Женщина-дирижер

Имя Анны Гулишамбаровой вспыхнуло несколько лет назад на музыкальном горизонте Казани вместе с появлением оркестра Новой музыки. И первая в Татарстане женщина-симфонический дирижёр сразу привлекла всеобщее внимание. Яркая внешность, уверенная рука и огромная творческая энергия покорили зрителей — посетителей концертов симфонической музыки.

Анна, первый вопрос Вам, как обладательнице так называемой мужской профессии. Вы — симфонический дирижёр, руководите собственным оркестром. Интересно, почему, проработав 11 лет в партии скрипок в Филармонии, выбрали более суровый путь в музыке?

— Знаете, я не согласна с самой формулировкой «мужская профессия». Не считаю, что приоритет мужчин здесь полный и безоговорочный. Я, например, не понимаю, почему женщины могут класть рельсы, мешать бетон, дороги асфальтировать и при этом не могут дирижировать! Есть какие-то противопоказания к профессии? Недостаточная физическая сила? Что касается ума, то здесь нет ограничений, говорю это, кстати, из женской солидарности, считаю, что именно по этому признаку женщины мужчинам никогда не уступали.

Профессия симфонического дирижёра — сложная, и сейчас одинаково много дирижёров как категории «не очень», так и по-настоящему хороших. А я стала дирижёром, когда появился Оркестр Новой Музыки, который организовала мэрия Казани. Меня назначили его художественным руководителем. Тогда мне и пришлось всерьёз учиться дирижированию, чему способствовала Альфия Тутаева, занимавшая в то время должность начальника управления культуры. Она меня отправила получать второе образование в Казанской консерватории. Не могу сказать, что я полностью всему научилась в профессии, мне кажется, я в самом начале этого долгого пути.

Сейчас Вы возглавляете оркестр, но продолжаете концертировать и как первая скрипка струнного квартета. Немного об этой стороне Вашего творчества — исполнительской.

— Мне кажется, что хорошо заниматься можно только каким-то одним делом. Скрипке, постоянным индивидуальным занятиям на инструменте нужно уделять огромное количество времени! Не могу сказать, что я сейчас в такой же форме, как была раньше. Но с шести лет я училась, сейчас мне тридцать, значит, 24 года я отдала инструменту. И если бы я занималась только дирижированием, мне не хватало бы моей скрипки. К тому же, инструмент помогает мне не забывать профессию оркестранта, стоя за дирижёрским пультом. Не забывать, какой это труд. Я благодарна своему квартету за то, что у меня есть возможность постоянно играть. С квартетом у нас громадное количество концертов и в Татарстане, и за рубежом.

Каков репертуар квартета? Что вы исполняете? Только классику, или всё же позволяете себе другие стили?

— Мы часто выезжаем за рубеж в составе правительственных делегаций Республики Татарстан, и поэтому основа нашего репертуара — национальная, профессиональная татарская музыка. Конечно, без классики нельзя, есть и лёгкие джазовые обработки, но всё же приоритет — татарская национальная музыка. Мы её исполняем и представляем с гордостью везде, где бываем. На фоне презентаций экономических достижений Татарстана наша национальная музыка вызывает не меньший интерес.

Все знают, что музыканты очень много времени отдают искусству в своей жизни. А чем ещё Вы занимаетесь? Как проходят Ваши минуты отдыха?

— Звучит банально, но свободного времени у меня нет. Смотрю на себя со стороны и понимаю, что я — скучная особа, у которой нет даже хобби! После работы я дома, в семье. Можно только предположить, что бы я делала в свободное время. А в принципе, сейчас бы я свободное время уделяла спорту. В школе серьёзно занималась фигурным катанием, у нас был спортивный класс. И теперь считаю, чтобы нормально работать, нужно находить время для спорта. Это пока моё упущение, надеюсь, что соберусь. Ну и конечно, чувствую недостаток общения в семье. Мой муж также много работает, и поэтому он меня терпит. Мы оба оказываемся дома лишь поздно вечером.

Вернёмся немного к детству и фигурному катанию. В какой школе вы учились?

— Я родилась и выросла в Самаре, училась в обычной средней школе, но со спортивным уклоном. Вспоминаю: семь утра, у меня в руке скрипка, на плече — коньки и громадное количество учебников в ранце на спине. И, кстати, к разговору о свободном времени. Как только оно у меня появляется, так я начинаю меньше успевать. Чем больше ставится задач, тем с большим количеством их я справляюсь. Вот сейчас думаю, не повесить ли мне на себя экстренно изучение английского. Минимальный запас у меня есть, но этого мало, мне хочется хорошо говорить. Ещё я наконец-то освоила вождение машины, совсем недавно, и к тому же считаю первостепенным освоение компьютера.

О каких крупных музыкальных проектах Вы мечтаете, к чему стремитесь? О ближайших планах не спрашиваю, хотя всё это очень интересно.

— О планах говорить бы не хотелось. Из разных профессиональных суеверных соображений. Большое количество дирижёрской практики — вот что сейчас для меня главное. Возможность постоянно выходить к оркестру — это, пожалуй, основное условие успешной реализации творческих амбиций. Многие из современных студентов факультета оперно-симфонического дирижирования такой возможности не имеют, и это большая проблема. У меня восемь часов в день практики — сначала симфонический оркестр филармонии, потом мой камерный оркестр. Между репетициями — перерыв полчаса. Мне бы хотелось немного остановиться и получить больше знаний. Послушать побольше оркестров, московских и питерских, походить на мастер-классы. В этом году я заканчиваю консерваторию как дирижёр, и хотелось бы продолжить обучение в аспирантуре. Сейчас я должна заложить базу, которая дальше будет мне помогать. Поэтому я не гонюсь за количеством концертов.

Многое в карьере музыканта зависит от учителя, наставника. Расскажите о своём Маэстро, человеке, который учит Вас дирижировать.

— Да, действительно, в жизни каждого человека есть люди, влияние которых определяет его судьбу. Для меня встреча с Фуатом Шакировичем Мансуровым, моим педагогом, стала событием на всю жизнь. Помню, как я нагло пришла и попросилась к нему учиться. Он, конечно, отнёсся к этому очень скептически. Женщина-дирижёр — это явление и сейчас у многих вызывает улыбку, я надеюсь, что когда-нибудь мы преодолеем этот барьер. И вот пятый год я — ученица Маэстро. Самой большой похвалой для меня были его слова о том, что в моём дирижировании стала заметна его манера. Для меня этот человек — Всё. Я хочу дирижировать так, как он, для меня Фуат Шакирович — эталон личности и музыканта, хочу быть на него похожей как профессионал. Не верю, что смогу когда-нибудь приблизиться к нему, но он всё делает для этого.

То есть скепсис Мансурова, который был в начале Вашего обучения, преодолён?

— Я ни в коем случае не пыталась искусственно преодолеть этот скепсис, прекрасно понимая, что он имеет место быть. Но когда на второй год обучения Фуат Шакирович отправил меня сначала в Ульяновскую филармонию, а потом в Самарскую готовить его концертные программы и называл гордо своим ассистентом, для меня это было очень важно. И сейчас его профессиональное доверие для меня — главное. Он стал постепенно относиться ко мне не как к женщине-дирижёру, а как к начинающему, но дирижёру.

Наступила эпоха Водолея, и женщины во всех сферах жизни должны занять ведущие позиции. Как Вы относитесь к таким прогнозам?

— Знаете, это очень сложный вопрос. Я по своей сути не борец. Я не считаю, что женщина должна соревноваться во всём с мужчиной. Это неправильно. Мне абсолютно чужды феминистские взгляды. И в семье я хозяйка, но глава семьи — муж. Для меня приоритет мужчины естественен. Но в таких прогнозах, о которых Вы говорите, и мужчины играют роль. Они помогают женщинам брать бразды правления в свои руки, мягко отказываются от ответственности. Не знаю, почему. То ли им всё равно, то ли хотят посмотреть, что дальше будет. Этот процесс мне неприятен и непонятен. Я считаю, что рядом с женщиной должен быть сильный мужчина не только в каждой семье, но и в обществе.

Расскажите немного о своей семье. Когда Вы на сцене, кажется, что и муж где-то рядом. Он музыкант?

— Мой муж совершенно не публичный человек. У него медицинское и юридическое образование, он занимается предпринимательской деятельностью, и в профессиональной сфере у нас нет никаких точек соприкосновения. Мне кажется, это хорошо. Мы сейчас уже восьмой год вместе, и, я думаю, если бы мы работали в одной сфере, занимались бы одним делом, мне было бы сложнее. Два творческих человека в семье — это, на мой взгляд, многовато, хотя есть очень много счастливых примеров. Главное не в этом. Нужно просто любить друг друга и уважать.

Наверняка у Вас есть поклонники среди зрителей, среди музыкантов. Как Вы к этому относитесь?

— Спасибо за комплимент, но очень сложно и невозможно — рассказать о себе красивой. Я к своей внешности и поклонникам отношусь спокойно. Всё же, мне кажется, красота женщины — не во внешности, а в целом комплексе качеств. С банальной истиной «Не в этом счастье», я согласна. Мне приятно внимание поклонников, которые, конечно же, есть. Они — часть моей жизни, но есть ценности гораздо более важные.

Новости
02 Января 2025, 16:53

В новогоднюю ночь в Татарстане на свет появилось 66 детей

Первый в 2025 году ребенок в республике родился в Перинатальном центре горбольницы № 7 Казани.

В новогоднюю ночь в на территории РТ на свет появилось 66 детей, сообщает пресс-служба Министерства здравоохранения Татарстана. Первым ребенком минувшего года в республике стал мальчик, родившийся в Перинатальном центре городской больницы № 7 Казани. Его вес составил 3,48 кг, а рост — 54 см. Врачи оценивают состояние здоровья новорожденного как хорошее.

Ранее сообщалось, что за январь-ноябрь прошлого года в руьспублике родилось более 32 тыс. детей. Мальчиков среди новорожденных больше — 16,8 тыс., а девочек — 15, тыс. Напомним, что также более 4,8 тыс. семей из Татарстана использовали материнский капитал для оплаты обучения детей. Инвестиции на эти цели составили свыше 357,8 млн рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: