Фарид Бикчантаев: «Отличительная черта татарского театра — его доступность»

В 2007 году Татарский государственный Академический театр имени Галиаскара Камала отпраздновал столетний юбилей. Для главного режиссера театра Фарида Бикчантаева год стал втройне юбилейным — ему исполнилось 45 лет, и пять лет, как Фарид Рафкатович работает в должности главного режиссера театра.

Фарид Бикчантаев родился 21 мая 1962 года в Казани. Окончил Государственный институт театрального искусства им. Луначарского (1991 г.).

В 1980-х гг. — в актерской труппе ТГАТ им. Г. Камала.
С 1990 года преподает в Казанской государственной академии искусств.
С 1991 года является режиссером-постановщиком Татарского государственного академического театра имени Г. Камала.
С 2002 года — главный режиссер Татарского государственного академического театра имени Г. Камала.

Заслуженный деятель искусств РТ.
Лауреат Государственной премии РТ им. Г. Тукая.

Женат, имеет сына.

У Вас за плечами большое количество театральных постановок, опыт работы в кино. Исходя из своего опыта, можете ли вы назвать качества, необходимые в профессии режиссера?

Знаете, есть немалое различие между профессиями режиссера и главного режиссера. Для меня переход из одной «роли» в другую был непростым. Должность главного режиссера предполагает не только творческую, но и организационную работу, и речь идет об организации не спектакля, а работы всего театра.

Когда я был режиссером, одной из главных задач было налаживание и регулирование отношений между актерами, занятыми в спектакле, результатом работы должно было стать их слаженное взаимодействие в постановке. Это в большой степени работа души. Теперь, когда я стал главным режиссером, порой приходится действовать жестко, иногда даже грубо.

Как Вы решили связать свою жизнь с театром, что повлияло на Ваш выбор?

Это произошло естественно, без какого-либо внешнего указания. Я и сам порой задумываюсь, почему я стал театральным деятелем, но не нахожу рационального ответа. Можно сказать — так на роду написано. Теперь невозможно узнать, могла ли судьба сложиться иначе, смог бы я состояться в другой профессии. Знаю только, что профессия давно стала частью меня самого.

У Вас растет сын. Он уже снялся вместе с Вами в полнометражном фильме «Куктау». Видите ли Вы его творческим человеком?

Творческий потенциал в нем есть — это несомненно. Юсуф по складу ума гуманитарий, в нем интуитивное начало преобладает над рациональным. Не знаю, свяжет ли он свою жизнь с театром, но на данный момент он сыграл несколько ролей, попробовал себя в театре и кино, а значит, имеет некоторое представление об этих сферах.

Вы даете ему советы, направляете его творческое развитие?

Нет, он сам видит, слышит, наблюдает и принимает решения.

Татарский театр им. Галиаскара Камала известен не только в республике, но и в России, в странах ближнего и дальнего зарубежья, коллектив театра часто бывает на гастролях. Какие особенности, на Ваш взгляд, присущи именно татарскому театру?

По-моему, отличительная черта татарского театра — его доступность. Открытость, легкость — все это подкупает. Мы были в Лондоне и актеров пригласили на фотосессию. Я не знал, каким образом нужно организовывать фотосессию и сказал актерам: «Играйте!». И они начали играть. В течение 45 минут длилась фотосессия, а когда она завершилась, журналисты и фотографы дружно восхищались легкостью и раскованностью игры наших артистов. А актеры скромно сели, и нельзя было в них узнать тех бесшабашных «фотомоделей», какими они предстали перед объективами. Когда наш театр играет, то чувствуется открытость зрителю — сцена и зал не разделены никакой «стеной», и зрителям доступны эмоции и идеи, составляющие суть спектакля.

В труппе театра немало молодых актеров. Это позитивно влияет на работу театра в целом?

Конечно, это хорошо, ведь театр — это не музей. Молодые актеры привносят совсем другие ритмы, стиль, свойственный современному миру. Пополнение труппы идет постоянно. С 1990 года в течение пяти лет мы обучали экспериментальный курс студентов в Институте культуры. Из 12 человек этого выпуска к нам в театр пришли работать десять. Сейчас заканчивает курс еще одна группа, на которую мы также возлагаем надежды. Так что, можно сказать, мы сами куем свои кадры.

В сентябре в Казани состоялся III международный фестиваль мусульманского кино «Золотой Минбар». На Ваш взгляд, перспективы развития татарстанского кинематографа внушают оптимизм?

К сожалению, мне не удалось побывать на фестивале «Золотой минбар», в дни его проведения мы были на гастролях в Уфе. С одной стороны складывается парадоксальная ситуация — кинофестиваль проходит на территории, где кинематографа почти нет, где он только начинает зарождаться. Благодаря этому достигается своего рода внешний, беспристрастный взгляд на кинематограф.

Татарстанский полнометражный фильм «Куктау», в котором Вы снимались, был удостоен нескольких премий российского масштаба, в том числе специального приза гильдии кинопродюсеров на XVI открытом российском кинофестивале «Кинотавр». Не хотите попробовать себя в новой роли?

После того, как я снялся в фильме «Куктау», мне предлагали сниматься в других картинах и самому попробовать снимать кино. Но я очень серьезно отношусь к кинематографическому искусству и считаю, что браться нужно лишь за то, в чем уверен. Для того, чтобы снимать кино, необходимы квалифицированные кадры — не только актеры, но и операторы, звукорежиссеры, необходимы профессиональные студии, и самое главное, финансирование.

Ваша любимая театральная постановка?

Могу ответить известным утверждением — самый любимый спектакль — тот, который я еще не поставил, но очень хочу поставить. Но, конечно, есть и среди «сбывшихся» постановок те, что оставили особый след. После того, как спектакль сделан, остаются важные навыки.

Что ждет зрителей театра в этом сезоне?

К нам приедут гости — колумбиец Алехандро Гонзалес, работающий в Испании, привезет свои спектакли. Также в Казань приедет с гастролями Шведский музыкальный театр. А вообще в 2007 году мы уделяем основное внимание современной татарской драматургии. В новом сезоне зрители увидят много премьер.

Новости
27 Апреля 2024, 19:42

За выезд на красный в Казани оштрафовали более 200 водителей Во время рейда с 11 по 25 апреля

Еще 935 водителей — за нарушение требований дорожного знака «Стоп-линия».

С 11 по 25 апреля 2024 года в Казани проходило профилактическое мероприятие «Светофор», целью которого было предупреждение нарушений правил проезда на красный свет со стороны водителей. Об этом сообщила Алия Валиева, представитель отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Управления МВД России по Казани.

В ходе оперативно-профилактического мероприятия с 11 по 25 апреля к ответственности привлекли 204 водителя за проезд на красный свет и 935 водителей за нарушение требований знака «Стоп-линия».

Напомним, в Татарстане с начала года в ДТП погибли 85 человек, еще 859 получили ранения.

Что нового в мае 2024  10:17

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: