— Изольда Генриевна, каждый человек рождается для какого-то дела… Вы можете сказать, что вы рождены для того дела, которым занимаетесь сегодня?
— Мне кажется, однозначно утверждать так нельзя, скорее это вопрос к самому себе. И на него вряд ли кто-то может ответить однозначно — он сродни вопросу о смысле жизни. О себе могу сказать, что я сомневаюсь всегда, очень серьезно и очень часто. А по поводу того, тем ли делом я занимаюсь, сомневаюсь в те моменты, когда что-то препятствует. Не то, что сложности пугают, просто задаешься вопросом, а нужно ли кому-то то, что я делаю. Человек может только догадываться, строить домыслы, предпринимать усилия. Говорят, человек предполагает, а Бог располагает. И поэтому я говорю: «Делай, что должно, и будь, что будет».
— Вы могли бы сегодня круто поменять свою жизнь и заняться, скажем, политикой или другой общественной деятельностью?
— Каждый год я задаю себе этот вопрос, проводя очередной конкурс и сталкиваясь со сложностями в организации. Но заниматься политикой я не думаю. Это точно не мое. Чтобы быть профессионалом в политике, нужно обладать специальными знаниями, по меньшей мере знать экономику и юриспруденцию, а не заниматься демагогией, как многие думают. Я для себя не рассматривала такую перспективу. Поменять сферу деятельности? Ни от чего в жизни не зарекаются. Поскольку у меня есть образование, достаточный организаторский опыт, я могла бы и в другой сфере работать небезрезультатно. Но каждый раз задаю себе вопрос, а что будет с тем делом, которое я начала. Поэтому пока все решалось в пользу того направления деятельности, которым я занимаюсь сегодня.
— Финансовый успех — это, на ваш взгляд, достаточное мерило успеха?
— Не могу сказать, что это абсолютно неважно. Деньги — это та реальность, которая нас окружает, без денег достойно жить сложно. Их надо учиться зарабатывать. Другое дело, что зарабатывать надо честным трудом. Для меня, безусловно, суть деятельности всегда в приоритете. Но умение грамотно организовать дело и успешно развивать его в финансовом плане — это определенно достижение.
Красивая женщина — это гармоничная женщина
— Столько лет работая в индустрии красоты, вы, наверное, вывели для себя формулу женской красоты?
— По-настоящему красивой нельзя назвать женщину, обладающую только внешней, физической красотой. Если нет гармонии личности, то понятие красоты не возникает. Истинная красота должна включать все — и внешнюю привлекательность, и образованность, и культуру, и чистоту. Если одной составляющей нет, то пропадает гармония, красоты. Я стараюсь обратить на это общественное внимание. К сожалению, у молодежи часто происходит подмена понятий, нет камертона, чтобы отличить настоящее от фальшивого. Надо быть образованным, воспитанным, знать культуру своего народа, и быть человеком не местечкового масштаба, а цивилизованным, современным, чувствовать себя комфортно в обществе.
— Расскажите о студии «Мисс Татарстан»
— Конкурсы — лишь фасадная сторона нашей деятельности, когда мы в виде красивого яркого шоу демонстрируем красоту и таланты. Прежде всего, мы обучаем. И не учим только крутиться перед зеркалом, как некоторые думают. Девочке мы говорим о женственности, мальчику мы говорим о мужественности и о благородстве. Студия «Мисс Татарстан» работает не только с девушками. Мы занимаемся с детьми, начиная с 3-летнего возраста, с юношами, со взрослыми людьми, которые нуждаются в консультациях по имиджу.
— Взрослым тоже может быть интересна учеба в вашей школе?
— Мы давно убедились на опыте, что даже зрелые люди имеют весьма разрозненные знания относительно таких важных понятий, как этикет, стиль, имидж. Хороший специалист мало продвинется по служебной лестнице, если он не обаятелен, не умеет быть комфортным в обществе. И чем раньше начнешь учиться этому, тем лучше. Но никогда не поздно.
— А профессиональная работа моделей?
— Модельное агентство — одно из направлений нашей деятельности, и весьма успешное. Наши модели работают и здесь, и в Москве, и за рубежом. Однако, модельную карьеру мы стараемся наиболее органично вписать в общий процесс получения знаний и формирования личности, чтобы она помогала, а не делалась вопреки. Наоборот, если мы видим желание девушки бросить учебу и уехать зарабатывать деньги, обязательно отслеживаем эти истории.
Не сотвори себе кумира
— Чье мнение для вас авторитетно? Кто оказал на ваше развитие и мировоззрение наибольшее влияние?
— Мама и папа, конечно. Но вообще, я считаю, что фраза «не сотвори себе кумира» очень верна. Думаю, что большое влияние на меня оказывало все то, что я видела — спектакли, произведения искусства, с которыми я знакомилась в ходе своей жизни, чтение книг, встречи с людьми, поездки. Я дружу и общаюсь с творческими людьми в самых различных сферах, сотрудничаю с ними, приглашаю в жюри своих конкурсов. Учиться всегда есть чему и у кого. Я учусь у профессионалов, которые по-настоящему преданы своему делу. Всегда найдешь что-то нужное для себя. Стараюсь не замыкаться на одном направлении. Интереснее всего для меня сходить на спектакль, выставку или на какое-то шоу, чтобы посмотреть на талантливых людей в сфере культуры.
Я никогда не перестану восхищаться по-настоящему талантливыми людьми. Например, Виктория Якушенко, актриса Качаловского драматического театра, у которой я брала уроки по актерскому мастерству в 6−8 классе. Я также должна назвать имя Вячеслава Зайцева. Во время работы в Театре моды «Лик» я стала инициатором его первого визита в Казань и в дальнейшем показа его коллекции на конкурсе «Мисс Татарстан». Валентин Юдашкин конечно интересен, именно он был приглашен на наш первый конкурс красоты в 1998 году. Историк моды Александр Васильев недавно приезжал в столицу Татарстана. Он довольно уникальная личность. Увлекательно читать его книги, но еще увлекательнее его слушать.
Постоянно общаюсь со многими российскими модельерами, музыкантами, танцорами, актерами. Хорошие дружеские отношения меня связывают со многими нашими творческими личностями. Это певцы Салават Фатхутдинов и Венера Ганеева, руководитель и дирижер оркестра «La primavera» Рустем Абязов, удивительно талантливый хореограф Госансамбля Раиля Гарипова и многие другие яркие и авторитетные люди. Знакома с некоторыми политическими деятелями, высокими чиновниками, представителями бизнес-элиты, которые вызывают искреннее уважение к себе. Очень люблю талантливую молодежь и дорожу дружбой просто с добрыми и умными людьми.
— Если вы придерживаетесь точки зрения «не сотвори себе кумира», то прислушиваетесь ли вы к мнениям экспертов?
— Если человек профессионально работает в своей сфере деятельности, я обязательно прислушаюсь к его мнению. Я очень уважаю профессионализм. Не уважать его просто не имеет смысла. Я послушаю одного эксперта, другого, третьего и создам собственное мнение. Но оно обязательно будет ориентировано на профессионалов. Меня очень удивляет, особенно как искусствоведа и культуролога, когда слышу: «Почему эта картина плохая? А вот мне нравится». Чтобы так говорить, нужно что-то почитать, что-то узнать, встать на определенную ступеньку культурного развития. Поэтому с одной стороны, «не сотвори себе кумира», то есть не зашоривай себя, а с другой — знай ориентиры, изучай труды талантливых представителей человечества, чтобы утверждать что-то свое собственное.
— Как строилось ваше профессиональное определение?
— Я увлекалась многим. Как все маленькие девочки, мечтала стать актрисой. Непременно драматической. Как-то во 2−3 классе мне захотелось стать балериной. Я росла за кулисами оперного театра, была на всех спектаклях, поэтому балет мне очень нравился. Но когда я пришла в балетную студию, мне сказали, что тебе, девочка, поздно вставать на пуанты, у нас начинают с 5-ти лет. Но я все равно выбрала хореографию, сначала бальные танцы, затем народные. Занималась также и в драматической студии. А позже, когда поступила в Казанский авиационный институт, увлеклась эстрадными танцами. Именно в КАИ появилась первая в городе Студия эстрадного танца. Я там танцевала, была солисткой, и мы много ездили по стране. Это был очень популярный коллектив, да и вообще клуб КАИ — легендарный, из него вышло много известных творческих людей.
— Как получилось так, что Вы выбрали технический вуз?
— Поступила я в КАИ на 9 факультет ЭВМ, получила профессию «инженер-системотехник». К тому времени я переболела детским желанием стать актрисой. В свое время родители запретили мне поступать в театральное училище. Ну и правильно, я думаю, сделали. Действительно, нужно обладать очень ярким артистическим талантом, чтобы жить в этой профессии. У меня тогда были романтические мечты, а отец понимал, что происходит в театре и в этой сфере в целом. Но если ты горячо хочешь кем-то стать, то ты все равно свои знания и умения привносишь в другие профессии и в обычную жизнь. Впрочем, любая женщина по природе своей актриса.
— Учеба в техническом вузе не прошла даром?
— Конечно, я достигла определенных успехов. После завершения учебы, осталась в институте на кафедре радиоуправления, работала инженером, старшим лаборантом, писала диссертацию. Но, тем не менее, я не стала заниматься этим дальше, потому что выбрала другой вид деятельности, которым параллельно занималась еще со времен учебы. Меня занимала художественная самодеятельность. Она составляла большую часть моей жизни. Кроме того, на 2-ом курсе меня пригласили в Республиканский дом моделей, где я работала на подиуме в качестве модели. Все шло параллельно моей учебе, к которой я относилась очень серьезно. В КАИ невозможно учиться спустя рукава: в технических науках все конкретно — либо ты знаешь, либо не знаешь. Я училась хорошо, совмещала занятия с танцами и с подиумом. Работая на кафедре, я вышла замуж, родила ребенка. Ко времени моего выхода из декретного отпуска организовался Театр моды «Лик», куда меня пригласили в качестве балетмейстера. Я имею хореографическое образование, потому что закончила в КАИ еще и факультет общественных профессий по специальности «хореограф-постановщик». Тогда я поняла, что совмещать работу на кафедре и в театре моды мне уже не удастся.
— Здесь вы могли реализовать те детские мечты о работе на сцене?
— В Республиканском доме моделей я не только ходила по подиуму в качестве модели. Со временем я стала делать программы, организовывать театрализованное действие на сцене. В театре мы делали шоу с участием певцов, танцоров, музыкантов и даже хард-группы. Я не говорю «спектакли», потому что очень серьезно и трепетно отношусь к этому понятию. Это были не простые дефиле, а постановочные выходы с развивающимся действием. Это, конечно, не постановка драматического или оперного спектакля. У нас был Театр моды, надо было согласовывать модные коллекции с музыкой, создавать сценарии, обучать участников. Процесс очень увлекающий.
При выборе между научной работой и решением режиссерских задач я переживала серьезные метания. Хотя преподавание и написание диссертации — тоже интересные и творческие процессы, но решение работать балетмейстером перевесило. Работа в Театре моды оказалась ближе, наверное потому, что я в первую очередь женщина.
— Как строилась Ваша дальнейшая карьера в мире моды?
— Со временем я стала художественным руководителем Театра моды «Лик», проработала там в общей сложности 10 лет. Наш интересный творческий коллектив создавал с нуля этот театр, мы развивали его, он стал популярен. Я получила еще одно образование в Московском государственном институте культуры и искусств. Я культуролог, искусствовед. С детства жила в артистической среде, понимала, что такое театр, но академичных знаний у меня не было. Поэтому, работая в Театре моды «Лик», хотела быть уверенной, что все делаю правильно.
— В какой момент вы пришли к тому, что вам нужно заняться самостоятельной деятельностью? Легко ли далось решение идти в бизнес?
— К тому моменту я уже являлась региональным директором конкурса «Мисс Россия», вела широкую общественную деятельность по воспитанию подростков и детей, по организации регионального этапа конкурса. По кастингу на базе Театра моды «Лик» отбирала девушек на конкурс «Мисс Россия». Естественно, возник вопрос, почему бы не сделать свой, масштабный хороший конкурс. В связи с этим я решила, что мне нужно быть самостоятельной. Это сложный шаг. Каждый шаг дается нелегко: это моральные терзания, ведь ты не можешь предвидеть, как сложится судьба.
Сначала было организовано совместное предприятие, Академия модельного бизнеса, с другими людьми, но проработав год, я поняла, что ничего хорошего из этого не вышло — цели и задачи партнеров не согласовываются с моими представлениями о деле. Там в приоритете был исключительно коммерческий интерес. А ведь дело касается красивых девушек. Некоторых это наводит на какое-то легкомыслие. А понятие красоты — это очень важное и нелегкомысленное понятие. Поэтому была создана общественная организация, целями и задачами которой стало привлечение внимания государственных и коммерческих структур к проблеме воспитания молодежи и популяризации истинных идеалов красоты.
— Как встречали идею конкурса на этапе его создания?
— Путевку в жизнь дал нам первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Я написала ему письмо, и он поставил резолюцию «Поддерживаю». Только она дала нам возможность двигаться дальше. До этого я обращалась в различные инстанции безрезультатно. Резолюция была получена в 1997 году, а в 1998 году состоялся первый конкурс. На сегодняшний момент мы работаем со всеми регионами, проводим зональные конкурсы, партнеры на местах проводят работу, открывают школы и модельные агентства.
«Жизнь у нас не размеренная»
— Кто сегодня составляет вашу семью?
— Это муж, дочь, моя мама, два брата, их семьи. — Отец у меня артист, оперный певец. Он москвич, но так как он татарин, приехал в Казань, окончил музыкальное училище и консерваторию, а потом, в 60-е годы, был солистом нашего оперного театра, исполнял ведущие тенорные партии. Мама моя экономист. Но она тоже творческий человек — кроме всего прочего занималась танцами. Ее приглашали на профессиональную сцену, но этот путь она не выбрала.
Родилась я в Москве, но всю сознательную жизнь провела в Казани. Детей в семье трое — я и еще два младших брата. Как только в 5 лет у меня появился первый братишка, я стала взрослой. С детства я воспитывала братьев, за все была в ответе, потому что родители работали. Мама в декретном отпуске пробыла всего 3 месяца (в то время отпуска были очень короткие). Меня очень рано стали считать взрослой, да и сама себя я всегда именно так и ощущала. Наш дом стоял на площади Свободы, напротив консерватории, на месте, где сейчас находится Министерство культуры. Отцу выделили там от консерватории небольшую старенькую квартирку.
Мой муж — Сахаров Евгений Александрович, врач-психиатр. Также известен как бард, он с юности совмещает профессиональную и творческую деятельность. Моей дочери Анне исполнилось 24 года. Она закончила факультет психологии Казанского университета. Сейчас она 2-ой год учится в аспирантуре и параллельно также увлекается вокалом. Она джазовая певица, лауреат российских и международных конкурсов.
— Как Вы воспитывали свою дочь?
— У нас не было определенной методики. Ребенок учится на примере родителей, и родители должны быть авторитетом. В нашей семье, наверное, на этом построено воспитание. Ребенок у меня с малолетства очень самостоятельный. Не так много времени я ей уделяла. Она росла с бабушкой, которая водила ее за ручку в музыкальную и художественную школу.
Поскольку в своей профессиональной деятельности я занимаюсь воспитанием детей и молодежи, я считаю, что главное — это любить их по-настоящему. Убеждена, что нельзя воспитывать детей только в системе запретов, в агрессии. Если любишь ребенка, то наносить ему травмы, даже психологические, не будешь. Надо признаться, что по характеру я довольно вспыльчивый человек, импульсивный, и когда мой ребенок пошел учиться, я сильно раздражалась по поводу ее медлительности. Я слишком многого от нее требовала. Но и старалась дать как можно больше. В течение всей жизни я воспитываю не только ее, но и себя.
— Как вы проводите семейные праздники?
— По времени всем собраться сложно. Мы все в разное время встаем и уходим. Традиционных семейных ужинов или завтраков у нас нет. Жизнь у нас параллельная, но, тем не менее, конечно же, мы встречаемся. Есть у нас семейные праздники. Встречаемся и семьей и в широком составе, когда присутствует моя мама, братья, племянники. Часто собираемся на даче. У нас много друзей. Жизнь у нас не размеренная. Но упорядочить ее не получается, к сожалению. А может быть и к счастью.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: