тенденция (выход банков в регионы и готовность к созданию филиальной сети с максимальным покрытием) будет продолжена и в 2008 году.

Евгений ПЕН

Регионы в плане развития банкинга — непаханое поле. Мы все вспоминаем про региональные города-миллионники, а ведь для большой части населения до ближайшего банка надо добираться минимум несколько часов. Можно ожидать, что с активизацией сельского хозяйства и промышленности, через пару лет мы увидим массовое развитие сети небольших отделений и ККО в небольших населенных пунктах.

Анатолий АКСАКОВ

Развитие филиальных сетей происходит различными темпами в зависимости от региона. Объем выданных кредитов возрастает, естественно меньшими темпами, чем в Москве и Санкт-Петербурге прежде всего из-за удаленности от столичного региона. И в этой связи особенно остро стоит вопрос повышения финансовой грамотности населения, внедрения новых банковских услуг.

Каков ваш прогноз относительно слияний и поглощений на банковском рынке в 2008 году? Сейчас ходят упорные слухи о том, что ВТБ купит «Русский стандарт». Так будет очередной виток M&A?

Павел МЕДВЕДЕВ

Слияния и поглощения, скорее всего, будут активизироваться. Это предопределено ужесточающейся конкуренцией на банковском рынке.

Владимир КИЕВСКИЙ


Слияние и поглощение — это естественный процесс. Если это экономически обосновано, то пусть этот процесс развивается. Но есть и альтернативный путь консолидации капитала — агентские отношения. Скажем, московские банки могли бы заключить соглашения с финансово-устойчивыми региональными банками на продвижение банковских продуктов и технологии в регионы. Местные банки прекрасно знают конъюнктуру рынка, клиентов, властные структуры, могли бы за определенную комиссию проводить продуктовую линейку в регионах.

Что касается слияний и поглощений, то этот процесс на определенной стадии еще будет работать эффективно по развитию банковских услуг. Но на определенном этапе этот процесс в конце концов заведет нас в «никуда». Возрастут неимоверные риски «монстров» и мы потеряем региональные банки, которые не раз спасали российскую банковскую систему. Если мы говорим о банковской системе, то это и крупные, и средние и небольшие банки.

Сергей ШПЕТЕР

Одним из наиболее важных факторов, которые будут влиять на развитие российского рынка, станет приход в Россию новых игроков — крупных иностранных финансовых институтов. Этот процесс наблюдается уже сегодня, и в ближайшие годы только усилится. Уверен, что появление на российском банковском рынке новых мощных иностранных игроков, имеющих значительные финансовые ресурсы, международную репутацию и богатый опыт, создаст условия для серьезной конкуренции. Чтобы противостоять этому процессу нынешним участникам рынка, в первую очередь — отечественным, необходимо будет консолидироваться, повышать капитализацию существующих банков.

Как изменится в связи с этим структура рынка? Каким будет соотношение российских/иностранных банков?

Сергей ШПЕТЕР

По имеющейся у нас информации пять новых иностранных банков готовятся к выходу на российский рынок. Для уточнения имеет смысл адресовать вопрос ЦБ РФ.

Виктория БЕЛОЗЕРОВА

Думаю, этот процесс как начался, так и не прекращается сегодня и не прекратится пока не кончатся предложения))) и спрос)) При таком быстром росте банковского сектора, банкам просто необходимо расширять филиальную сеть и укрупняться. И самый удобный и быстрый способ это делать — покупать другие банки.

Кто может стать иностранным приобретением в 2008 году?

Кирилл ПЕТРОВ

ВТБ уже сделал серьезный шаг к Русскому стандарту, купив его ключевых топ-менеджеров. Банку, инфраструктура которого позволяет реализовывать самые амбициозные планы, это гораздо дешевле, чем покупать банк целиком.

M&A на российском банковском рынке неизбежны, т.к. это естественный путь развития крупных банков в условиях замедления темпов роста банковской системы.

Диана МАШТАКЕЕВА

Активизация по слиянию банков вполне ожидаема. Логично купить, нежели чем выстраивать заново, а при сложившейся ситуации на рынке, не удивительны предположения относительно продажи банка «Русский стандарт».

Ваша оценка перспектив развития кредитного брокериджа в России.

Александр ГРЕБЕНКО

Перспективы роста рынка брокериджа в 50−100 раз. Мы планируем ежегодный рост в ближайшие 4−5 лет в 3 раза в год (в 15−25 раз за 4−5 лет).

Павел МЕДВЕДЕВ

С развитием рынка кредитов такая услуга, по-видимому, будет все более востребованной.

Николай КОРЧАГИН

Уверен, что данная отрасль в ближайшие 2−3 года повторит успешный путь развития, который совершил банковский ипотечный сектор.

Владимир ПУПЫШЕВ

Перспективы хорошие. Но! Сегодня можно попасть не на брокера, а на «партнера» какого-то банка. Стагнации такие «специалисты», конечно, не вызовут, но и развитию на рынке не помогут.

Диана МАШТАКЕЕВА

Кредитный брокеридж, бесспорно, будет развиваться. Профессиональный кредитный брокер на сегодня — социально значимая профессия для страны в целом — единственный центр во многих территориальных округах по сбору оптимально выгодных условиях кредитования населения, организаций. Отсутствие единых методов и стандартов по взаимодействию между профессиональными кредитными брокерами и банками расслаивает рынок. Нужен консолидированный подход.

Анатолий АКСАКОВ

Этот вопрос представляется нам особенно важным, так как развитие кредитного брокериджа способствует повышению финансовой грамотности, повышению доступности финансовых услуг. На сегодня для нас самой актуальной задачей является улучшение регулирования деятельности кредитных брокеров во избежание кризиса subprime. В октябре текущего года был внесен законопроект «О потребительском кредитовании», в котором описано регулирование и дано определение кредитного брокера.

В связи с темой перспектив — еще один вопрос. Мы сейчас наблюдаем историю о том, «как поссорились Владимир Олегович с Михаил Дмитричем». «Развод» Потанина с Прохоровым окажет какое-то влияние на финансовый рынок России?

Максим ФИЛАТОВ

Обычно рынок оказывает влияние на этих людей. Вспомним ОНЭКСИМбанк (который был «стихии не подвластен», если помните рекламу) хотя бы. Рынок ломает «крупных» (если вспомнить тот же 1998). Поэтому скорее всего этот процесс не скажется на рынке. Партнеры корректно делят бизнес.

Кирилл ПЕТРОВ

Данная сделка носит частный характер и связана с разными взглядами на развитие бизнеса основными акционерами. Поэтому на финансовый рынок в целом она влияния не окажет.

Максим ЕГУНОВ

Вряд ли. Эти два бизнесмена всегда воспринимались как два хозяина большого бизнеса, но обладающие своим видением на его дальнейшее развитие. К тому же и сами они курировали внутри холдинга отдельные направления: Потанин — более консервативные, Прохоров — более рисковые и высокотехнологичные. Так что текущую ситуацию, скорее, можно расценивать как расстановку всех акцентов в нужных местах.

В ноябре РТС начала публикацию «Индекса РТС — Финансы» (RTSfn), который оценивает состояние финансового рынка России. В составе индекса RTSfn — 8 ценных бумаг, представленных на российском фондовом рынке банков. Акции каких банков-эмитентов, на Ваш взгляд, могут войти в состав данного индекса в перспективе?

Виктория БЕЛОЗЕРОВА

На сегодня в расчете индекса участвуют акции Росбанка, Сбера, Урсы, Уралсиба, ВТБ и банка «Возрождение». В будущем, вероятно, данный список будет расширяться. Это будет зависеть от того, какие банки и как будут проводить размещение акций.

Что вы думаете о перспективах изменения финансового законодательства в ближайшем будущем? Будет наконец принят пресловутый закон о потребкредитах? Что будет с законопроектом о личном банкротстве? Некоторые банкиры предлагают еще раз поднять планку страхового покрытия депозитов…

Павел МЕДЕВЕДЕВ

Закон о потребкредитах, безусловно, будет в скором времени принят новой Думой. Закон о личном банкротстве имеет страшное название, и это будет тормозить его принятие. Хотя подготовленный правительством текст хорошо сбалансирован и хорошо защищает интересы несостоятельного должника. Строго говоря, банкротство физического лица уже предусмотрено нашим законодательством.

Евгений ПЕН

Думаю, что назрел вопрос об обсуждении и внедрении страхования депозитов юридических лиц. Данная мера позволит быстрее легализовать финансовые потоки бизнеса, подстегнет инвестиции в основные фонды и, следовательно, в перспективе позволит увеличить налогооблагаемую базу.

Сергей ШПЕТЕР

Возможны различные способы законодательного регулирования коллекторской деятельности. Один из них — принятие отдельного федерального закона о коллекторской деятельности. Другой — включение норм о коллекторской деятельности в иной федеральный закон или законопроект.

Такая попытка была уже сделана: 15 октября 2007 года депутат Анатолий Аксаков внес в Госдуму проект закона «О потребительском кредите». В данном законопроекте учитывает как интересы заемщика, так и кредитора. Законопроект устанавливает требование к рекламе потребительских кредитов, в соответствии с которым эффективная ставка по кредиту должна указываться в рекламе одновременно с процентной ставкой по кредиту.

Так же в течение двух недель после получения кредита заемщик вправе отказаться от него, заплатив проценты по кредиту за срок, в течение которого он им пользовался.

Законопроект так же определяет деятельность коллекторских агентств, и вводит понятие «коллекторское агентство» (оказывает полный спектр услуг по возврату задолженностей физических и юридических лиц, включая исполнительное производство).

Но данный закон отводит коллекторской деятельности вспомогательную роль и учитывает аспекты, связанные только с потребкредитованием. Однако коллекторские агентства работают с неплательщиками по иным видам кредитов, в том числе с юридическими лицами, на которых законопроект вообще не распространяется, а также с неплательщиками, чья задолженность возникла из любых других видов возмездных договоров. Коллекторская деятельность здесь трактуется слишком узко и не соответствует потребностям практики.

Такое положение заставляет говорить об объективной необходимости законодательного регулирования коллекторской деятельности.

В этой связи было бы целесообразным, на наш взгляд, принятие отдельного закона о коллекторской деятельности, который должен расширить возможности агентств, предоставив им возможность получать информацию в бюро кредитных историй и наделив их некоторыми полномочиями, которые имеются сейчас только у судебных приставов-исполнителей. Например, правом обращаться в органы государственной власти и получать в них информацию об имеющихся у должников банковских счетах (органы Федеральной налоговой службы) и имуществе (органы Федеральной регистрационной службы, ГИБДД); правом давать заключение о невозможности взыскания задолженности, которое являлось бы основанием для списания задолженности с баланса банка как безнадежного долга. Появление подобного закона внесло бы существенный вклад в развитие коллекторской деятельности, обозначило ее правовые рамки и способствовало бы повышению профессионализма коллекторских агентств, работающих на этом рынке.

Анатолий АКСАКОВ

По мере развития российского финансового рынка становится все более очевидным, что текущее регулирование отношений в банковском секторе и на финансовом рынке, возникающих из обеспечения исполнения обязательств, применения отдельных институтов гражданского права (цессия, банкротство и пр.), внедрения финансовых инноваций (деривативы, секьюритизация, новые виды ценных бумаг) является существенным ограничителем (тормозом) дальнейшего развития рынка и роста объемов кредитования реального сектора экономики и розничных потребителей, барьером на пути внедрения современных механизмов риск-менеджмента, причиной неконтролируемого увеличения кредитных, процентных и валютных рисков финансовой системы в целом, наконец, фактором, снижающим конкурентоспособность России и национального финансового рынка.

Модернизация отдельных правовых институтов на основе принципов, выработанных на развитых (европейских) финансовых рынках, является насущной задачей российского банковского сектора и рынка капиталов.

Общие задачи по совершенствованию нормативной базы, обозначенные в Стратегии развития банковского сектора (от 5 апреля 2005 года), остаются в целом не реализованными. В течение двух последних лет парламентом было рассмотрено лишь восемь законопроектов из более чем тридцати, предусмотренных Стратегией. Эти документы, несмотря на всю их важность, носили частный, вторичный характер. Наиболее сложным и фундаментальным правовым проблемам, затронутым в Стратегии, до сих пор не уделяется достаточно внимания.

В связи с темой ипотеки часто всплывает тема стройсберкасс. Законопроект на сей счет подготовлен и внесен Оксаной Дмитриевой и Сергеем Мироновым в парламент. Один из его вдохновителей — Иван Грачев — полагает, что предлагаемая система ССК — ответ на вопрос, где взять «длинные» деньги на ипотеку. Ваши оценки…

Александр ГРЕБЕНКО

Требующая большой и перспективной работы популяризация стройсберкасс может дать значительный импульс развитию ипотечного кредитования.

Игорь КУЗИН

Развитие стройсберкасс — это прежде всего развитие рынка «сбережений» (строительно-СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ), далее рынка строительства (СТРОИТЕЛЬНО-сберегательных), а уже в последнюю очередь — рынка ипотечного кредитования. Классическая система строительно-сберегательных касс зависит от желания и способности 1) клиентов сберегать, и 2) государства субсидировать (доплачивая проценты по вкладу или субсидируя ставку по кредиту). В России плохой опыт по обоим параметрам, но когда-то надо начинать.

Николай КОРЧАГИН

По моему мнению, ценность данного проекта для рынка находится в долгосрочной перспективе (7−10 лет). Сейчас в существующих условиях проект института стройсберкасс мало реализуем.

Максим ЕГУНОВ

Как я уже и говорил, длинные деньги на ипотеку можно взять и привлекая срочные депозиты у населения. Стройсберкассы могут помочь в этом деле, но фактически будут выполнять те же функции, аккумулируя свободные денежные средства граждан и инвестируя часть их в строительство нового жилья, а часть в иные финансовые инструменты с целью формирования доходности. С моей точки зрения, развитию ипотечного кредитования в какой-то степени помогла бы возможность рефинансирования национальных строительных компаний за рубежом. Российский рынок недвижимости уже не раз признавался одним из наиболее прибыльных с точки зрения инвестора. Так почему бы не приложить больше сил к завершению процесса реформы строительного сектора, решить вопросы лицензирования застройщиков, упростить систему получения землеотводов и, таким образом, снизить стоимость квартир, ускорить процесс создания нового жилого фонда и облегчить саму возможность для банков кредитовать заемщиков, нежели пытаться ввести новый огромный, никому неподконтрольный банк?

Некоторые аналитики прогнозируют, что в новом году акценты розничного кредитования переместятся из столиц в города-миллионники и крупные финансовые центра провинции. Такие, как Самара, Казань, Екатеринбург. Вы согласны с такой оценкой?

Александр ГРЕБЕНКО

Регионы должны будут принести наиболее значительный рост финансовому сектору в 2008 году.

Павел МЕДВЕДЕВ

Такая тенденция уже очевидна.

Владимир КИЕВСКИЙ

Полагаю, что нет. В Москве сосредоточено около 80% финансового потока, более высокий уровень доходов населения. В крупных городах этот процесс тоже пошел. Другой вопрос, что доходность от ритейла перестанет быть сверхприбылью.

Александр ГРЕБЕНКО

Именно насыщение денежного рынка в Москве стало причиной роста региональных рынков…

Николай КОРЧАГИН

Согласен с этой оценкой. Учитывая акцент правительства РФ на развитие регионов и необходимость выравнивания уровня жизни по стране, что необходимо делать для ее стратегической стабильности, потенциал роста региональной экономики гораздо выше, чем центра. Хотя нельзя отрицать, что в настоящий момент рыночная емкость центра по-прежнему находится на очень высоком уровне.

Диана МАШТАКЕЕВА

Полностью согласна с данными прогнозами, уже по предварительным итогам 2007 г. заметен значительный рост по выдачи розничных кредитов в сторону регионов.

Какие IPO-размещения российских банков будут наиболее интересными для инвесторов в 2008 году?

Если они будут 🙂 Кроме КИТ Финанса, конечно :)))

Наталия ОРЛОВА

Не уверена, что мы увидим IPO банков, их и раньше было немного, а сейчас весь сектор находится под очень существенным негативным давлением из-за ситуации в США. Мы может быть увидим продажи стратегическим инвесторам.

Кирилл ПЕТРОВ

Любое IPO банка из ТОР-30 будет интересно рынку.

Каковы различия банковских ставок по ипотеке в регионах по сравнению со ставками в Санкт-Петербурге и Москве?

Александр ГРЕБЕНКО

В среднем ставки по ипотечному кредитованию в регионах выше на 0,5% в год.

Максим ФИЛАТОВ

У нас в Ханты-Мансийском регионе действует ряд программ ипотечных — сейчас ставка 10,75%. Основные кредиторы — Ханты-Мансийский банк и Сбербанк.

Диана МАШТАКЕЕВА

В регионах представлены достаточно успешные местные банки, где разница в процентном соотношении с некоторыми московскими банками в пользу местных выглядит куда привлекательнее. Существует ситуация и полностью наоборот. Если оценивать рынок в целом, различий практически нет.

Максим ЕГУНОВ

В зависимости от региона: могут различаться на 2−3% в большую, как это происходит в наиболее развитых регионах, где доход заемщика и сам застройщик более «понятен» банку. А может происходить и отличие на 10−12% в тех случаях, когда банк либо вновь заходит в регион и хочет быстро набрать обороты (соответственно, готов быстро выдавать деньги, но за больший процент), либо входит в региональную программу по развитию строительства и принимает условия местных органов власти, максимально расширяя сферу ипотечного кредитования, но не получая ничего взамен, пытается выиграть на повышенной ставке.

Вопрос к г-ну Филатову. А Вы, как «пенсионщик», каким-то образом участвуете в банковском рынке. И каковы на сегодня отношения пенсионных фондов и банков?

Максим ФИЛАТОВ

Отношения с банками могли бы быть и лучше. Пока банки рассматривают НПФ как структуры готовые только размещать депозиты, отношения лучше не будут. Банки и НПФ должны быть партнерами и реализовывать совместные инвестиционные проекты — отношения существенно улучшаться. По нашему опыту работы могу сказать, что пенсионные резервы можно использовать совместно с кредитами банков для вхождения в инвестпроекты. Это в частности и строительство жилья, и ипотечное кредитование (НПФ выкупают в ипотечные ЗПИФы кредиты, которые выдают банки для покупки жилья в совместно финансируемых проектах). Да и много других интересных моментов. Мы в частности разрабатываем ряд совместных с банками продуктов.

Хотелось бы узнать у участников конференции причины такой высокой инфляции и о том, насколько реальны обещания удержать ее в пределах 8% в следующем году?

Максим ФИЛАТОВ

Скорее всего, нет. Удержать бы на уровне 10,5%.

Наталия ОРЛОВА

Инфляция этого года в значительной степени объясняется ситуацией на мировых аграрных рынках, кстати, инфляция превышает прогнозы не только у нас, но и во многих других странах. Хотя, на мой взгляд, в первоначальный прогноз 7,5−8% нам все равно было бы сложно уложиться с учетом монетарной инфляции, спровоцированной денежной эмиссией февраля-марта 2007 года. Прогноз на 2008 год у меня 9,5%, но я не исключаю его повышения до 10,0−10,5%. Дело в том, что ослабление денежной политики, которое сейчас происходит для поддержки банковского сектора, скажется на инфляционных показателях не этого, а следующего года.

В США и Европе инфляция действительно превышает прогнозы, но что такое их 3% по сравнению с нашими показателями? Наталия, а Вы согласны с тем, что широко рекламируемые повышения пенсий и постоянные заявления о высоком уровне жизни, в частности, в Москве, еще сильнее провоцируют инфляцию? И заявления МЭРТ о том, что инфляция будет выше прогнозов на 3% — тоже?

Кирилл ПЕТРОВ

Всплеск инфляции во второй половине текущего года имеет в большей части внешний характер. Тенденции стремительного роста цен на мировых товарных рынках стали неотъемлемой чертой 2007 года. Импорт в Россию постоянно увеличивается, что и сказывается на отражении в российской экономике роста инфляционных мировых тенденций. Удержать инфляцию в текущем году уже было невозможно, а замораживание цен на различные товарные группы приведет к еще большему их росту, но уже не в текущем «безнадежном» с точки зрения борьбы с инфляцией году, а уже в 2008 году. Россия не сможет за несколько месяцев увеличить объемы производства того же молока, следовательно импорт для обеспечения потребностей населения неизбежен, отсюда и сохранение зависимости в будущем году от инфляционных тенденций зарубежных рынков. Поэтому, исходя из инфляции по итогам текущего года в размере более 11%, прогноз в 8% на 2008 год представляется труднодостижимым.

Диана МАШТАКЕЕВА

Эффективное кредитование является одним из механизмов успешной экономики. Рассматривая перспективы развития данного направления, а именно банковского сектора, можно предполагать, что инфляция возрастет до 10−11%.

Прошло уже несколько месяцев работы нового правительства. Как можно оценить старт кабинета Зубкова с точки зрения финансистов? Когда-то нынешнего премьера прозвали «убийцей банков»… И каковы сейчас ощущения? Есть проблемы или тут придется быть корректными и констатировать лишь, что «полет нормальный»?

Павел МЕДВЕДЕВ

Ни Зубков, ни его правительство точно не являются «убийцами» банков. Новое правительство и ЦБ достойно прошли через испытание американским ипотечным кризисом.

Владимир КИЕВСКИЙ

Росфинмониторинг никогда не был и не будет «убийцей банков». Он создает другое качество «правового поля» работы банков.

Законопослушный банк заинтересован, чтобы его контрагенты работали в этом правовом поле. Что касается В.А. Зубкова, он достойно зарекомендовал себя на прошлой работе. Думаю, он и сейчас верен себе: не суетлив, объемно видит экономические и социальные процессы в стране, умеет слушать и слышит банкиров. Последователен и технологичен в принятии решений. Он по большому счету государственник.

Максим ЕГУНОВ

Ничего такого, что резко поменяло бы отношение правительства к кредитной сфере российской экономики с приходом нового премьера я не смогу отметить. Его деятельность на посту главы службы финансовой разведки имела очень хорошие результаты. Мы можем долго обсуждать некоторые примеры, когда с приличными, в общем-то, банками обходились слишком серьезно, лишая их лицензий. Но это исключения, которые лишь подтверждают правило: если ты работаешь с банком — все документы, равно как и самая суть твоей деятельности не должна вызывать подозрений. Это мировая практика, и любой, кто хотя бы раз работал с ведущими банками в Европе или Северной Америке, это прекрасно знает. В этих регионах Вам смогут отказывать в зачислении средств (или вообще отправить их обратно) до тех пор, пока на все вопросы банка не будут получены обстоятельные ответы. То же самое должно быть и у нас, если мы хотим в полной мере интегрироваться в мировое хозяйство и стать его полноправными членами.

Каковы перспективы вкладов в ПИФы?

Максим ФИЛАТОВ

Смотря в какие — ПИФы акций, ипотечные или недвижимости?

В ипотечные…

Максим ФИЛАТОВ

У нас есть ЗПИФ «Ипотечный». Для консервативных вкладчиков — это хороший инструмент. Деньги Пенсионного фонда России целесообразно вкладывать в такие ПИФы. Все больше чем 5% годовых, которые получаются сейчас.

Кирилл ПЕТРОВ

Клиенты на рынке коллективных инвестиций становятся с каждым годом более грамотными и уже с большим понимания обращают внимание на стратегии того или иного фонда. Таким образом, дальнейшее развитие будут иметь отраслевые фонды, а также фонды декларирующие диверсификацию вложений в инструменты российского и зарубежных рынков. Дальнейшее развитие в следующем году могут получить фонды с более сложной для непрофессионального инвестора стратегией, предусматривающей использование в совокупности инструментов рынка акций, срочного рынка и размещение части средств на депозите с целью повышения защитной функции для клиентов фонда.

В целом же вложение в ПИФы — это вложение в рынок, а перспективы рынка на следующий год мы оцениваем как оптимистичные: сочетание высоких цен на сырье и политической стабильности является залогом успешного года на российском фондовом рынке.

На минутку хочу отвлечься от темы кризиса 🙂 На днях по результатам четвертого рейтинга аналитиков фондового рынка, составленного газетой РБК daily, главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова признана лучшим аналитиком банковского сектора. Наталья, поздравляем Вас с этой оценкой и надеюсь, что лучший российский банковский аналитик будет постоянным участником наших интернет-мостов.

Наталия ОРЛОВА

Спасибо большое за поздравления!

Игорь КУЗИН

Так держать, Наталья! Я думаю, что в вашей победе большая заслуга женской интуиции — разве можно во всем нашем банковском деле российском разобраться, только полагаясь на статистику?!

🙂 Наверное, поэтому Парамонова так долго…

Некоторые аналитики полагают, что инфляция в РФ по итогам года составит 20−25%. Насколько, на ваш взгляд, реален этот прогноз? И насколько далеко может зайти инфляционный процесс?

Наталия ОРЛОВА

По итогам этого года — нереально, по итогам следующего — скорее тоже, хотя если нарисовать какой-то особо изощренный сценарий мирового кризиса, то наверно можно получить 20%.

Максим ЕГУНОВ

Инфляция по концу года составит, с моей точки зрения, 11−13%. Говорить о 20%-ом скачке цен можно только в части отдельных секторов рынка (например, цены на некоторые виды топлива, зерно и некоторые категории продуктов питания). Но в целом по экономике такой уровень не будет достигнут.

Какой уровень инфляции реально опасен для российской банковской системы?

Наталия ОРЛОВА

Если вы спрашиваете о том, при каком уровне инфляции ЦБ перестанет поддерживать банки и будет больше обеспокоен контролем за инфляцией, — наверно, это уровень 15−20%, но это очень условно. Мне кажется, что сейчас есть понимание того, что нельзя допустить банковскую панику.

Если ваш вопрос о том, как инфляция сказывается на бизнесе банков, — банковский сектор, наверное, единственный, кто неплохо себя чувствует даже в условиях гиперинфляции. Это происходит потому, что депозиты становятся по сути бесплатными, а кредитные ставки можно поднимать быстро. Не случайно, в первой половине 90-х годов банковский сектор развивался очень быстро — конечно, банки тогда в основном зарабатывали на валютном рынке, а не на кредитах.

Ричард ХЕЙНСВОРТ

Банки на самом деле выигрывают во время большой инфляции, которая сопровождается сильной волатильностью. Но производства и население страдают!

Максим ЕГУНОВ

Реально опасный уровень инфляции для России, скорее всего, можно зафиксировать на планке 25%, когда сразу сойдет «на нет» рентабельность инвестиций по большинству направлений развития в национальном хозяйстве, а также будут сведены к нулю все возможные повышения заработных плат в бюджетной сфере. В этом случае пойдет на спад общий уровень спроса, что будет серьезным дестимулирующим фактором для дальнейшего развития национального производства, будь оно организовано за счет внутренних или внешних инвестиций.

Не приведет ли нынешняя растущая инфляция к обесцениванию рублевых вкладов населения, которые сейчас составляют 80%? Возможна ли ситуация, когда вкладчики, напуганные инфляцией, начнут массово забирать деньги из банков?

Наталия ОРЛОВА

Инфляция одинаково обесценивает и рублевые, и валютные вклады, если последние тратятся в России. В целом высокая инфляция действительно является фактором низкой нормы сбережений в России, и объясняет, почему у нас так быстро растет потребление. Но к изъятию вкладов при нынешних уровнях роста цен 10−11% в год она не приведет.

Максим ЕГУНОВ

Нынешний уровень однозначно не приведет к обесценению вкладов, а если государство продолжит проведение разумной денежной политики, то инфляция еще понизится и вклады даже станут приносить разумную прибыль. Оттока вкладов из банков также не стоит ожидать. По-прежнему его могут спровоцировать только неосторожные заявления чиновников государственного уровня, либо излишне скорые суждения экспертов, высказываемые в аналитических программах, идущих по центральным телевизионным каналам. Мало того, я бы рискнул предположить, что население наоборот будет нести деньги в банки вследствие повышения доверия к кредитным учреждениям.

Действительно ли участились отказы банков в предоставлении ипотечных и потребкредитов? Если да, то в чем причина?

Игорь КУЗИН

Галина, сразу видно (по количеству вопросов), что ситуация с инфляцией действительно тревожит ваших читателей. Если будем и дальше развиваться за счет природных ресурсов и административного резерва, то ни один из ваших сценариев нельзя не рассматривать. Если задумаемся о росте продуктивности за счет создания большой конкуренции, то инфляцию можно удерживать в разумных пределах.

Сергей РЫБИН

Да, это так. Это напрямую связано с усилением требований к андеррайтингу заемщиков.

Владимир ПУПЫШЕВ

Про ипотеку уже писали выше — нет. Потребкредитование в регионах также не снижается. Тем более скоро декабрь — «высокий сезон».

Максим ФИЛАТОВ

Основная причина — это неуверенность в «своей ликвидности».

Александр ГРЕБЕНКО

Среди наших клиентов количество отказов не увеличилось, срок рассмотрения заявок действительно вырос. Некоторые банки ужесточили требования по предоставлению дополнительных документов.

Диана МАШТАКЕЕВА

Да, такая тенденция, бесспорно, присутствует. Причина — кризис ликвидности. Сегодня наиболее остро на данную ситуацию реагирует рынок кредитно-финансовых отношений в регионах. Если рассмотреть динамику роста выдачи ипотечных кредитов по отношению к запросам клиентов, то согласно данным, представляемым региональными поверенными АКБ (Самарская, Оренбургская, Вологодская, Нижегородская области, республика Башкортостан) уменьшилась вдвое. Активность клиентов по запросам ипотечного кредитования в регионах, бесспорно, растет, мы уверены, что данная динамика сохранится независимо от ужесточения условий банка, даже в формате увеличения процентной ставки по кредиту. Данное обстоятельство обусловлено тем, что ипотека на сегодня единственная альтернатива приобретения недвижимости, с условием постоянного роста цен. Что касается потребительского кредитования, причины две: вышесказанная и накопленная негативная кредитная история (НБКИ), что ограничивает возможность лояльного отношения к тем клиентам, которые полноценно исполнили свои обязательства по кредитным договорам.

Максим ЕГУНОВ

Действительно. Данное явление наблюдается сегодня на рынке. Как уже и говорилось ранее, у банков есть трудности в выделении средств на кредитование, в особенности инвестиционное, каковым, собственно, и является ипотечное кредитование. Это связано и с пресловутым кризисом на американском рынке, и с излишним увлечением со стороны банков среднесрочными заимствованиями за границей, и, в какой-то степени, с приближающимся концом финансового года, когда понадобятся средства на проведение налоговых и иных обязательных платежей, отказывать или задерживать которые никак нельзя.

Насколько сильно изменился банковский рынок после кризиса? Затронули ли эти изменения среднее население страны?

Максим ФИЛАТОВ

Какой банковский кризис? Если зарубежный — то пока не сильно. Ужесточение некоторыми банками требований к заемщикам надо рассматривать как рабочий момент.

Как было сказано в одном фильме: «Аполитично рассуждаете!» 🙂 Мне кажется, это может стать социальной проблемой.

Максим ФИЛАТОВ

Социальная проблема будет, когда этого заемщика начнут выгонять из квартиры, так как ему отдавать нечем. А если их будут тысячи? А нет квартиры — нет и соцпроблемы. 🙂

Виктория БЕЛОЗЕРОВА

Кризис затронул население в части участившихся отказов в получении ипотеки и в части роста ставок по депозитам (хотя у некоторых банков ставки росли и до кризиса). Для банков (уже сегодня это обсуждали) эти явления приведут к пониманию необходимости диверсифицировать ресурсную базу, к тому, что развитие розничного бизнеса и регулирование рисков в этом сегменте рынка только за счет быстрого роста — не всегда самый правильный способ, что иностранное фондирование — не панацея, что нужно качественно усиливать и улучшать системы риск менеджмента и риск — контроля. Опять же, согласна с мнением, что банковская система у нас весьма сегментирована, и эти явления еще больше это проявляют и усугубляют.

Ричард ХЕЙНСВОРТ

Кризис может сильно изменить банковскую систему России, но в лучшую сторону! ЦБР оказался сильным регулятором и пока не один банк не перестал работать или списал большие убытки. Надо развивать внутренний рынок фондирования, чтобы российские банки не оказались смертельно зависимыми от глобальной конъюнктуры рынка.

Диана МАШТАКЕЕВА

Еще раз хочу подчеркнуть, что в регионах кризис ликвидности еще не закончен. И, прежде всего, он затронет среднее население страны именно в формате выдачи ипотечного кредитования. Ужесточение банками требований к заемщикам, а также де-факто отсутствие рефинансирования банков в регионах тормозит эффективное развитие данного сегмента рынка, так как для среднего населения ипотека — единственный механизм для приобретения жилой недвижимости. Социальной проблемы здесь нет, мы рассматриваем перспективу развития отношений. Если же мы говорим о уже состоявшемся кредитовании, то там вопрос о причине просроченной задолженности и методах ее погашения становится все более социально значимым. АКБ уверена, что именно отсутствие должной финансовой грамотности населения как и намеренное введение банков об эффективной ставке кредитования привело к такой ситуации. Для страны в целом соотношение в динамике роста выдачи кредитов и просроченной задолженности не критично, но за цифрами стоят судьбы людей. Уже сейчас необходимы конкретные действия.

Новости
12 Декабря 2024, 13:14

В Татарстане отремонтировали 22 моста

Работы проводились в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

В Татарстане отремонтировали 22 моста на местных дорогах. Работы проводились в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», сообщает пресс-служба миндортранса региона.

По информации министерства, ремонт мостов начался в 2022 году, и средства на эти цели выделили из государственного бюджета. Всего за три года в республике было отремонтировано 89 мостов. Из них 57 были обновлены в рамках дорожного нацпроекта. Среди отремонтированных объектов — мост через реку Бия в селе Кабы Копри Апастовского района, мост через Тиганку в селе Нижние Тиганы Алексеевского района и мост через ручей на автодороге Базаровка — Татарская Дымская в Бугульминском районе.

Напомним, на развитие общественных пространств в Татарстане выделили около 21 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: