Андрей Николаевич, в последние годы многие производители и потребители стали осознавать, что качество не только продукции и услуги, но и управления производством — это будущее общества, залог его развития…
И в развитие этого тезиса я могу добавить, что стандарты современного менеджмента предъявляют требования не к качеству продукции напрямую, а к системе организации управления производством, которое призвано обеспечить предсказуемый и стабильный уровень качества продукции.
В последние годы слово «качество» приобрело новый — качественный — оттенок. Сегодня проблемам качества уделяется особое внимание. Производители конкурируют именно качеством друг с другом. Какие изменения ожидают менеджмент качества в будущем?
С моей точки зрения, качество — субъективная категория, присуща конкретным людям, но если мы говорим о качестве менеджмента, то это, в первую очередь, удовлетворение потребностей тех людей, которые покупают и пользуются товарами и услугами. Но это не только удовлетворение, а предвосхищение потребительских ожиданий. Если говорить о качестве — эта категория не только субъективная, но и нравственная. Я, как руководитель, понимаю, что успех организации зависит от мотивации, но также он зависит от тех людей, которые, работая, должны обладать высокой нравственностью. Высоконравственный человек никогда не сделает другому плохо, даже в ущерб своему материальному положению. XXI век провозглашен веком качества — значит, мы должны становиться более нравственными. Нравственный человек не может плохо относиться к тем функциям, которые на него возложены.
Как можно улучшить систему организации управления деятельностью предприятием? И можно ли вообще?
Улучшить деятельность любого предприятия возможно — это во многом зависит от понимания всем коллективом тех задач, которые перед ними стоят. И если не на 100%, то на 70% это зависит от топ-менеджеров, которые смогли понять эти задачи. Есть интересное наблюдение. Когда я разговариваю с руководителями крупных организаций, то часто спрашиваю: «Что важно для вашей компании?». Они говорят: «Получение прибыли.» На вопрос «Что важнее прибыли?», они отвечают: «Получение сверхприбыли». А на вопрос о том, что для них важнее сверхприбыли, наблюдается ступор. Потому что важнее сверхприбыли — источник прибыли, то есть потребители, которые покупают товары, пользуются услугами, и поэтому вся деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителя, приводит к успеху. Именно на этом построен весь бизнес. Западные конкуренты поняли это давно, потому и хорошо прижились на отечественном рынке. Выше прибыли только честь! Так всегда считали российские купцы и промышленники, прославляя Россию, занимаясь меценатством и благотворительностью.
Но, с другой стороны, вложив деньги во внедрение и сертификацию системы менеджмента качества, многие руководители ожидают сиюминутный эффект и, не получив его сейчас же, начинают разочаровываться. А наиболее дальновидные анализируют, выявляют ошибки. Систему мало создать, она должна работать, что очень непросто. Но если она заработала — эффект будет и надолго. Но главное здесь — психология. В одной статье я прочитал остроумное высказывание, что экономика состоит из математики пополам с психологией, а экономика качества — в особенности.
Какова история создания Поволжского центра качества?
Деятельность группы компаний «Поволжский центр качества» началась с Некоммерческого партнерства «Поволжский центр качества» (ПЦК), которое было создано по инициативе Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии для реализации республиканской целевой программы «Качество» в Республике Татарстан.
Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан
Решением Совета по присуждению премий Правительства Республики Татарстан за качество
Работая с 2000 года в должности начальника отдела аттестации и сертификации систем управления Министерства экономики и промышленности, я ежедневно сталкивался с внутренними проблемами совершенствования систем управления промышленными предприятиями.
В тот период в республике были ряд крупных и известных не только в России, но и за рубежом предприятий, которые, тем не менее, с трудом удерживали свою долю рынка. Были и предприятия, только начинающие выходить из фазы антикризисного управления, хотя они и выпускали продукцию, востребованную рынком.
Топ-менеджмент таких предприятий неправильно строил рыночную стратегию и тактику, не умел грамотно распорядиться своими внутренними ресурсами, что фактически сдерживало развитие таких предприятий, балансировавших на грани банкротства. Понятно, что необходимо срочно уходить от устаревших систем управления предприятиями и переходить на более современные, решая эти проблемы комплексно.
С интеграцией России в единое экономическое пространство появился первый опыт внедрения на российских предприятиях систем менеджмента качества (СМК) по требованиям, уже оправдавших себя на практике, международным стандартам серии ISO 9000.
Было внесено в Кабинет Министров республики предложение о создании организации, которая бы координировала весь комплекс работ по созданию механизма повышения качества продукции и услуг предприятий республики, в том числе и за счет внедрения СМК. Так в 2003 году было организовано НП «Поволжский центр качества».
Первые проблемы и задачи, которые Вам доверили разрешить ?
В первую очередь, была начата работа по организации Республиканского конкурса на соискание премий Правительства Республики Татарстан за качество. Первый опыт Конкурса еще раз подтвердил, что разовыми мероприятиями на самих предприятиях проблемы повышения конкурентоспособности продукции не решить. Необходимо эту работу ставить на системную основу. А такими являются системы управления предприятиями ISO серии 9000 и другие интегрируемые с ними стандарты.
Эти работы на себя взяло НП «Поволжский центр качества». Подготовлены специалисты-эксперты, получена аккредитация на право внедрения СМК в системах ГОСТ Р, Оборонсертификат, Военный регистр, Русский Регистр, международной сети IQNET.
Интересен зарубежный опыт в области сертификации систем управления — там уважающая себя фирма не выйдет на рынок, пока не внедрит современные системы управления.
Внедрение таких систем управления должно проводится в комплексе, чем и занимается группа компаний «Поволжский центр качества», в которую входят НП «Поволжский центр качества», Казанский филиал Академии стандартизации, метрологии и сертификации Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии, ООО «Русский регистр -Поволжье», Региональное представительство «Поволжского клуба качества». Для расширения сферы сертификации СМК было организовано ООО «Русский Регистр-Поволжье», который стал членом Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» (г. Санкт-Петербург).
АС «Русский Регистр» имеет уникальный набор российских и международных аккредитаций, и клиенты этой Ассоциации могут без дополнительной проверки получить сертификат любого из членов Международной сети сертификации (IQNET), а это 38 органов в 34 странах.
Ясно, что основой всех мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции и услуг татарстанских предприятий и организаций путем внедрения СМК и других аналогичных систем является переподготовка кадров руководителей и специалистов предприятий. Исходя из этого, руководство Министерства экономики и промышленности республики рекомендовало меня на должность директора Казанского филиала Академии стандартизации, метрологии и сертификации Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии.
В Казанском филиале академии стандартизации, метрологии и сертификации Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии, работающего совместно с НП «Поволжский центр качества», идет процесс обучения, ведутся курсы повышения квалификации. Насколько может быть успешен процесс обучения, если человек пришел просто «отдохнуть» от работы?
Здесь очень много зависит от того, кто читает лекции. И действительно, сразу заметно тех, кто решил просто отсидеть, но сразу видно, как меняются люди, когда даешь интересный материал, а особенно тот, который ему может пригодиться. Но я должен, к сожалению, отметить, что мало российских компаний тратят деньги на обучение и переобучение своих сотрудников. А ведь технологический прогресс семимильными шагами выходит вперед, и человек, закончивший вуз, имеет знания, которые необходимо обновлять.
Какие предметы в рамках работы академии преподаются?
В настоящий момент в академии четыре кафедры. Переподготовку проходят люди, связанные с метрологией, проверкой качества. Есть кафедры метрологии, системы менеджмента качества, экологического менеджмента и менеджмента профессиональной безопасности, кафедра госзаказа.
ГК «Поволжский центр качества» выполняет взаимосвязанный комплекс работ, начиная с переподготовки специалистов предприятий и заканчивая внедрением систем управления, сертификацией и сертификационным сопровождением.
Какие услуги сегодня оказывает ГК «Поволжский центр качества»?
Основные направления деятельности группы компаний:
- реализация государственной политики Республики Татарстан в области качества;
- оказание образовательных услуг;
- оказание консалтинговых услуг по внедрению на предприятиях международных стандартов управления в соответствии с требованиями ISO 9000, ISO 14 001, OHSAS 18 001 и др.;
- сертификация на соответствие требованиям международных стандартов ISO 9000, ISO 14 001, OHSAS 18 001, HACCP/ISO 22 000, ISO/TS 16 949 и др.;
- сертификация персонала (НП «Поволжский центр качества» является Центральным органом системы добровольной сертификации персонала предприятий Поволжского региона, свидетельство о регистрации № РОСС RU. B143.04ЧП00).
В настоящее время ГК «Поволжский центр качества» занимает лидирующее положение в Приволжском Федеральном округе по вопросам сертификации систем менеджмента качества и входит в десятку самых динамично развивающихся консалтинговых структур. Оборот группы компаний «Поволжский центр качества», начиная с 2003 года, ежегодно увеличивается на 30%.
За время существования ГК «Поволжский центр качества» более 3500 специалистов предприятий со всех регионов России прошли переподготовку и повышение квалификации в стенах Казанского филиала Академии, стандартизации, метрологии и сертификации.
Клиентами группы компаний «Поволжский центр качества» являются свыше 70 предприятий и организаций Республики Татарстан и Российской Федерации. Среди них такие крупные и известные предприятия и организации, как ОАО «КАМАЗ», ОАО «Красный Восток», ЗАО «Челныводоканал», Казанский завод синтетического каучука и др.
Можно ли на примере конкретного предприятия показать эффект от этой работы?
Можно на примере ОАО «КАМАЗ». В результате реализации этого проекта более 100 предприятий республики — поставщиков комплектующих на КАМАЗ сертифицировали свои системы управления, более 3000 их специалистов прошли обучения по системам менеджмента качества. Как результат этого целенаправленного процесса — количество рекламаций на предприятиях поставщиках ОАО «КАМАЗ» уменьшилось на 40%, предприятия — участники пилотного проекта вышли на европейский рынок.
Кроме того, был создан механизм самооценки деятельности предприятий в рамках республиканского конкурса на соискание Премий Правительства Республики Татарстан за качество. В республике создан Клуб профессионалов качества, деятельность которого призвана расширять число своих членов.
В настоящее время наши представители работают в Самарской, Нижегородской, Саратовской областях и в Республике Чувашия, внедряя современные системы управления. Планируем расширение деятельности в Ульяновской и Томской областях.
Будущее российского менеджмента связано с внедрением систем управления по международным стандартам. Почему они не внедрены повсеместно?
Должен быть мотивирующий момент для их внедрения, ведь все они добровольны. Например, при внедрении ISO-9000 система управления бизнеса становится понятной. Стандарт предназначен для того, чтобы работала система управления, при которой предприятия не зависели бы от субъективных факторов, таких как чья-то «незаменимость» или даже попытки преднамеренного банкротства. С другой стороны, когда предприятия выходят на внешний рынок, то многие компании отказываются работать с теми, у кого не внедрены системы управления по ISO-9000. Инвестиционные компании не будут вкладывать деньги в те предприятия, которые не работают в формате систем менеджмента. Зарубежные банки вряд ли будут сотрудничать с такими предприятиями, предварительно не подстраховавшись, что скажется на кредитном проценте.
И последнее. Нельзя получить государственный заказ, если изготовитель не внедрил такие системы управления в соответствии с общепризнанными стандартами. Я хочу еще раз подчеркнуть — менеджмент качества призван обеспечить предсказуемый и стабильный уровень качества продукции.
Работа в формате ISO-9000 не закреплена законодательно, и, не приняв их, предприятие не может рассчитывать на многое. Если несколько лет тому назад внедрение таких стандартов было присуще только промышленным предприятиям, то сегодня они внедряются на предприятиях, оказывающих услуги. Есть и государственные учреждения, готовые внедрять такие системы управления. Сегодня в Татарстане 210 предприятий сертифицировано по ISO серии 9000.
Вопрос о внедрении систем менеджмента качества вынесен на правительственный уровень?
Да. Мы работали в соответствии с Республиканской целевой программой «Качество», и сегодня готовится ее новая редакция на 2007−2009 годы, где все элементы прописаны и увязаны по ресурсам. Каждый пункт программы будет работать в реальном секторе экономики Татарстана.
Для вступления России в ВТО обязательно ли внедрять системы менеджмента качества?
Обязательно. Но проблема — не сам факт вступления, она заключается в том, как в рамках ВТО развиваться. Ведь при реализации лишь импортированной продукции россияне окажутся в опасности, так как собственная экономика будет в упадке. Вступление в ВТО, в первую очередь, скажется на предприятиях, работающих в пищевой сфере. Кстати, изначально стандарты серии ISO-9000 фактически зародились в Советском Союзе и назывались они Комплексная система управления качеством продукции — КС УКП. Но в эпоху тотального дефицита какая могла быть мотивация на производство качественной продукции? Качественная работа более декларировалась, чем осуществлялась. А Запад в свое время многое взял из опыта советских предприятий, доработал, повсеместно внедрил, и мы теперь сами работаем в соответствии с этими стандартами.
Вы лично, покупая какой-либо товар, обращаете внимание на наличие на упаковке записей, что это предприятие-производитель внедрило системы менеджмента качества?
Да, для меня они очень важны. Независимо от напора рекламы, это есть гарантия того, что товар качественный. И всем рекомендую обращать внимание на наличие таких записей на упаковке, в рекламных материалах. Умные маркетологи таких предприятий даже на сайтах указывают, что они производят товар в формате международных требований.
Как Вы формулируете миссию «Поволжского центра качества»?
Миссию ГК «Поволжский центр качества» кратко можно сформулировать так: «Наша компетентность — для развития Вашего бизнеса».
К нашим потенциальным партнерам-клиентам в своих информационных материалах мы обращаемся со следующим слоганом: «Сертификат на систему менеджмента — Ваш успех на рынках России и мира», тем самым разъясняя суть внедрения СМК, а именно — повышение конкурентоспособности российских предприятий в условиях современной глобализации экономики, к чему мы реально приближаемся со вступлением России в ВТО.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: