Джаудат Саляхов: Мы создавали Управление с чистого листа

Управление Судебного департамента в Республике Татарстан создано в 1998 году. Какими полномочиями оно располагает, что изменилось за эти годы в судебной системе, TatCenter.ru рассказал руководитель Управления Судебного департамента в РТ Джаудат Саляхов.

Саляхов Джаудат Залялютдинович в 1973 году окончил Казанский инженерно-строительный институт, в 1997 году — юридический факультет Казанского государственного университета. В 1973—1974 годах служил в рядах Советской Армии.

С 1966 по 1980 год работал на различных инженерных должностях в проектно-строительных организациях города Казани. С 1980 по 1991 — инструктор Приволжского райкома КПСС города Казани, заместитель заведующего отделом строительства и городского хозяйства, заместитель заведующего социально-экономическим отделом Казанского горкома КПСС. С 1991 по 1998 — заместитель министра юстиции Республики Татарстан. С июля 1998 года — начальник Управления Судебного департамента в Республике Татарстан.

Государственный советник юстиции 2 класса.

Имеет почетные звания «Заслуженный юрист Республики Татарстан», «Почетный строитель России», а также награды — именное оружие от Министерства внутренних дел республики, Почетную грамоту Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Благодарственное письмо Президента Республики Татарстан, Знак отличия Судебного департамента «За усердие» I степени и др.

Джаудат Залялютдинович, Судебному департаменту в этом году исполнится 12 лет, это достаточно молодое для республики ведомство. С какой целью оно было создано?

— Прежде всего, хочу отметить, что Судебный департамент, созданный в 1998 году, это не вполне обычный государственный орган. В истории России подобного ему никогда не было, — «плоть от плоти» дитя судебной реформы, основная задача которой — повышение авторитета судов. Как показывает история демократических государств, именно независимый, пользующийся доверием суд — залог достижения результатов на пути построения правового государства. Важно отдавать себе отчет, что на примере работы судебных органов формируются представления граждан о состоянии правовой системы государства, о степени защищенности их прав и свобод.

Еще полтора десятилетия назад суды располагались в приспособленных зданиях, полуподвальных помещениях. Узнать о приемных днях или дате судебного заседания можно было, только лично явившись в помещение суда… Не буду даже говорить о том, что оставляло желать лучшего материально-техническое обеспечение судебной системы, ее кадровая составляющая.

Вот на этом фоне и потребовалось создание «профильного» ведомства, основная цель которого — преодоление диспропорции между должным и имеющимся. В Законе о Судебном департаменте прописано, что этот орган призван организационно обеспечивать деятельность судов. Мы занимаемся вопросами кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, одним словом, все наши усилия направлены на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Какие задачи стоят перед департаментом в этом году?

— Среди должного на этот год — создание комфортных условий для посетителей судов, что невозможно без строительства новых зданий, оснащения их мебелью и системами безопасности. Расширению свободного доступа к правосудию должна способствовать компьютеризация судебной системы как единого информационного пространства. Планируем в этом году уделить внимание информированности населения о выносимых судебных решениях, в частности путем их публикации в средствах массовой информации и на сайте нашего ведомства.

Вы с первого дня являетесь руководителем Управления. Какой год был для Вас наиболее сложным и почему?

— Сложными можно назвать все. А вот какой был сложнее? Безусловно, когда начали создавать Судебный департамент при Верховном суде РФ и его органы в субъектах Российской Федерации. Я помню, в 1998 году меня назначили начальником новой структуры, на конференции судей председатели судов поддержали мою кандидатуру. На эту должность меня благословил Президент РТ. А создавать Управление пришлось с чистого листа — формировать коллектив, создавать материально-техническую базу, параллельно вести работу по улучшению работы судов. Ведь общеизвестно, что суды тогда работали на грани выживания в условиях нехватки средств на те нужды, без которых невозможен нормальный судебный процесс — вызов свидетеля, оплата коммунальных расходов, экспертиз… Не хватало даже средств на приобретение новых кодексов, конвертов, писчей бумаги.

Вместе с тем, самым сложным и самым радостным выдался прошлый, 2009 год, в течение которого были введены в эксплуатацию новые здания Верховного Суда республики и Управления, Альметьевского городского суда. Завершение их строительства мы ждали без малого десять лет. Здание, в котором мы с Вами беседуем, вообще единственное в своем роде, как по уровню соответствия статусу своих «хозяев», так и потому, что располагается рядом со зданиями других ветвей власти — исполнительной и законодательной — на центральной площади города. Здание Альметьевского суда — настоящий Дворец правосудия, его общая площадь — более шести тысяч квадратных метров.

Какие изменения в законодательстве по судебной системе последних лет Вы бы отметили как наиболее значимые для республики?

— Ответ на Ваш вопрос предполагает более чем пространное рассуждение. Связано это, прежде всего, с тем обстоятельством, что изменения в материальном и процессуальном праве, так же как и в законодательстве о судоустройстве, одинаково важны для функционирующей судебной системы. Как показывает практика, только изменение подсудности той или иной категории дел оказывает серьезное влияние на организацию работы, не говоря уже о нормативных актах, предполагающих создание или упразднение судов. Огромный пласт, продолжающееся реформирование…

Не могу не упомянуть о «Законе о мировых судьях», принятом в 1999 году. Именно Управление начало формировать мировой суд в республике, что впоследствии позволило снизить нагрузку на федеральных судей. Формированию института мировой юстиции предшествовала серьезная работа по подбору квалифицированных кадров.

В свете выработки мер, направленных на обеспечение независимости судей, повышение качества и открытости правосудия, особую значимость приобретает принятый в декабре 2008 года и вступающий в силу с 1 июля 2010 года Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Закон предусматривает широкое распространение информации о деятельности судов, что позволит сделать прозрачным движение дел в судах, а также содержание принимаемых судебных актов. С моей точки зрения, это более чем актуальный закон, значение которого как для судебной системы, так и для граждан трудно переоценить.

Другой акт, уже оказавший огромное влияние на функционирование судебной власти — Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», принятый в 2002 году. Его появление вытекало из логики процесса оформления органов судейского сообщества в структуре судебной власти как важного института обеспечения независимости судей. Им были разграничены и конкретизированы полномочия советов судей и квалификационных коллегий судей; кодифицированы правовые нормы, отражающие организацию и деятельность этих органов судейского сообщества.

Принятие каких законов ждет судебная система?

— К сожалению, до сих пор не были приняты законы о судах общей юрисдикции, о Верховном Суде Российской Федерации. Нуждается в совершенствовании Кодекс РФ об административных правонарушениях, в силу неполноты правового регулирования вопросов судопроизводства. Несмотря на то, что на всех уровнях была поддержана идея о создании ювенальных судов для судебной защиты прав и свобод несовершеннолетних, она осталась нереализованной. Замечу, что отсутствие надлежащего регулирования является зачастую причиной нарушения сроков рассмотрения дел, но граждане предпочитают ответственность возлагать на суды, законодатели же остаются в тени.

С моей точки зрения, требуют доработки положения Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», касающиеся наделения органов судебного департамента дополнительными полномочиями, а также института администратора суда общей юрисдикции.

Являясь связующим звеном между Управлением и судами, администратор по мысли законодателя должен нести основное бремя по организации работы в суде. На практике же он занимается больше хозяйственно-организационными делами и гораздо менее делопроизводством в суде. Существует положение, при котором администратор состоит в штате Управления Судебного департамента, а при осуществлении своих функций подчиняется председателю суда. В то же время работники всех других служб аппарата суда состоят в штате этого суда и подчиняются его председателю. Это создает определенные сложности во взаимоотношениях с работниками аппарата судов.

Как практик, считаю, что проблемы, связанные с неопределенностью административно-правового статуса администратора суда, должны решаться нормативно, через соответствующие статьи закона. В противном случае, велик риск субъективного усмотрения на обязанности администратора председателя того или иного суда.

Как, на Ваш взгляд, экономический кризис повлиял на состояние судопроизводства в Республике Татарстан?

— Что касается федеральных судов — финансирование пока осталось на прежнем уровне. Уровень же этот позволяет нам строить 2−3 новых здания суда в год, ремонтировать большую часть имеющихся зданий, обеспечивать мебелью и компьютерной техникой все районные (городские) суды республики. Не бывает в судебной системе и задержек заработной платы. И все это благодаря Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2007−2011 годы». Что будет дальше, загадывать не берусь.

В более трудной ситуации находится мировая юстиция, но и здесь, я уверен, Правительство республики найдет адекватные способы решения проблем.

Непосредственно кризис повлиял на нагрузку судов, в первую очередь, по причине увеличения трудовых споров, связанных с невыплатой заработной платы.

Какие тенденции наблюдаются в рассмотрении уголовных дел в кризисный период?

— Говорить о тенденциях рассмотрения гражданских и уголовных дел в кризисный период пока рановато. Это возможно в условиях затянувшегося кризиса, до 3−4 лет. Будем надеяться, однако, что он столь долго не продлится. А вот, как выглядит в цифрах деятельность судов общей юрисдикции в прошедшем 2009 году, сказать можно. Все данные в целом по республике уже имеются.

Уголовных дел рассмотрено в общей сложности (районными судами и мировыми судьями) на 3% меньше, чем в прошлом 2008 году — 27 713. Как и в прошлом году, наибольшее количество рассмотренных дел — 34% — было связано с кражами и грабежами. Как видим, большая доля преступлений приходится на имущественные преступления. На втором месте (16%) — дела, связанные с незаконным оборотом наркотических и психотропных средств. Как показывает статистика, среди лиц, привлеченных к уголовной ответственности, наибольшую долю составляют нетрудоспособные, безработные и лица без постоянного источника доходов. В 2009 году эта группа составляла 59.8% от общего числа осужденных, в 2009 году — 56,6%. Мы постоянно отслеживаем динамику изменения данного показателя, и здесь можно с уверенностью говорить о сложившейся тенденции роста.

Какая статистика по гражданским делам?

— Количество рассмотренных гражданских дел в 2009 году выросло на 38% по сравнению с 2008 годом и составило 368 404 дела. При этом общая сумма ущерба, присужденная судами к взысканию, составила чуть меньше 14 миллиардов рублей. Это практически в 3 раза больше, чем в 2008 году. Из них восемь с лишним миллиардов рублей — (57%) — присуждено по искам о взыскании сумм по договорам займа. Количество такого рода дел в 2009 году увеличилось в 2 раза по сравнению с предыдущим годом. Если мы добавим к этому, что также в 2 раза (1,9) увеличилось количество исковых дел, вытекающих из трудовых правоотношений (а это в большинстве своем дела, связанные с восстановлением на работе и оплатой труда), то станет очевидным, что экономический кризис как в зеркале отразился в деятельности судов общей юрисдикции.

Ежегодно от передозировки наркотиков в Татарстане умирают 300−400 человек. С июля прошлого года существенно ужесточились наказания за незаконное производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ. Можно ли говорить об увеличении гражданских и уголовных дел в Татарстане связи с употреблением наркотических средств? Приведите, пожалуйста, статистику последних лет.

— В уголовном производстве динамика этого явления крайне неутешительна. Дела, связанные с незаконным изготовлением, распространением и сбытом наркотических средств и психотропных препаратов уже в течение нескольких лет занимают стабильное второе место в статистике. На первом, как я уже говорил, кражи, грабежи и мошенничество. Количество лиц, привлеченных к ответственности по соответствующим статьям УК РФ, год от года растет. Если в 2004 году их доля в общем количестве осужденных составляла 5,8%, то в 2009 году — 10,6% (2512 человек).

В административном производстве динамика не так ярко выражена. Доля дел, связанных с оборотом, потреблением и пропагандой наркотических средств уже несколько лет держится на отметке 4−5%. Но за этой, казалось бы, безобидной цифрой стоит неутешительная реальность. В 2007 году это почти 8900 лиц привлеченных к административной ответственности, в 2008 — 7751 человек, в 2009 — 7480 человек. И хотя эти цифры и свидетельствуют о некотором, весьма незначительном, спаде, в целом картина вырисовывается далеко не радужная.

Насколько внедрены в практику ежедневной работы судей информационные технологии? Какие возможности есть у гражданина республики для получения информации о деятельности судов?

— С 2004 года все районные суды используют в своей работе автоматизированное судебное делопроизводство — программный продукт, разработанный в рамках ГАС «Правосудие». Эта программа позволяет как судьям, так и сотрудникам аппарата суда получать оперативно любую информацию о деятельности суда. При наличии такой программы судье практически не нужен ни ежедневник, ни записная книжка. В базе данных хранится вся информация за несколько лет о том, сколько дел рассмотрено, в какие сроки, по каким категориям. На какое число назначено рассмотрение дела, каков результат рассмотрения, обжаловано ли в вышестоящую инстанцию — все это в считанные секунды можно узнать, пользуясь программой. И таким образом оценить не только свою работу, но и работу своих коллег. Это рабочий инструмент для председателя суда.

Не первый год этот программный продукт используется для подготовки информации, размещаемой специалистами на сайте Управления. Кстати, зайдя на сайт, любой гражданин может получить интересующую его информацию о деятельности верховного и районных судов.

ГАС «Правосудие» решает одну из важнейших задач по обеспечению открытости и прозрачности судебной деятельности. Это означает, что в любой момент (конечно же, с соблюдением всех мер защиты информации, и разграничения прав доступа) может быть получена оперативная, полная и достоверная информация о деятельности не только любого суда в целом, но и каждого отдельного судьи.

Проект «Электронное правительство Республики Татарстан» предусматривает функцию — Задать вопрос через Интернет-приемную. Сколько обращений было в прошлом году? Какого они характера?

— Из 103 зарегистрированных в прошлом году обращений граждан в УСД в РТ 22 (21,4%) поступило через Интернет-портал правительства республики. Обращения касались самых разных вопросов, в основном консультационного характера. На это есть объективные причины. Материал электронного обращения не предполагает наличия объемных документальных приложений к заявлению. Как правило, авторы таких обращений бывают удовлетворены консультациями и следуют данным им рекомендациям: готовят обращения в суд надзорной инстанции или готовят требуемые документы и потом их представляют по назначению.

Обращениями через Интернет-портал пользуются в основном молодые люди, которым доступен Интернет. Среди обратившихся в УСД в РТ есть адвокаты, юристы-правозащитники, которым необходима какая-то дополнительная консультация. С каждым готом таких обращений по Интернету становится все больше, что говорит о расширяющейся возможности общения с властью и любознательности граждан.

Насколько данный вид коммуникации удобен для вашей структуры?

— Честно говоря, данный вид коммуникации, как Вы выразились, обеспечивает удобство, в первую очередь, для граждан, поскольку теперь процедура обращения стала проще и доступнее. Для сотрудников нашей структуры появление Интернет -приемной позволило существенно сэкономить время, затраченное на личный прием граждан.

Еще в 2008 году был сформулирован Национальный план противодействия коррупции, основные тезисы которого отражают государственную политику в этой сфере. В частности, речь об открытости всех сфер государственного управления для общественного контроля, включая деятельность судов. Какая работа в этом направлении планируется в 2010 году?

— Я уже сказал ранее о вступлении в силу 1 июля 2010 года Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». По мысли его разработчиков, он имеет ярко выраженную антикоррупционную направленность. Его полная реализация позволит судам стать открытыми, доступными, в том числе для общественного контроля. Управлению же предстоит помочь судам в организации работы, обеспечив их необходимыми материально-техническими и кадровыми ресурсами. Кроме того, мы планируем оказывать судам и методическую помощь, настолько насколько она будет востребована.

На сайте Управления не так много информации о судебных процессах, о деятельности мировых судей, практически нет пресс-обозрений. Насколько суды сегодня открыты для СМИ?

— Еще несколько лет тому назад была принята Концепция информационной политики судебной системы. В ней заложены принципы отношений органов государственной власти со средствами массовой информации, применительно к судебной системе и системе Судебного департамента. Этот правовой документ предусматривает те возможности, которые должны быть использованы судебной системой для проведения информационной политики. Сюда входят веб-сайты судов общей юрисдикции, арбитражных судов, и, конечно, Управлений Судебного департамента, информационные бюллетени. Перспективным направлением является создание автоматизированного сбора судебных решений, которые обеспечивают доступ к судебной информации не только для судей, но и для иных представителей — юристов, преподавателей, журналистов.

Если зайти на сайт Управления Судебного департамента, равно как и на сайты Управлений других регионов, то можно увидеть, что они все заполняются по одному единому для всех принципу. В первую очередь — это сообщения новостного, информационного характера, касающиеся деятельности, как самого нашего ведомства, так и судейского сообщества республики. То есть, как можно заметить, эти сообщения предназначены не для широкого круга пользователей, хотя при желании сайт может посетить любой желающий и воспользоваться имеющейся информацией.

Относительно мировой юстиции. Управление осуществляет кадровое обеспечение деятельности мировых судей республики и их социальную защиту, а ее организационное обеспечение, в том числе и информационное, законом возложено на Министерство юстиции РТ. И об открытости мировой юстиции можно будет сказать тогда, когда в нее будут внедрены новые технологии. Мировая юстиция, к сожалению, пока остается вне этого процесса.

Что касается информации о судебных процессах, о которых Вы говорите, или пресс-обозрений, то они преимущественно относятся к ведению судов общей юрисдикции. На самом деле, по тому, как ведет свой сайт тот или иной суд, можно судить об их открытости и доступности для граждан и средств массовой информации. Понятно, что публичная деятельность нужна для того, чтобы суд превратить в подлинно открытый институт, помочь гражданам объективно увидеть суд, судебный процесс и самих судей. Так что перед Судебным департаментом, как и перед судебной системой в целом, стоят одни и те же задачи, и мы заинтересованы в плодотворном сотрудничестве со средствами массовой информации.

Какие основные проблемы существуют во взаимодействии судебной системы и СМИ? Можно ли сказать, что выработана слаженная система коммуникации и Вы ею довольны?

— Еще десять лет назад Совет судей РФ указывал на то, что проводимая в стране судебная реформа столкнулась с определенными сложностями, что утверждение независимого и самостоятельного правосудия не находит адекватного отражения в общественном сознании и средствах массовой информации. В результате сложилась ситуация, когда у общества не было полного представления об остроте проблем, с которыми сталкивается судебная система, понимания необходимости и путей их решения. По истечении этого времени, можно сказать, что на данный момент складывается действенная система информационного обеспечения судебной власти. В каждом суде есть люди, ответственные за взаимодействие со СМИ. Их основной задачей является облегчение доступа представителям средств массовой информации к информации о деятельности судов, которая вызывает повышенный общественный интерес, а также улучшение взаимопонимания судей и журналистов.

Отношения судебных органов и общества развиваются, это нельзя не признать. Эти правовые взаимоотношения регламентированы разными законодательными актами, которые определяют и порядок рассмотрения обращений граждан, возможности посещения открытых судебных заседаний, необходимость публикации судебных решений на официальных сайтах судов и т. д.

В скором времени, с вступлением в силу закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», работа судов по информированию общества должна выйти на более высокий уровень. Его введение в идеале должно создать эффективные механизмы реализации прав граждан на поиск, получение, передачу информации в области правосудия.

Закон гарантирует беспрепятственный доступ граждан к широкому кругу информации о деятельности судов, его действие распространяется на взаимодействия судов, Судебного департамента и его органов, а также органов судейского сообщества с редакциями СМИ. В конечном итоге реализация этого закона направлена на открытость судов, повышение уровня правосознания граждан и как следствие — укрепление правопорядка в стране.

Что должна сделать общественность и СМИ для повышения юридической грамотности населения?

— Прежде всего, стать самим юридически грамотными. Увы, мой опыт свидетельствует, что правовой нигилизм в той или иной мере присущ всем гражданам России, и тем, кто причисляет себя к общественности, и тем, кто работает в средствах массовой информации.

Юридическая грамотность — не абстрактное понятие, оно очень даже конкретное и связано с желанием и возможностью защищать себя в рамках закона. Невозможно заставить знать закон, необходимо показать, что его знание дает результат, делает свободным, более защищенным от противоправных действий. Вот в этой самой плоскости и могут быть сконцентрированы усилия средств массовой информации и судов: на основе судебной практики продемонстрировать обществу его защищенность государственными правовыми (и только правовыми) механизмами. Получится как бы «обратная тяга», при большом поступлении дел суд должен будет выработать «правильные» механизмы защиты граждан, быстрее других государственных органов подстроиться под потребности общества. В свою очередь принятое судебное решение поможет сформулировать правовую позицию, тем самым, повысив юридическую грамотность населения.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: