— Когда в октябре 2008 года состоялась закладка первого камня в фундамент нового здания Татарского театра кукол «Экият». Ожидали ли Вы, что здание театра будет настолько масштабным и многофункциональным?
— Если честно, то конечно, нет. Мы думали, это будет очень компактный театр, а получился необыкновенно красивый объект. Он строился три года и четыре месяца. Но, хочу сказать, что для такого объекта, это небольшие сроки. В его строительство вложено 55 млн. долларов (в 84 млн. рублей обошлась только свето-музыкальная аппаратура). Во всем мире больше нет такого, чтобы из бюджета на строительство театра кукол были выделены такие деньги. Мы бывали в театрах кукол и в России, и зарубежом, я разговаривала со многими руководителями театров, и оказалось, что во многих городах здания не были построены специально под работу театра кукол. Хоть и Луначарский сказал: «Все лучшее детям», в действительности на культуру, образование и литературу денег часто не хватает.
Первый камень в основании нашего театра заложил первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, и именно по его инициативе театр начали строить и не останавливали строительство даже тогда, когда были проблемы с финансированием. Рустам Нургалиевич, будучи еще премьер-министром, лично контролировал ход строительства.
— В прежнем здании театра была церковь, и Вы говорили, что оно не приспособлено под театр. Отвечает ли новая сцена требованиям театра?
— То, что театр раньше находился в здании церкви — это уже кощунство. На сцене выступали шуты, клоуны, паяцы, нечисть разная… Сейчас здание вернется церкви.
А вообще совершенству нет предела. Если бы здание построили только для нас, как это изначально и задумывалось, было бы, наверное, еще лучше. В 2001 году в проект пришлось внести коррективы, чтобы оно вписалось в архитектуру города, для этого добавили стилобат, чтобы здание смотрелось выше. Тогда же решили сделать его многофункциональным. Сначала все ворчали, т.к. хотелось, чтобы здание было только нашим. Изначально для театра предполагались просто шикарные условия: комната для росписи декораций, ванные, сушилки… Чего там только не было! Но нам пришлось ужаться.
Однако с прежним зданием новое даже нельзя сравнивать. Это небо и земля! Там было всего 1300 кв. метров, а сейчас — 7 тыс. Надо уметь сказать спасибо за это.
— Как проходит переезд? Он уже закончен или Вы пока на чемоданах?
— На чемоданах. С утра я там, после обеда здесь. Видите, я постепенно шкафы освобождаю, их перевозят. Даже переезжать со старой квартиры в новую тяжело, а тут целый театр! При этом мы ни на один день не останавливали ни спектакли, ни репетиции. Даже в новом здании уже успели выпустить спектакль «Цветик-семицветик» и провести его премьеру. Спасибо всему коллективу, т.к. осваивать новую сцену всегда тяжело.
— С 1 апреля цены на спектакли выросли до 300 рублей. Чем вызван рост цен, и как реагируют на изменение зрители?
— Мы подняли цену со 100 (средняя цена билета в старом здании) до 300 рублей за спектакль осознано. Эту цифру не с потолка взяли. Когда люди покупают билет в кино за 300−350 рублей, это воспринимается нормально. А здесь делаются эскизы, декорации, сколько надо материала для этого закупить, каждую куклу своими руками сделать. У нас в спектаклях до 28 кукол задействовано! Сколько труда вложено: два месяца репетиций актеров, драматург специально пишет пьесу, композитор — музыку. Чтобы спектакль вышел — надо много труда вложить.
Я, как директор, всегда слежу за стоимостью билетов. В драматический театр цены также растут. В оперном на фестивали дорогие билеты покупают, а для детей почему-то жалко. В Центральном театре кукол имени Образцова в Москве билеты стоят от 400 до 1100 рублей. Для взрослых до 2000 рублей.
Многие родители жалуются, что на каждого ребенка билет надо покупать. Но, задумайтесь, ведь если мы всех детей до 6 лет будем пускать в зал бесплатно, то как же зарабатывать будем? В зале всего 250 мест, и половину будем отдавать бесплатно? Театр сам практически на благотворительные деньги живет. Если бы государство нам не помогло, мы вынуждены были бы продавать билеты еще дороже.
«За каждый вложенный государством рубль мы возвращаем 64 копейки»
— Многим учреждениям действительно не хватает собственных средств на развитие деятельности. Какова государственная поддержка вашего театра?
— Государство нам хорошо помогает. Но театр должен и сам зарабатывать. Деньги нужны, чтобы выпускать спектакли, выезжать на гастроли, оплачивать проживание в гостинице, платить зарплату. Средняя зарплата по театру — 7 тыс. рублей. Но ведущие актеры, те, кто занят в спектаклях по бальной системе, они до 150% от этой суммы получают. В тоже время есть и те, кто получает 50%. Перед отпуском мы выплачиваем сотрудникам средства в размере оклада, даем материальную помощь, ежеквартальные премии. С каждой выручки еще и авторам платим, художникам, композитору, уполномоченным, продающим билеты, а также налоги.
Соотношение государственных средств и средств театра — 70 к 30. При этом за каждый вложенный государством рубль мы возвращаем 64 копейки. При плане 280 спектаклей в год, показываем 574 спектакля. В два раза план перевыполняем. Из четырех спектаклей — три показываем на русском и один на татарском языке. Меня за это ругают, но мы отталкиваемся от того, на каком языке говорит зритель. Раз на татарские спектакли не идут, значит будем играть на русском.
За год наши спектакли смотрят 75 тыс. зрителей. Я считаю это огромная цифра! Для этого мы день и ночь работаем, но детский театр не может самостоятельно себя обеспечить. Да даже не детский, оперный, драматический театры тоже не могут этого сделать. Это не реально.
— В настоящий момент в репертуарной афише Театра кукол более 40 спектаклей. Планируете ли расширять репертуар, и появятся ли в нем спектакли для более взрослой аудитории?
— Мы ни на один день не останавливаемся. Сейчас цеха работают над спектаклем «Коза и овца» по Тукаю. Еще Минтимер Шарипович, когда закладывал первый камень в основание нового театра, просил поставить его. Это первый спектакль, где куклы заговорили по-татарски. Мы его ставим по пьесе народного поэта, лауреата Тукаевской премии Гарая Рахима.
Также уже начали думать, что мы выпустим на Новый год, хочется поставить праздничную татарскую сказку, которую будем играть все каникулы. Кроме того, в планах постановка спектаклей для тех, кто постарше. Кстати, одна программа для взрослых у нас уже есть — «Паппет-шоу». К юбилеям различных деятелей мы готовили кукол — Уитни Хьюстон, Лайзу Минели, Аллу Пугачеву, Альфию Авзалову и других, а потом подумали — что же им без дела стоять? Пусть их народ увидит.
— Совсем скоро состоится открытие «Экият» во всероссийском масштабе. В Казань приедут гости со всей России и даже зарубежные коллективы. Расскажите подробнее, когда и как пройдет это событие.
— Это состоится 24 мая в 17 часов. И раз мы открываем такое здание, то хочется, чтобы приехала известная публика. На праздник приедут представители 21 театра России, ближнего зарубежья, все театры Казани и Татарстана. Все это пройдет в форме капустника: вечер будет состоять из художественных поздравлений и различных номеров.
«Театр — это вид искусства, где все серьезно для маленького человечка»
— В следующем году исполнится 20 лет как Вы возглавляете Театр кукол. Насколько изменился театр за эти годы?
— Когда я начинала работать, дети были совершенно другие. Нынешних детей трудно чем-то удивить, нужно делать более сложные постановки. В тоже время, если это классика («Красная шапочка», «Щелкунчик», «Снежная королева», «Гуси-лебеди»), то она по-прежнему принимается на «ура». Но какими бы продвинутыми дети не были, у них сердце и душа такая же, как и раньше. Они и плачут иной раз, если то, что происходит на сцене, трогает их душу, если героя жалко, они знаете, как сопереживают. Дети есть дети… Но, естественно, жизнь идет вперед, и чтобы они, затаив дыхание, смотрели спектакль, надо осовременить его новыми методами. Те пьесы, что были раньше, кажутся примитивными. Меняется жизнь и лексика другая, много современных слов.
Раньше дети приходили в театр с пяти лет, сейчас они настолько развиты, что все понимают гораздо раньше, поэтому мы стали пускать с трех лет. Многие родители жалуются, что мы не разрешаем приходить на спектакли с еще более раннего возраста. В цирк то можно в любом возрасте… Но ведь цирк — это зрелищный ряд, там не надо ни о чем думать, можно просто сидеть и развлекаться. Театр — это совершенно другой вид искусства, где все серьезно для маленького человечка. Театр, развлекая, должен воспитывать, поэтому у каждой пьесы должна быть тема, идея, сюжетная линия, и ребенок без дидактики с первого посещения должен уметь отличить добро от зла. И всегда добро в спектаклях должно побеждать зло. Ребенок должен быть в этом уверен и ничего не бояться, стать храбрым, как наши положительные герои.
Актеры, кстати, тоже с годами меняются. Сейчас они стали более образованные, у прежних актеров было хорошее вождение кукол, они хорошо пели, но не имели специального образования.
— А кто для вашего театра является основным поставщиком кадров?
— С 2004 года в театральном училище было открыто отделение и на русском, и на татарском языках. Кроме того, мы открыли русское кукольное отделение в Казанском университете культуры и искусств, сейчас там уже четвертый набор учится. Летом мы взяли сразу шесть выпускников университета к себе в театр. Они специально для дальнейшей работы у нас обучаются. С театральным училищем, конечно, не работаем так плотно, как с университетом, но они тоже группу набрали, и мы оттуда двоих выпускников взяли.
— Значит недостатка кадров театральная индустрия сегодня не испытывает?
— Казань хоть и большой город, но я не могу сказать, что у нас тут столько талантливых людей. Я себе художника сколько времени не могу найти. Кандидатов приходит много, но они не отвечают нашим требованиям.
Вы посмотрите на руководителей театров. Возьмем оперный. Мы с Рауфалем Сабировичем (Мухаметзяновым — прим. авт.) с одного года — с 1949, Александр Славутский — с 1947 года. Чтобы заменить этих режиссеров, молодежь должна проявлять больший интерес к своей специальности. Пока не вижу, кто может придти на замену. Хожу в оперный театр и понимаю, что таких артистов, как «щепкинцы», нет, и с ужасом думаю, что будет с театром, когда они уйдут. Чтобы выбрать самых-самых, надо, чтобы конкурс был большой, а в театральные вузы в последнее время конкурс снизился. К сожалению, сейчас я смотрю спектакль и часто даже не могу запомнить имя и фамилию актера…
Эта тенденция есть по всей стране. Причину вижу в том, что все преклоняются перед деньгами. На первом месте — экономика. Но ведь если не обращать внимания на культуру, идеологию, то скоро все будут на площади.
— Как Вы считаете, потребности казанцев в театральных спектаклях разного рода удовлетворены?
— Театров можно открыть сколько угодно, но будет ли их работа качественной? К примеру в последнее время число кукольных театров значительно увеличилось, но, я не могу сказать, что очень этому рада. Даже у нас в Казани 3−4 частных театра работает, и все они почему-то называются театрами кукол «Экият». Наш театр стал авторитетным брендом и они его активно используют. Приходят со своими страшными куклами в спортивных сумках и продают билеты же по тем ценам, что и мы, а уровень представления на порядок ниже. Разве могут два человека сыграть нормальный спектакль?
Каждый год мы собираем всех представителей школ, детских садов и убеждаем, чтобы они спрашивали у приходящих к ним якобы представителей театра удостоверения. Я говорю, что они не должны обижать своих детей, воспитанников, показывая им безобразные спектакли. Но, к сожалению, их по-прежнему пускают в садики. Они же выступают в любое удобное время на любой площадке. А нам подходит далеко не каждая площадка. С появлением нового здания, я хочу, чтобы мы меньше играли на выездах, пусть лучше дети приезжают к нам. Выездной спектакль не заменит стационарный. Здесь кресла, сцена, само здание дает настрой. Ребенок должен понять, что такое театр.
«Больше всего я надеюсь на свой профессиональный вкус»
— А какой была Ваша дорога в кукольный театр?
— Я закончила Казанский государственный университет, год проработала в редакции. Затем мы с мужем уехали в Бугульму, где я сначала преподавала в школе пять лет, а потом работала в местной газете заместителем редактора по дубляжу.
В 1979 году переехали в Казань, и я встала на учет в райком партии, где высказала пожелание, что очень хочу работать в театре. Дело в том, что когда я училась в университете, у нас был народный театр. Кроме того, моя мама тоже играла в самодеятельном театре, и я всегда ходила смотреть, как она играет. Видимо эта любовь передалась и мне. Во время учебы у меня были даже «шальные» мысли о том, чтобы бросить университет и поступать в театральный.
Оказалось, что в кукольном театре как раз освободилось место педагога. Я подумала, что работа на стыке педагогики и искусства мне подошла бы. Через год в театре появилась должность заведующей литературной частью, где я проработала 14 лет. А в 1993 году, когда началась перестройка, коллектив выбрал меня директором.
— Вы 20 лет работаете на маленького зрителя. Не устали от этой шумной и непоседливой аудитории?
— Напротив. Мне это нравится. Я очень люблю детей! Часто после спектакля выхожу на чай с ними, наблюдаю, как они смотрят спектакли. Дети всегда дают положительную энергетику. Они — весна человечества, а весна — это пробуждение, солнце, все радостное. Я и цветы больше весенние люблю — тюльпаны, нарциссы, крокусы, ландыши. Могу сказать, что с детьми всегда приятнее общаться, даже если они непослушные. У меня самой дочери-близняшки и два внука.
— А при выборе и постановке спектаклей Вы часто ориентируетесь на их вкусы?
— И с внуками, и с дочерьми, которые закончили хореографическое и ходят на все премьеры, мы всегда обсуждаем спектакли. Через них я точно знаю, чем живут сверстники моих внуков, что их интересует и что им нравится. Но больше всего я надеюсь на свой профессиональный вкус. И если что-то не так, если король голый, то я никогда не буду говорить, что король одетый. Как козерог я очень прямолинейна, умею говорить «нет» и отстаивать свое мнение.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: