Евгения Родионова, учитель года РТ: «Главное — это идея»

Победитель республиканского конкурса «Учитель года-2015» в этом году отпуск посвятила подготовке к следующим этапам педагогического состязания. Но даже ради этого не отказалась от чтения книг. О любимых авторах и тренировке памяти, об особом микроклимате юдинской школы № 151 и ее учениках, а также о том, почему ОГЭ сдать сложнее, чем ЕГЭ, Евгения Родионова рассказала в интервью порталу TatCenter.ru.

— Евгения Борисовна, как участие в конкурсе «Учитель года» изменило Вашу профессиональную жизнь в этом году?

— Пришлось, конечно, чем-то жертвовать. Я являюсь членом республиканской комиссии по проверке выпускных сочинений, но нынче от этой работы вынуждена была отказаться из-за участия в конкурсе, и, честно говоря, жалею, потому что в процессе проверки приобретаешь ценный опыт, с которым потом приходишь к ученикам и знаешь, как лучше их направлять при подготовке к итоговому испытанию.

Есть чувство вины перед детьми, потому что у меня в этом году был 9 класс, а уроков пришлось пропустить немало. Конечно, заменяли другие педагоги, но дети привыкают к одному стилю, манере и методам ведения уроков, и то, что единство учебного процесса было нарушено, меня расстраивало. Потом старалась компенсировать: занимала русским языком все имевшиеся «окна». Рада, что в итоге удалось восполнить пробелы, и с экзаменом дети справились.

— В прошлом году Вы выпускали 11 класс, так что задания ЕГЭ наверняка изучили досконально. Как в этом году изменились задания?

— КИМ в этом году был упрощен по сравнению с предыдущим. Убрали, в том числе, и задания, которые, на мой взгляд, являлись важными и нужными.

В прошлом году мы судорожно ждали результатов. И когда, наконец, Рособрнадзор обнародовал порог, оказалось, вместо первоначально заявленных 36 баллов, достаточно набрать 24. Помню, прочитала об этом в новостной ленте и задумалась, хорошо это или плохо.

С одной стороны, хорошо для слабого ребенка. С другой стороны, неужели настолько плохие результаты, что так снизили бал? В любом случае, мои дети показали хорошие результаты: средний балл по школе составил 72,4 (для сравнения: Казань — 68,8, РТ — 65,8).

— Не сочтите за провокацию, но спрошу в лоб: можно подготовиться к ЕГЭ без репетитора?

— Да. Мои ученики услугами репетитора по русскому языку точно не пользовались. Мы все методично отрабатывали на уроках, благо времени хватало. Я знаю, что во многих школах в 10−11 классе на русский язык отводится всего один час, плюс администрация школы выделяет еще один добавочный час в неделю из компонента образовательного учреждения. Конечно, за два урока в неделю подготовить детей к ЕГЭ сложно.

У нас в школе условия немного иные: в связи с тем, что нет конкретного профиля, старшие классы универсальные, администрация выделяет дополнительные часы на предметы ЕГЭ. У нас было по четыре, а иногда и по пять часов русского языка в неделю — такое количество уроков позволяет проработать необходимый материал. Я могу судить только об экзамене по русскому языку и повторю Вам то, что говорю родителям: обойтись без репетитора можно, при условии, что ребенок к каждому уроку будет готовиться, выполнять все, что задано, не откладывая на потом.

— Вы помните первый год, когда был введен ЕГЭ? Как тогда отреагировали учителя?

— Да, это сейчас мы к ЕГЭ уже привыкли. А когда его только ввели, мы чувствовали себя, как заблудившиеся в пустыне: не понятно, куда идти и что делать. Но Институт развития образования РТ спешно организовал курсы, очень информативные, содержательные. Я их прошла одной из первых и несла аббревиатуру ЕГЭ и в нашу школу и в район, т.к. являюсь руководителем районного методического объединения.

— Вам сама идея такой формы экзамена сразу понравилась?

— Сложно сказать. Совершенно точно это было ново и неожиданно, потому что до тех пор мы в формате тестовых заданий ничего не сдавали, а писали классическое сочинение. Алгоритм был настолько четко отработан, что к новой форме сдачи, конечно, нужно было привыкать. Но нас хорошо обучили, и мы потихоньку начали работать.

Скажу за себя: я ничего страшного в этой форме экзамена не вижу. В 11 классе есть определенная объективность и в процедуре проведения экзамена, и в его проверке.

— Экзамен, который сдают в 9 классе, с точки зрения отработки технологии эффективен?

— Сам формат тестовых заданий сейчас вводится уже с начальной школы. Но дело не только в тестовой форме заданий: экзамен 9 класса гораздо сложнее по содержанию, чем ЕГЭ. Скажем, первое, что должен сделать ребенок, это написать сжатое изложение объемом не менее семидесяти слов. Текст читается дважды, причем это не живое чтение учителем: включается фонограмма, для которой текст озвучен в предельно нейтральной интонационной манере и довольно скором темпе. А фрагмент для изложения выбирается, как правило, публицистического стиля, например, статьи Д.С.Лихачева, то есть это бессюжетные отрывки, посвященные той или иной нравственной проблеме. Ребенок на слух должен воспринять текст и воспроизвести.

Для девятиклассника это довольно сложное задание. Исходный вариант порядка двухсот слов, а ребенку надо ужать его до объема семьдесят-девяносто слов: если напишет больше, опять же потеряет баллы, т.к. изложение сочтут подробным, а не сжатым. Одним из критериев является соблюдение абзацного членения: если не получилось, баллы снимаются.

Кроме изложения, есть еще большая тестовая часть и задание альтернативного характера: сочинение, связанное с пониманием проблемы текста, либо сочинение на одну из тем, связанных с грамматикой: зачастую ученикам бывает трудно понять даже собственно формулировку темы. И таких нюансов немало.

Я считаю, что в 9 классе экзамен по русскому языку сдать сложнее, чем в 11 классе.

— А времени на подготовку у девятиклассников меньше?

— Конечно. Если в 11 классе мы уже не берем новых тем, а занимаемся только повторением, то в 9 классе мы должны дать основной материал: изучаем синтаксис сложного предложения — сложнейший раздел русского языка. И в эти же часы мы должны вложить подготовку к экзаменам, то есть повторение материала с 5 класса. Так что для нас это архитрудный год.

— Как Вы настраиваете учеников перед экзаменом?

— Успокаиваю, объясняю, что в последнюю ночь сидеть над учебником и повторять орфограммы бессмысленно. Я всегда детям повторяю, что готовиться надо заранее: так, чтобы я была уверена в них, а они — в своих силах.

В класс, где беседуем мы с Евгенией Борисовной, заходит директор школы. Снежана Викторовна Макерова сначала слушает, а потом включается в беседу.

С.В.: — Отмечу еще, что экзамен в 9 классе сдают все ученики, а в 11 классе — только сильные. Ведь у нас после 9 класса проходит строгий отбор, и в старшие классы попадают лучшие ребята. Так что им и ЕГЭ дается легче.

— Этот отбор проходит безболезненно?

— Пытаемся убедить каждого родителя прислушаться и присмотреться к возможностям и желаниям ребенка, выбрать то, что ему действительно будет ближе. У нас были случаи, когда родители отдавали ребенка в 10 класс, а потом в середине года забирали, увидев, что ему учиться сложно. А есть и обратные примеры: мы уговаривали оставить ученика в старших классах, но родители настаивали, скажем, на поступлении в техникум, а потом, оценив уровень подготовки, просили принять обратно в школу, чтобы у ребенка была возможность расти.

— В старших классах у школьников почти все время уходит на уроки и подготовку к экзаменам?

С.В.: — Вовсе нет. В нашей школе много мероприятий, праздников, их предваряют репетиции. И все мы к ним относимся очень серьезно.

Е.Б.: — У нас есть традиция, что если проходит какое-то общешкольное мероприятие, то никогда не выйдет один ребенок от класса с каким-либо номером, а всегда участвуют все, полный класс, хотя бы одну строчку должен сказать каждый.

А конкурс бального танца! Представляете, у нас в 11 классе парни танцуют! И не просто вальсок, а танго и рок-н-ролл. Учат танцы вечерами, а потом выступают.

— Кто с ними занимается подготовкой?

— Мы и занимаемся: классные руководители на все руки мастера. Школьные праздники проходят на одном дыхании. Мы и сами выходим оттуда зачастую заплаканные, и детей переполняют эмоции.

С.В.: — Новым детям, конечно, сложно, но постепенно втягиваются. У нас никогда никто ни над кем не смеется, наоборот, учат друг друга. И еще у нас есть 12 класс — это учителя. И они тоже всегда участвуют и в конкурсе инсценированной песни, и в смотре бальных танцев и т. д. Это очень важно: детям не зазорно станцевать, потому что они знают, что и мы выйдем и будем точно так же танцевать.

Е.Б.: — У нас есть не только День учителя, когда ученики нас поздравляют, но и День ученика — там уже с ответным словом выходят педагоги. Такие мероприятия очень сближают детей, там-то и рождается настоящая дружба. А ведь образование — это обучение плюс воспитание. Так что без внеклассных мероприятий никак нельзя.

С.В.: — Недавно закончила нашу школу девочка Настя. Она пришла к нам в старших классах: училась плохо, математика была практически на нулевом уровне, а главное, девочка была очень закрытая, долго ни с кем не общалась, даже когда ребята из ее класса все вместе фотографировались, она старалась встать позади всех, остаться в тени.

И мы за два года ее буквально слепили заново: и успеваемость по предметам выправилась, и сама Настя раскрылась. В итоге поступила в Институт культуры и с удовольствием учится там.

Е.Б.: — А на День учителя в прошлом году пришла меня поздравить и накинула на плечи платок с кистями, говорит: «Это я Вам купила на заработанные деньги. Вы же носите такие…» Надо же! Ведь не себе что-то купила, а мне, и еще выбирала, думала, что мне может понравиться. Для нас эта девочка — настоящее чудо: настолько человек изменился за два года.

С.В.: — В этом году мы к 70-летию Победы выпустили сборник «Дети о дедах». Ребята писали сочинения о своих родственниках. И для них это было так важно: открыть книгу и увидеть там свою фамилию, свое сочинение, изданное, как литературное произведение. А трудились-то ведь чаще всей семьей. Когда мы первый раз обратились с просьбой взять интервью о воевавших родственниках, многие ответили, что у них и нет такой родни. Но мы настаивали, побуждали расспросить и выяснить. А потом родители нас благодарили, что мы дали возможность и повод связаться с родственниками: кто-то специально ездил в деревню, кто-то начинал переписку с иногородней родней и т. д. А как ценно для родителей было увидеть напечатанную работу своего ребенка в этом сборнике!

И немало у нас таких важных дел. Многие становятся возможными, благодаря энергии Евгении Борисовны. Она придет, заразит нас всех какой-нибудь идеей, и дело уже кипит!

— Евгения Борисовна, а как Вы готовитесь к обычному уроку?

— Я за время работы в школе пришла к выводу, что не могу с одним и тем же конспектом вести урок несколько раз. Иногда открываю свои старые записи, начинаю читать: там все очень четко, правильно. Сейчас такие подробные конспекты зачастую писать просто не хватает времени.

На учителя много всего возложено, огромное количество разной отчетности и, конечно, тетради, особенно в старших классах, где я стараюсь оценивать работы именно по критериям ЕГЭ.

Но на подготовку к уроку, конечно, всегда оставляю время. Для меня главное — это идея. Иногда развиваешь ее заранее, а иногда бросаешь в класс, и развивают ее уже дети.

— У Вас есть любимчики среди учеников?

— Есть. Кто-то хорошо успевает по предмету, а кто-то обладает редкими человеческими качествами. Вот есть у нас мальчик: почерк у него ужасный, работы нечитаемые, то и дело прошу его переписать, хотя бы печатными буквами. Но при этом умнейший, с нестандартным мышлением. Человек — просто космос!

— А как нынче дети хулиганят на уроках? Вы можете кого-то выгнать из класса?

— В этом году обошлось: ни разу не выгоняла. Что касается проступков, может ученик пол урока просидеть в столовой, а потом только прийти в класс. Это конечно не хулиганство, но проявление развязности. А на уроке может просто ничего не делать.

— И все?

— А вы хотите, чтобы было как в сериале «Школа»? Такого, к счастью, у нас нет.

— Телефоны, планшеты?

— У нас запрещено ими пользоваться.

— И дети слушаются?

— Конечно. Важно, показать, что и учитель свободен от телефона, поэтому я всегда на время урока выключаю или хотя бы ставлю на вибрацию, чтобы ничто не отвлекало. Но если знаю, что должны позвонить из районного методкабинета, то заранее предупреждаю учеников, что должна буду ответить на важный звонок.

— Как Вы можете назвать ученика в случае, если крайне раздражены?

— Я вообще детей никогда не оскорбляю, но если уж совсем… Был у меня ученик. Однажды на уроке вел себя отвратительно, я не выдержала и говорю: ведешь себя как мерзавец, ну как ты, человек с литературной фамилией, можешь быть таким равнодушным к предмету?! И в конце учебного года он этот случай вспомнил и обмолвился, вот, мол, уйдем из этой школы мерзавцами. У меня это в голове отложилось и на выпускном я решила повиниться. Обратилась к Рустему и рассказала, что в Древней Руси, если человека хотели наказать, то привязывали на морозе к столбу и обливали водой, пока он не покрывался коркой льда. И того, кто подливал воду, называли подлецом, а того, кто мерз — мерзавцем. И пояснила, что когда я так назвала Рустема, он казался мне холодным, равнодушным, и очень хотелось, чтобы он изжил в себе эту черту. После этих моих слов он заулыбался: так был счастлив, что его никто не обидел, не оскорбил.

С.В.: — У нас вообще нет ребят, которые бы хамили, дерзили, показывали пренебрежение, ну, опоздает — это максимум. В старших классах нет курящих: мальчишки говорят, что сегодня модно быть здоровыми. И среди учителей нет ни одного курящего.

С урока выгнать — так он не пойдет: там в коридоре-то скучно, никого же нет. Выгонишь — будет стоять у двери подслушивать.

Е.Б.: — Порой знакомые спрашивают, как нынче работать в школе, предполагают, что дети стали невозможные. А я отвечаю, что дети точно такие же, как и раньше. Да, появились какие-то иные увлечения, возможности, но сами дети остаются детьми, и так же важно найти с ними общий язык.

Или говорят мне: что ты сидишь в Юдино, шла бы в казанскую школу работать. А я сейчас думаю, что и не смогла бы, наверное, в казанской школе, ведь у нас здесь свой микроклимат. С точки зрения отношения к традициям — старая советская школа. И мы стараемся этот уклад хранить.

С.В.: — Не всем это нравится. Есть родители, которые забирают детей, со словами: слишком много у вас мероприятий, мол, это отвлекает от учебы. Однажды был у нас субботник, классный руководитель попросила девочек протереть окна. Так пришла мама одной из них и устроила скандал: почему мой ребенок должен мыть окна в школе, если даже дома я ее ничего делать не заставляю?! В итоге девочку перевели в другую школу. Так что и у нас не идиллия, бывает, что мнения расходятся.

Дети от нас уходят в казанские школы, но на все праздники идут к нам. Потому что это очень важно для них. Может быть, сказывается и то, что в Юдино пойти особенно некуда, в городе ведь много соблазнов, а у нас центр жизни детей — это школа.

— И, судя по всему, ничего общего с той, что показана в сериале «Школа», она не имеет. К слову, учителя, ученики смотрят сериалы такого рода?

С.В.: — Мы смотрели сериал «Молодежка», потому что там снималась наша выпускница Юля Маргулис. Потом она приезжала в Казань, наши дети ездили на встречу с ней.

Е.Б.: — И «Кадетство» мы смотрели, там играет Галина Данилова — наша юдинская актриса, выпускница школы № 153.

— Возвращаясь к литературе, хочу спросить про внеклассное чтение — возможно ли оно при нынешней нагрузке?

— Программа сейчас очень плотная, но все же вклиниваем и внеклассное чтение, обязательно составляю списки на лето.

С.В.: — Я по своему ребенку знаю, Евгения Борисовна не просто дает списки, а пишет целое письмо о чтении! После этого лирического вступления не прочитать уже нельзя. И мой сын, хотя и не очень любил литературу, но книги по списку читал.

— Евгения Борисовна, Вы могли бы назвать пять книг, которые каждому точно надо прочитать сверх программы?

— Да, но этот мой список идет вразрез с тем, что прошу читать детей, потому как в большей степени состоит из произведений зарубежных авторов. Э.М.Ремарк «Три товарища», Р. Брэдбери «451 градус по Форенгейту». Книги Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок», на мой взгляд, должен прочитать каждый. Но практика показала, что дети этот слог и стиль часто не понимают. А я сама эти произведения могу читать бесконечно.

— Какие еще авторы, произведения в числе Ваших любимых?

— Я очень люблю читать поэзию, особенно современных авторов, а также бардов, люблю песни Ю.Визбора. Вот, к примеру:

Теперь толкуют о деньгах

В любых заброшенных снегах,

В портах, постелях, городах,

Под всяким мелким зодиаком.

Тот век рассыпался, как мел,

Который словом жить умел,

Что начиналось с буквы Л,

Заканчиваясь мягким знаком.

Замечательные слова… Я бы всем рекомендовала перечитать произведения Ярослава Смелякова или Булата Окуджавы:

«Совесть, благородство и достоинство — Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь».

Я считаю, что поэзия должна больше звучать, особенно в условиях высокой занятости, загруженности, мне кажется, именно поэзия может спасти ситуацию и пробить корку черствости, закрытости людей по отношению к книгам и друг к другу. Поэзия — великая вещь.

— А какие фильмы о школе Вы любите?

— Люблю старые картины, например, «Большая перемена», «Ключ без права передачи», «Расписание на послезавтра», «Когда я стану великаном», «Дневник директора школы», страшный фильм «Дорогая Елена Сергеевна». Я его боюсь пересматривать, он очень для меня тяжёлый, но вместе с тем дает определенный урок, как надо и как не надо работать в школе.

— Вы помните, как решили стать учителем?

— Я училась в школе и собиралась после 8 класса уходить. Дело в том, что моя мама работала в аптеке. А тогда аптеки были не как сейчас, где просто торгуют таблетками и микстурами, там препараты готовили. И вот я после уроков подходила к окну аптеки и наблюдала, как там что-то смешивают, нагревают — мне так это нравилось, все эти баночки, стеклянные трубочки, мензурки — для меня это было просто волшебством каким-то! В школе я очень любила химию, знала ее «на пять». И когда пришло время выбирать профессию, я маме сказала, что буду фармацевтом. Мама не возражала, но классный руководитель резко воспротивилась. И мы не посмели ее ослушаться, я пошла в 9 класс. И вот стоило мне этот рубеж перешагнуть, как неожиданно и очень четко сложилось представление, что дальше буду поступать в педагогический.

Помню, на последнем звонке мы писали друг другу пожелания в дневники. И один из одноклассников мне написал: «Не ходи ты, Женька, в пед! Там сосиски на обед!». Так что перспектива моего дальнейшего обучения ни у кого сомнений не вызывала.

Стоило поступить в педагогический институт, как я тут же потеряла свое имя: меня с тех пор все друзья зовут Борисовна. Евгенией Борисовной я стала в девятнадцать лет: нас отправили на педагогическую практику в Чистополь в пионерский лагерь, а там была традиция и воспитателей, и вожатых называть по имени и отчеству.

Помню, как первый раз пришла в школу в качестве учителя 1 сентября, перед линейкой иду, а сзади бежит мой сосед-первоклассник, увидел меня и говорит: «Женя!». А его тут же поправляют: «Это не Женя, это Евгения Борисовна». Да и потом нет-нет кто-нибудь крикнет в коридоре: «Женька!». А мне уже нельзя было оборачиваться. К этому тоже нужно было привыкнуть.

— Были моменты в жизни, когда хотелось сменить работу?

— Да, был период, когда мне из школы хотелось уйти. Сейчас уже не помню, с чем это было связано, но я даже попросила одноклассника помочь мне найти работу, а у меня ведь почти все друзья — железнодорожники, так он сразу ответил, что я там работать не смогу. Спрашиваю: «Почему?». «Ты уже привыкла, что тебя Евгения Борисовна зовут». И я подумала, а может, и правда не смогу… Так и не сменила тогда работу.

Сейчас я уже своей жизни без школы не представляю. Это моя судьба. Я двадцать четыре года работаю в родной школе. На одном месте. Сейчас уже учу детей своих учеников.

— У Вас нынче больше отпуск или подготовка к следующему этапу конкурса «Учитель года»?

— Я в этом году из-за конкурса боялась даже из города уехать: как бы что-нибудь не пропустить. Осенью финал будет проходить в Казани. Сюда приедут представители восьмидесяти трех субъектов России. Будет два тура. Заочный включает эссе «Я учитель», персональный сайт учителя и методический семинар, то есть описание моего опыта работы. А потом будет очный тур: показательный урок, затем отсев участников, оставшиеся пятнадцать человек будут давать мастер-класс, вести педагогический совет.

В итоге останутся только пятеро, они поедут в Москву — там будет круглый стол образовательных политиков с участием министра образования Дмитрия Ливанова.

— Перспектива более чем серьезная. Лето прошло в работе?

— Готовилась, конечно, много, но сидеть без отрыва, по-моему, неправильно. Гораздо эффективнее отвлечься, а потом вернуться к делу с новыми впечатлениями, свежими эмоциями, просто нынче решила обойтись без поездок.

— Что для Вас лучший отдых?

— Конечно, чтение. Корю себя, если неделя прошла без новой книги. Недавно прочителе «Зеленый шатер» Л.Улицкой. На обложке стоит 2011 год, а я почему-то ранее этого романа не видела, хотя слежу за современными авторами. И вот недавно случайно купила в магазине. Вообще я книги не могу читать разом, всегда смакую сюжет, образы, слово.

Еще есть у меня такое увлечение — искать источник той или иной цитаты, а цитировать сейчас люди очень любят. Пока ищешь, столько вытащишь интересного для себя: и фамилии, и произведения, и строчки. Это, кстати, очень хорошо развивает память. Для меня как учителя литературы жить на старом багаже, не обогащая память, это же преступление. Поэтому стараюсь стихи наизусть учить. Недавно вот Бродского повторяла про себя, и так это близко оказалось ко всему, что происходит в моей жизни, так созвучно, столько интересных совпадений… Там последние строки:

Поймать себя в словах не откровенных

И вдруг понять, как медленно душа

Заботится о новых переменах.

Перемены, заботы, настрой на какой-то другой этап жизни — все это близко мне сейчас. Я, конечно, этого конкурса очень боялась и боюсь. И более того, моя победа кажется мне ну не то чтобы не настоящей, но немного относительной, потому что много было достойных людей на конкурсе, видимо, просто мне посчастливилось.

— Вы ранее участвовали в конкурсе «Учитель года»?

— Да, неоднократно, но до таких высот добралась впервые.

Я в начале прошлого учебного года сломала ногу. Пришлось два месяца сидеть дома. Помню, была золотая осень, такая красота, я сидела с книгой во дворе. Друзья и коллеги заходили навестить. И моя коллега мне говорит: «Все в жизни не просто так. Вот сейчас тебе Бог дал время передышки, значит, надо набраться сил для чего-то нового».

Потом, когда закрутилось колесо этого конкурса, я вспомнила ее слова. Силы, и правда, понадобились: я в этом году без каникул, без праздников, потому что плотно чередовались этапы конкурса.

Первый урок зонального этапа я давала в день своего рождения. Планировала тогда созвать гостей, а получилось, что день прошел в работе. Но я об этом и не жалею. Сейчас чувствую на себе большую ответственность, ведь после республиканской победы на меня смотрят уже совсем по-другому: мне предстоит выступать за Татарстан.

Беседовала Нина Максимова

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: