Данная встреча планировалась несколько месяцев. И это не удивительно, учитывая плотный график работы Президента. Но, ожидания оправдались, и наш разговор получился интересным и откровенным. Причем, опасения, что интервью будет подвергнуто цензуре, к счастью не оправдались.
Ахмет Мазгаров возглавляет Академию наук РТ с 2006 года. Доктор технических наук, профессор. Академик АН РТ, Международной Академии естественных наук Исламских стран. Заслуженный химик РТ. Награжден орденом «Знак Почета», лауреат Государственной премии РТ по науке и технике. Автор 120 патентов и изобретений, в том числе пяти патентов США и одного патента Германии. Автор первого в мире процесса демеркаптанизации нефти, внедренного в 1995 г. компанией «Chevron» (США) на Тенгизском месторождении нефти.
Академия наук Республики Татарстан осенью 2008 года отметит свое 17-летие. Насколько повысился за эти годы уровень развития фундаментальных наук в республике?
В последние 10 лет фундаментальная наука в республике стабильно развивается, особенно по сравнению с ельцинским периодом. 90- годы были для ученых тяжелые. Вот когда был настоящий застой: деятели науки стали уезжать за границу, уходить в бизнес. Объективная истина состоит в том, что создание Академии наук Татарстана в определенной степени спасло республиканскую науку от полного разрушения. Мы сохранили научные школы, в какой-то мере консолидировали ученых, оказали им моральную да и материальную поддержку. У них появился общий дом, общая идеология. За 17 лет мы сохранили все это и добились значительного прогресса. Сегодня ряд институтов Академии наук Татарстана работает на уровне институтов РАН, Москвы, Петербурга и Новосибирска.
Ученые-теоретики особо не пострадали, они, как наши великие поэты, голодают, но пишут. Так и настоящие ученые: работают, независимо от того, большая зарплата у них или маленькая. Возьмем, к примеру, гуманитарное направление. За последние несколько лет увидели свет и получили общественное признание фундаментальные издания — Татарский энциклопедический словарь на русском и татарском языках и три тома самой энциклопедии. Ученые-историки начали освещение истории татарского народа в масштабах Евразии. Издание томов 7-томной «Истории татар с древнейших времен», Атласа «Tartarica» — «История татар и народов Евразии. Республика Татарстан: вчера и сегодня», томов «Антологии татарской религиозной мысли» и др. свидетельствуют о развитии исторической науки в республике. И таких примеров много.
Конечно, у прикладной науки материальная база устарела, медленно обновляется приборный парк. Но даже на старом оборудовании, имея мощный научный фундамент, удается выдавать достижения мирового класса.
Расскажите, пожалуйста, о создании научных комплексов под эгидой Академии наук Татарстана.
Нам удалось после длительных обсуждений с Правительством республики принять решение о создании научных комплексов под руководством Академии наук. В настоящее время ведется инвентаризация всех научных институтов с целью оптимизации их работы. Разработан новый принцип научных комплексов — кластерный. Приведу пример. В Казани работал Волжско-Камский научно-исследовательский институт лесной промышленности, который был организован в 1928 году. Есть факультет лесного хозяйства и экологии в Казанском Государственном аграрном университете, Татарская лесная опытная станция Всероссийского НИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства, одна из кафедр КГТУ занимается вопросами реализации древесины. Многие печально бедствуют. Сейчас мы собираем осколки научных учреждений лесного комплекса.
Было принято решение развернуть научно-исследовательский лесной комплекс, который объединит все перечисленные учреждения. По такому же принципу планируется создание комплексов с участием Института экологии и природопользования, Института проблем информатики Академии наук РТ. Везде будут привлечены вузовские кафедры.
Какими учеными и их изобретениями может гордиться республика?
Хочу вспомнить Габдулхаева Билсура Габдулхаевича, члена-корреспондента нашей Академии, выдающего математика с мировым именем. К сожалению, недавно он ушел из жизни. Мы с ним закончили одну школу, в которой преподавал математику мой старший брат. Брат до сих пор вспоминает: уже в школе было видно, что это необычный ученик с выдающимися способностями в области математики. После окончания школы Билсур поступил в сельхозинститут. А там, к его счастью и к счастью науки, преподавал математику доцент из Казанского университета, который сказал, что его место — на мехмате университета.
Благодаря труду этого ученого и его коллег предложен высокоэффективный метод обоснования проекционных методов решения различных классов сингулярных интегральных и интегро-дифференциальных уравнений. Разработана теория наилучших полиномиальных приближений в пространствах академика С.Л.Соболева.
Можно гордиться трудом вице-президента АНТ, академика Салихова Кева Минуллиновича — конструирование отечественной модели медицинского магнитно-резонансного томографа. Казанскими учеными и производственниками изготовлено 4 томографа. Они уже установлены в лечебных учреждениях республики — в Тукаевской ЦРБ, в Набережных Челнах, клинике Казанского медицинского университета, Казанской городской больнице № 7. По своим техническим и диагностическим характеристикам томограф соответствует мировому уровню в своем классе низкополевых аппаратов. Во-первых, с точки зрения науки данное изобретение показывает высокий класс наших казанских ученых. Во-вторых, томограф нашел свою нишу на рынке. Им заинтересовался Иран, который готов приобрести один опытный прибор и наладить у себя производство.
Расскажите, пожалуйста, о достижениях казанских астрофизиков.
Я бы отметил, прежде всего, достижение ученых во главе с академиком Сахибуллиным Наилем Абдулловичем, которые создали и ввели в эксплуатацию телескоп РТТ 150 диаметром в 1,5 метра. Удачное географическое положение телескопа (установлен в Турецкой Национальной обсерватории), его современное оборудование позволило научному коллективу участвовать в крупных космических проектах, например INTEGRAL. В этом проекте задействованы многие страны Европы и США, и его научная цель — обнаружение гигантских вспышек во Вселенной.
Получилась очень хорошая международная кооперация с Турцией, Германией во главе с почетным членом нашей Академии Сюняевым Рашидом Алиевичем. Удалось открыть несколько новых галактик. Это самое крупное достижение за последние 10 лет в российской астрономической науке.
На общем собрании Академии наук РТ Вы докладывали о приоритетных направлениях развития науки в республике. Какие результаты достигнуты в нефтехимической и химической областях?
С 1 января 2009 года в России вводится новый ГОСТ на нефть, где лимитируется содержание сероводорода и меркаптанов. Половину добываемой нефти в Татарстане необходимо подвергать очистке. Учеными ВНИИУС (Волжский НИИ углеводородного сырья) и ТатНИПИнефть, работающими под научно-методическим руководством АН РТ, разработан ряд технологий очистки нефти, которые успешно испытаны.
В Иране прошли сравнительные испытания катализатора ИВКАЗ, который по активности и стабильности в 2−4 раза превосходит зарубежные аналоги. Производство ИВКАЗ по новой технологии налажено на базе ОАО «Тасма» в 2007 году. Это первая базовая установка для Технополиса «Химград» (создан на базе ОАО «Тасма»).
Академия наук Татарстана продала четыре лицензии Ирану, одну лицензию Америке. За 30 лет построено более 40 промышленных установок, практически каждый год запускаются по 3−4 установки. Заказов много. Мы выигрываем международные тендеры, без нас в мире не решается ни одна проблема очистки углеводородного сырья от меркаптанов.
Сколько научно-исследовательских институтов сегодня работает в республике?
К 1980 году в Татарстане работали 87 прикладных и научно-исследовательских институтов. Казань в советский период была одной из крупнейших научно-исследовательских и университетских центров. За прошедшее время около 30% наших институтов были закрыты.
В настоящее время, в республике работают 20 НИИ академического профиля, 28 прикладных НИИ и 14 проектных конструкторских институтов. В 13 вузах имеются научные подразделения, 5 крупных промышленных предприятий имеют свои НИИ. Кроме того, работают 17 частных предприятий, ведущих исследовательскую работу.
Численность достаточна, институтов много, но у всех одна беда — старение оборудования и старение кадров. Большинство приборов несовременны. Отрадно, что последние три года наблюдается процесс омоложения кадров.
Можно сказать о том, что выпускники вузов охотно идут работать в научно-исследовательские институты?
Вы знаете, в последние 5−6 лет такие места есть, зарплата в НИИ вполне достойная. Имеется потребность в хороших химиках, физиках, биологах. Буквально 10 лет назад этого не было. Сегодня все позади. Но, к сожалению, потеряно целое поколение хороших специалистов. За 10 лет можно наверстать упущенное, но это при очень напряженной работе.
Дело ведь не только в деньгах. Беда в том, а может быть и счастье, что ум не обладает свойством аддитивности. Сто солдат может активно копать канаву и добиться соответствующего результата. Но если сложить усилия 100 малограмотных людей, то они не достигнут результата одного умного. Нужен один выдающийся ум. Поэтому восстанавливать гораздо труднее, чем разрушать. Сегодня лишь 10% выпускников вузов способны по образованию и по складу ума успешно работать в исследовательских институтах. Талантливым ребятам место всегда есть.
Какие высшие учебные заведения республики наиболее плодовиты по части подготовки научных кадров?
Главная функция вуза — это подготовка высококвалифицированных кадров. Хотя в целом уровень образования несколько упал, по сравнению с советским периодом, некоторые вузы сохранили высокий уровень подготовки научных кадров. Прежде всего, хочется отметить Казанский государственный университет. Следующим я бы назвал Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева. Много патентов дает Казанский государственный технологический университет. Сумели сохранить научный потенциал Казанский государственный архитектурно-cтроительный университет, Казанский государственный аграрный университет. Классические вузы поддерживают свои традиции. Очень активно работает ряд кафедр. Многие ректоры названных вузов являются членами нашей Академии наук.
Насколько сегодня соответствует требованиям уровень выдаваемых патентов на изобретения?
Уровень получаемых патентов упал. Кто-то получает и по 100 патентов, но надо задать вопрос: «Кому проданы эти патенты? Где внедрены эти изобретения». Только по количеству полученных патентов нельзя судить о квалификации ученого. Это опять-таки связано с уровнем образования. К сожалению, в десятках новоявленных институтах только получают диплом, а знаний нет. Я думаю, что они являются рассадниками безграмотности, и положение в связи с этим следует исправлять.
Вот, к примеру, сейчас мы тесно сотрудничаем с Казанским авиастроительным производственным объединением им. Горбунова (КАПО). Они производят современный бомбардировщик ТУ-160. У завода есть заказы на производство десятков самолетов, есть деньги. Однако заказы они брать не могут, так как специалистов не хватает: инженеров-самолетостроителей, инженеров по автоматике, не хватает рабочих кадров. За последние 10−15 лет потеряно целое поколение готовых работать в науке и на производстве.
Как же восстановить утерянное? Какие меры надо предпринять для улучшения этой ситуации?
Мы же не в первый раз восстанавливаем. Помните, как было в период, когда Сталин руководил государством и поднимал промышленность с нуля? Он говорил, чтобы восстановить промышленность, впереди должна идти наука. Сталин не пустил выдающегося ученого Капицу в Англию. Это был правильный шаг с его стороны. Кстати, об этом у Капицы, великого ученого и инженера, есть целая книга воспоминаний, письма. Он великолепно писал.
Сталин знал: чтобы поднять науку, нужно внимание правительства, общества. Причем деньги стояли на втором месте. В 60-е годы сама роль ученого-ядерщика, физика, теоретика была очень почетной. Всем профессорам подняли зарплату, она была выше, чем у секретаря райкома. Когда возникла проблема создания ядерно-ракетного щита страны и освоения космоса, то сначала неограниченные права и финансы были даны академику С.П.Королеву, а президентом АН СССР избрали академика М.В.Келдыша. Выдающиеся результаты этих времен мы все хорошо помним.
А сейчас все перевернули… Ученый получает как сторож в банке. Нельзя так делать. Талантливые ребята они ведь во всем талантливы. Если он хороший инженер, то он любое дело сделает хорошо. Вот и уходят ребята в бизнес, где много платят.
Как Вы считаете, труд ученых достойно оценивается?
Недавно в журнале «Газовая промышленность» была опубликована картина оплаты и диаграмма желаемого жизненного уровня ученых. Зарплата профессора должна быть 100 000 рублей. Он должен жить в коттедже и иметь лимузин. Тогда он будет настоящим профессором. Аспирант должен получать не менее 30 000, у него есть маленькая квартира и мотоцикл. Студент должен получать стипендию в 10 000 рублей. Если студент начинает подрабатывать, то он получает слабые знания. Сейчас многие студенты подрабатывают. У них нет сил и времени на учебу. А чтобы осилить современную физику, химию, математику, надо только о ней и думать.
В 60-х годах, когда я учился, у меня была стипендия 42 рубля 50 копеек. И этого нам хватало на жизнь. Мы только учились и жили на стипендию. В день тратили один рубль на питание, еще хватало на развлечения. Получались выдающиеся инженеры.
Если бы Вам пришлось писать свою автобиографию, чтобы Вы написали о своих положительных качествах?
Я люблю работать и доводить дело до конца. Никогда не останавливаюсь на полпути. С 3-го курса института получал повышенную стипендию. На заводе был самым молодым начальником цеха. Всегда занимался спортом. В институте (КХТИ), в аспирантуре (МХТИ) входил в сборную по лыжам, а позднее на заводе стал общественным тренером заводской команды.
Что вы считаете своим недостатком?
Слабая компьютерная подготовка. Компьютерами начали активно пользоваться, когда зрение уже стало меня подводить. Для пользы дела, для научных исследований и углубления своих знаний сегодня крайне необходимы компьютеры. Но считаю, что в интернете много лишнего. У нас удивительный народ. Любое здоровое начинание порой доводится до абсурда. Так и с интернетом, и с мобильным телефоном.
Еще бы отметил недостаточное знание иностранных языков. Я знаю немецкий и английский, удается поддержать разговор в течение нескольких часов, но основательно языки так и не изучил.
2008 год объявлен годом семьи. Какие семейные ценности привили Вам Ваши родители?
Главной книгой в нашем голодном доме был Коран. Нищета была жуткая, дома кушать было нечего, но Коран находился на самом почетном месте. Мой отец с отличием закончил Кышкарское медресе, в котором учился отец Габдуллы Тукая. Он говорил на 5 языках. За то, что он не отрекся от веры, его два раза сажали в тюрьму. Он говорил, что строй, который разрушает церкви и мечети, не имеет будущего, долго не проживет.
Мой брат работал учителем физики. У него была внутренняя тяга к решению сложных задач, это ему доставляло удовольствие. Я часами сидел около него и решал задачи по физике из задачника Знаменского. В семье было четкое направление на науку.
Уважение друг к другу, к старшим, стремление к знаниям, желание все доводить до конца — все это привили мне мои близкие. У нас и сейчас дома постоянно ведутся научные разговоры. Моя жена — доцент КГТУ, кандидат наук. В нашем доме бывают ученые и инженеры из многих стран (США, Иран, Англия, Германия и др.) и, как правило, все разговоры сводятся к проблемам развития науки. Семейные традиции очень важны.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: