Анна, первый вопрос Вам, как обладательнице так называемой мужской профессии. Вы — симфонический дирижёр, руководите собственным оркестром. Интересно, почему, проработав 11 лет в партии скрипок в Филармонии, выбрали более суровый путь в музыке?
— Знаете, я не согласна с самой формулировкой «мужская профессия». Не считаю, что приоритет мужчин здесь полный и безоговорочный. Я, например, не понимаю, почему женщины могут класть рельсы, мешать бетон, дороги асфальтировать и при этом не могут дирижировать! Есть какие-то противопоказания к профессии? Недостаточная физическая сила? Что касается ума, то здесь нет ограничений, говорю это, кстати, из женской солидарности, считаю, что именно по этому признаку женщины мужчинам никогда не уступали.
Профессия симфонического дирижёра — сложная, и сейчас одинаково много дирижёров как категории «не очень», так и по-настоящему хороших. А я стала дирижёром, когда появился Оркестр Новой Музыки, который организовала мэрия Казани. Меня назначили его художественным руководителем. Тогда мне и пришлось всерьёз учиться дирижированию, чему способствовала Альфия Тутаева, занимавшая в то время должность начальника управления культуры. Она меня отправила получать второе образование в Казанской консерватории. Не могу сказать, что я полностью всему научилась в профессии, мне кажется, я в самом начале этого долгого пути.
Сейчас Вы возглавляете оркестр, но продолжаете концертировать и как первая скрипка струнного квартета. Немного об этой стороне Вашего творчества — исполнительской.
— Мне кажется, что хорошо заниматься можно только каким-то одним делом. Скрипке, постоянным индивидуальным занятиям на инструменте нужно уделять огромное количество времени! Не могу сказать, что я сейчас в такой же форме, как была раньше. Но с шести лет я училась, сейчас мне тридцать, значит, 24 года я отдала инструменту. И если бы я занималась только дирижированием, мне не хватало бы моей скрипки. К тому же, инструмент помогает мне не забывать профессию оркестранта, стоя за дирижёрским пультом. Не забывать, какой это труд. Я благодарна своему квартету за то, что у меня есть возможность постоянно играть. С квартетом у нас громадное количество концертов и в Татарстане, и за рубежом.
Каков репертуар квартета? Что вы исполняете? Только классику, или всё же позволяете себе другие стили?
— Мы часто выезжаем за рубеж в составе правительственных делегаций Республики Татарстан, и поэтому основа нашего репертуара — национальная, профессиональная татарская музыка. Конечно, без классики нельзя, есть и лёгкие джазовые обработки, но всё же приоритет — татарская национальная музыка. Мы её исполняем и представляем с гордостью везде, где бываем. На фоне презентаций экономических достижений Татарстана наша национальная музыка вызывает не меньший интерес.
Все знают, что музыканты очень много времени отдают искусству в своей жизни. А чем ещё Вы занимаетесь? Как проходят Ваши минуты отдыха?
— Звучит банально, но свободного времени у меня нет. Смотрю на себя со стороны и понимаю, что я — скучная особа, у которой нет даже хобби! После работы я дома, в семье. Можно только предположить, что бы я делала в свободное время. А в принципе, сейчас бы я свободное время уделяла спорту. В школе серьёзно занималась фигурным катанием, у нас был спортивный класс. И теперь считаю, чтобы нормально работать, нужно находить время для спорта. Это пока моё упущение, надеюсь, что соберусь. Ну и конечно, чувствую недостаток общения в семье. Мой муж также много работает, и поэтому он меня терпит. Мы оба оказываемся дома лишь поздно вечером.
Вернёмся немного к детству и фигурному катанию. В какой школе вы учились?
— Я родилась и выросла в Самаре, училась в обычной средней школе, но со спортивным уклоном. Вспоминаю: семь утра, у меня в руке скрипка, на плече — коньки и громадное количество учебников в ранце на спине. И, кстати, к разговору о свободном времени. Как только оно у меня появляется, так я начинаю меньше успевать. Чем больше ставится задач, тем с большим количеством их я справляюсь. Вот сейчас думаю, не повесить ли мне на себя экстренно изучение английского. Минимальный запас у меня есть, но этого мало, мне хочется хорошо говорить. Ещё я наконец-то освоила вождение машины, совсем недавно, и к тому же считаю первостепенным освоение компьютера.
О каких крупных музыкальных проектах Вы мечтаете, к чему стремитесь? О ближайших планах не спрашиваю, хотя всё это очень интересно.
— О планах говорить бы не хотелось. Из разных профессиональных суеверных соображений. Большое количество дирижёрской практики — вот что сейчас для меня главное. Возможность постоянно выходить к оркестру — это, пожалуй, основное условие успешной реализации творческих амбиций. Многие из современных студентов факультета оперно-симфонического дирижирования такой возможности не имеют, и это большая проблема. У меня восемь часов в день практики — сначала симфонический оркестр филармонии, потом мой камерный оркестр. Между репетициями — перерыв полчаса. Мне бы хотелось немного остановиться и получить больше знаний. Послушать побольше оркестров, московских и питерских, походить на мастер-классы. В этом году я заканчиваю консерваторию как дирижёр, и хотелось бы продолжить обучение в аспирантуре. Сейчас я должна заложить базу, которая дальше будет мне помогать. Поэтому я не гонюсь за количеством концертов.
Многое в карьере музыканта зависит от учителя, наставника. Расскажите о своём Маэстро, человеке, который учит Вас дирижировать.
— Да, действительно, в жизни каждого человека есть люди, влияние которых определяет его судьбу. Для меня встреча с Фуатом Шакировичем Мансуровым, моим педагогом, стала событием на всю жизнь. Помню, как я нагло пришла и попросилась к нему учиться. Он, конечно, отнёсся к этому очень скептически. Женщина-дирижёр — это явление и сейчас у многих вызывает улыбку, я надеюсь, что когда-нибудь мы преодолеем этот барьер. И вот пятый год я — ученица Маэстро. Самой большой похвалой для меня были его слова о том, что в моём дирижировании стала заметна его манера. Для меня этот человек — Всё. Я хочу дирижировать так, как он, для меня Фуат Шакирович — эталон личности и музыканта, хочу быть на него похожей как профессионал. Не верю, что смогу когда-нибудь приблизиться к нему, но он всё делает для этого.
То есть скепсис Мансурова, который был в начале Вашего обучения, преодолён?
— Я ни в коем случае не пыталась искусственно преодолеть этот скепсис, прекрасно понимая, что он имеет место быть. Но когда на второй год обучения Фуат Шакирович отправил меня сначала в Ульяновскую филармонию, а потом в Самарскую готовить его концертные программы и называл гордо своим ассистентом, для меня это было очень важно. И сейчас его профессиональное доверие для меня — главное. Он стал постепенно относиться ко мне не как к женщине-дирижёру, а как к начинающему, но дирижёру.
Наступила эпоха Водолея, и женщины во всех сферах жизни должны занять ведущие позиции. Как Вы относитесь к таким прогнозам?
— Знаете, это очень сложный вопрос. Я по своей сути не борец. Я не считаю, что женщина должна соревноваться во всём с мужчиной. Это неправильно. Мне абсолютно чужды феминистские взгляды. И в семье я хозяйка, но глава семьи — муж. Для меня приоритет мужчины естественен. Но в таких прогнозах, о которых Вы говорите, и мужчины играют роль. Они помогают женщинам брать бразды правления в свои руки, мягко отказываются от ответственности. Не знаю, почему. То ли им всё равно, то ли хотят посмотреть, что дальше будет. Этот процесс мне неприятен и непонятен. Я считаю, что рядом с женщиной должен быть сильный мужчина не только в каждой семье, но и в обществе.
Расскажите немного о своей семье. Когда Вы на сцене, кажется, что и муж где-то рядом. Он музыкант?
— Мой муж совершенно не публичный человек. У него медицинское и юридическое образование, он занимается предпринимательской деятельностью, и в профессиональной сфере у нас нет никаких точек соприкосновения. Мне кажется, это хорошо. Мы сейчас уже восьмой год вместе, и, я думаю, если бы мы работали в одной сфере, занимались бы одним делом, мне было бы сложнее. Два творческих человека в семье — это, на мой взгляд, многовато, хотя есть очень много счастливых примеров. Главное не в этом. Нужно просто любить друг друга и уважать.
Наверняка у Вас есть поклонники среди зрителей, среди музыкантов. Как Вы к этому относитесь?
— Спасибо за комплимент, но очень сложно и невозможно — рассказать о себе красивой. Я к своей внешности и поклонникам отношусь спокойно. Всё же, мне кажется, красота женщины — не во внешности, а в целом комплексе качеств. С банальной истиной «Не в этом счастье», я согласна. Мне приятно внимание поклонников, которые, конечно же, есть. Они — часть моей жизни, но есть ценности гораздо более важные.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: