Сергей Иванов: Турист должен четко понимать, что такое Казань

2 апреля Роспатент официально присвоил Казани товарный знак «Третья столица России». О том, как в нынешних условиях продвигать столицу Татарстана на международном туристическом рынке и о казанском туризме TatCenter.ru рассказал председатель МУ «Комитет внешних связей и туризма Исполкома МО Казани» Сергей Иванов.

Сергей Евгеньевич, как Вы восприняли свое назначение на должность председателя МУ «Комитет внешних связей и туризма Исполнительного комитета МО Казани»?

— Административный ресурс поможет реализовать идеи, которые появились у меня, когда я возглавлял «Туристско-информационный центр Казани». У туристической Казани много сильных сторон.

Какие проблемы сегодня существуют у туристической Казани?

— У туристической Казани богатая история, хорошее состояние объектов культурно-исторического наследия. Наш город обладает развитой гостиничной и транспортной инфраструктурой. Основная проблема Казани — слабая узнаваемость на российском и международном туристическом рынке. О столице Татарстана слышали, но мало кто знает, что это такое. Российским и иностранным туроператорам трудно выделить город из ряда региональных российских городов.

Нет четкой идентификации города даже среди местных туристических операторских компаний, также в Казани недостаточное присутствие национального колорита. Мы можем показать объекты культурного исторического наследия, но в Казани мало мест, где можно познакомиться с национальной татарской культурой, посмотреть жизненный уклад предков.

Наличие татарского колорита — выгодное преимущество республики на фоне региональных российских городов, но в тоже время у нас мало мест, где можно реализовать эту идею. Поэтому у туристов Казань в основном ассоциируется с мечетью Кул-Шариф и Кремлем.

В Казани проходит много культурных событий. Это и фестивали, и национальные праздники. Но они не позволяют привлекать туристов. Например, на Шаляпинский фестиваль даже для казанца большая проблема купить билеты. Что уж тут говорить о туристических группах… Часто туристическая группа не планирует покупку билетов заранее, потому что нет четких сроков проведения фестиваля. Каждый раз о сроках проведения фестивалей, в том числе и Нуриевского, мы узнаем за короткое время.

Разрозненность информационных потоков о культурных мероприятиях в Казани плохо влияет на работу туристических компаний. Например, сроки проведения Сабантуя каждый год разные. Порой туроператоры приходят в администрации муниципальных районов с предложением привезти туристов на Сабантуй, но сталкиваются с бюрократическими проволочками. Ведь чтобы организовать пребывание туристов на празднике, нужно разработать маршрут, выделить места для стоянки автобусов. Администрации муниципалитетов не всегда хочет заниматься этими вопросами.

Казань также испытывает дефицит досуговых мероприятий для туристов. Долгое пребывание в столице Татарстана туристу не интересно, потому что за 2−3 дня он может посмотреть основные достопримечательности, познакомиться с городом, а вечерний досуг загрузить бывает тяжело. Не хватает национального развлекательного шоу, какое бывает в других туристических столицах.

Казань в последние годы упрекают в отсутствии «качественного туристического продукта». Что это такое? Почему у нас его нет? Что нужно для того, чтобы его создать?

— В последние годы Казань на самом деле упрекали в отсутствии качественного туристического продукта, но сейчас с таким заявлением я бы поспорил. В городе отсутствует стандартизированный туристический продукт (например, программы «выходного дня», которые должны у всех туркомпаний быть одинаковы, с посещением одних и тех же достопримечательностей). Поэтому у потенциальных туристов и туристических компаний возникает размытое впечатление о городе. Я свою задачу вижу и в том, чтобы туристические маршруты по Татарстану, которые предлагаются на российском рынке, были унифицированы. Турист должен четко понимать, что такое Казань, какую конкретно туристическую программу она предлагает.

В туристических компаниях — веер предложений. Программы у каждого называются по-своему. Турист не понимает, чем одна программа отличается от другой. Хотя на самом деле программы одинаковые, только названия у них разные. Я понимаю, что фантазия должна быть, но с другой стороны, для того, чтобы продавать продукт, нужно четко понимать, что ты продаешь. Стандартизированный турпродукт российские операторы будут охотнее включать в свой туристический маршрут.

Туристического продукта сейчас не то, чтобы нет, просто сейчас он находится в стадии формирования. Сейчас нужно двигаться в сторону увеличения пребывания туристов в Казани и Татарстане.

На что Вы собираетесь сделать акцент в своей работе в ближайшее время?

— Собираюсь максимально активно продвигать Казань в СМИ путем участия в туристических выставках, задействую все возможные каналы распространения информации, чтобы потенциальные туристы имели полную информацию о городе.

Так, хороший эффект был достигнут за счет рекламно-информационных туров в 2008 году. Вышло много статей о Казани, были туры для туроператоров России и зарубежья, что послужило толчком для включения Казани в маршруты туроператоров, которые до этого ничего не знали о городе.

Стоит заметить, что операторы планируют свои маршруты на 2−3 года вперед. То есть те операторы, которые увидели наш город в прошлом году, смогут привозить туристов в 2010—2011 году.

С другой стороны я буду обращать большое внимание на отладку инфраструктуры в Казани. Сейчас мы запускаем новую программу. У бизнес-отелей Казани есть проблема загрузки гостиничных номеров в выходные дни. Мы договорились о том, что ведущие гостиницы Казани на выходные будут предоставлять гостям города скидку в 40% на проживание. Кроме этого, гость получит специальную дисконтную карту, которая позволит ему получить скидки от 10 до 20% в кафе, ресторанах, кинотеатрах и других заведениях города, включенных в программу.

Также любой турист сможет посетить экскурсии, просто обратившись на ресепшн своей гостиницы, которая участвует в программе. Мы хотим, чтобы туризм в Казани был очень прост и удобен для любого нашего потенциального гостя. Так, мы предложим рынку хороший продукт, а человек будет отдыхать в хорошей гостинице Казани по цене мини-гостиницы «две звезды».

В начале марта состоялось открытие очередного отеля — «Гранд Отель Казань». Учитывая специфику столицы Татарстана в туристическом плане, как Вы оцениваете потенциал гостиничного бизнеса Казани?

— Сейчас в Казани не хватает гостиниц с размещением по невысокой цене, но с оптимальными условиями. Конечно, в Казани есть мини-отели, которые предлагают и условия размещения неплохие, и цену от 1500−2000 рублей за номер. Понятно, что таких гостиниц должно быть больше, но нам также нужны гостиницы и более низкого ценового уровня. Гостиницы с размещением в районе 500−700 рублей на человека. Такой ценовой диапазон дал бы больше возможностей для организации студенческого и школьного туризма.

В Казани не хватает гостиниц «эконом-класса» для студентов (хостелов). К тому же в городе существует проблема с сертификацией гостиниц, что мешает прозрачности рынка. В то время как турист ориентирован на стандартизацию рынка. В Казани 3−4 гостиницы уровня «4 звезды», одна — «пятизвездочная», несколько имеют категорию «1−2 звезды». Всего же в столице Татарстана 50 гостиниц. Уровень остальных просто не определен, поэтому турист не знает, что ожидать от таких гостиниц.

Благодаря сертификации у города формируется привлекательный для туристов имидж с понятной инфраструктурой. Сейчас важно работать в двух направлениях — продвигать Казань и выстроить процесс взаимодействия всех участников туристической инфраструктуры города.

Как планируете построить работу в последнем направлении?

— Наша задача — организовать диалог с участниками инфраструктуры города, и чтобы этот диалог дал конкретные результаты. Например, рестораны «варятся в собственном соку» и не понимают, что от них хочет турист. Будем устраивать встречи руководителей ресторанов и туристических компаний, проведем опрос среди туристов, которые уже приехали в Казань, чтобы понять, с какими проблемами они сталкиваются, что им нравится, а что нет.

Так, практически в каждом ресторане есть национальная кухня, но она либо запрятана глубоко в меню, либо ресторан считает наличие национальной кухни в меню определенным снижением своего уровня. Безусловно, татарская кухня — это сильный козырь Казани. Я думаю, что наша национальная кухня должна присутствовать во всех кафе и ресторанах Казани. Или можно выделить национальную кухню на отдельную страницу в меню, как это делается в других городах. Постепенно турист привыкнет к тому, что в кафе и ресторанах города всегда есть отдельная страничка с национальной кухней.

Какие направления туризма в Казани сегодня имеет смысл развивать?

— Во-первых, стоит развивать культурно-познавательный туризм. Во-вторых, туризм выходного дня, который с каждым годом набирает все больше популярности. У людей становится меньше свободного времени, но провести выходные с пользой хотят многие. Такая услуга особенно востребована среди молодежи и людей среднего возраста.

Следующий момент. В Казани можно использовать водную акваторию: в районе Казани Волга имеет широкий разлив. К тому же город необходимо развивать и в связке с другими городами республики. В наших планах — объединить туристические маршруты по Казани и другим городам республики, которые находятся в радиусе 200 км от столицы Татарстана.

Выбирают ли туристические группы маршрут «Жемчужное ожерелье Татарстана»?

— Конечно, этот бренд сегодня не сильно раскручен на российском рынке, но туристы по нему едут. Туристическая программа по маршруту длится 5−6 дней. Города, которые входят в маршрут «Жемчужное ожерелье Татарстана», предлагают номера в гостиницах по приемлемым ценам. Впрочем, сегодня туристические компании продолжают искать наиболее востребованный маршрут по Казани и Татарстану.

В 2007 году у Казани появился свой бренд (слоган+логотип) для презентации на мировом туристическом рынке. Современные маркетинговые технологии уже дали свои результаты?

— Прежний логотип был красивый, но были проблемы с его читаемостью. Поэтому сейчас мы планируем выработать новый содержательный логотип, который поможет продвинуть Казань на рынок. Тот логотип, который мы до этого использовали, дал свой результат. Его уже узнают.

В 2008 году мы объявляли конкурс на разработку логотипа, но, к сожалению, конкурс результатов не принес, потому что работы или концептуально нам не подходили, или были слабо выполнены. Сейчас работа по поиску логотипа продолжается, и к концу года мы ее завершим.

Поиск логотипа — процесс непростой. У логотипа несколько слоев восприятия. Первое — визуальное. Цветовая гамма должна людям нравиться. Второе — человек должен понимать значение и смысл цветов и фигур в логотипе. В логотипе должен заключаться элемент нашего культурного содержания.

Какой сейчас слоган у Казани на международном туристическом рынке?

— «Здесь Европа встречается с Азией». Мы проводили предварительный анализ понимания этого слогана среди российских и иностранных туристов. В результате выяснили, что понимание этого слогана есть. Все отмечают, что в Казани есть смешение двух культур, двух религий, двух народов, то есть смешение европейской и восточной культуры.

Какая роль отводится Универсиаде в развитии туристического бизнеса в Казани?

— Благодаря Универсиаде о Казани уже узнало много людей из разных стран. Вскоре в городе появится много спортивных объектов, которые будут интересны не только с точки зрения спортивных состязаний, но и с точки зрения их осмотра. Например, центральный стадион «Птичье гнездо», построенный к пекинской олимпиаде, стал культурной достопримечательностью города. На мой взгляд, гостям Казани будет интересно посмотреть Дворец шахмат и Университетскую деревню, которые собираются построить к Универсиаде.

Конечно, пока Казань не готова к большому наплыву туристов, а ведь в дни Универсиады их будет очень много. Нам хотелось бы, чтобы каждый житель Казани шел навстречу к гостям столицы Татарстана. Туристы должны чувствовать, что местное население радо их приезду. Например, даже официант и таксист должен понимать важность своей работы. Ведь от туристов зависит будущее развитие города и республики.

Программа по развитию туризма в Казани рассчитана до 2011 года. Какой станет столица Татарстана к этому времени в туристическом плане?

— Я надеюсь, что к 2011 году Казань станет городом, где будет слышна иностранная речь. Программа развития туризма направлена на продвижение Казани. Строительство инфраструктурных объектов не предусмотрено.

Нынешняя экономическая ситуация внесет существенные коррективы в намеченные планы?

— Конечно, кризис повлияет на развитие туризма в Казани. Не секрет, что финансирование программы развития туризма сокращено. Но мы постараемся найти менее затратные способы продвижения бренда Казани на туристический рынок. Один из вариантов — туристический интернет-портал о Казани. Мы будем привлекать к нему внимание.

Новости
12 Декабря 2024, 16:55

Поступления акцизов в бюджет РТ составили ₽40,2 млрд По итогам января-ноября 2024 года

Это 93,5% от плановых назначений.

За первые 11 месяцев 2024 года в консолидированный бюджет РТ поступило 40,2 млрд рублей акцизов, что составляет 93,5% от запланированных показателей. Об этом сообщает минфин региона. Из них:

акцизы на алкоголь – 3,7 млрд рублей;

акцизы, поступающие в счет компенсации потерь по движимому имуществу и средним дистиллятам – 4,6 млрд рублей;

акцизы на пиво – 13 млрд рублей;

акцизы на нефтепродукты – 18,9 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: