«Если бы несколько лет назад мне сказали, что я буду возглавлять метро, я бы в это не поверил, — говорит начальник Управления метрополитена МУП «Казанский электрический транспорт» -«Метроэлектротранс»Асфан Галявов. — Но вот парадокс — 30 марта 2004 года я как руководитель Казанского электротранспорта получил приглашение принять участие в работе Ассоциации «Метро». Тогда подумал: какое метро, зачем мне это, и не поехал. А через несколько дней, 5 апреля, меня назначили директором Казанского метрополитена. Для меня это был, конечно, шок».
Асфан Галямович, ваша судьба давно связана с транспортом. Как случилось, что вы выбрали именно эту отрасль?
Мой старший брат работал водителем в Казани и часто приезжал в деревню на грузовой машине. В те времена не было автомобилей в таком количестве, как сейчас, водитель грузовой машины пользовался большим уважением. Наш отец работал лесником, мы часто ездили на машине за сеном. Мне очень нравилось ездить с братом. А с 14 лет он стал позволять мне водить машину. Можно сказать, что тогда я определился с выбором. После восьмилетки поступил в автотранспортный техникум, затем окончил автомеханический факультет Саратовского политехнического института. И транспорту уже не изменял. Начинал слесарем, водителем, затем стал механиком, инженером. Поработал везде — и в грузовом транспорте, и в пассажирском.
Сегодня вы возглавляете самое молодое, самое современное метро. Чем еще гордится казанский метрополитен, что можно отнести к его особым приметам?
Во-первых, на сегодняшний день казанское метро самое маленькое. Это и понятно — ни в одном городе в первый год работы метрополитен не имел 20−30 станций, все начинали с 5−6. Кроме того, наше метро самое безопасное. У нас очень высокая оснащенность по антитеррору. На всех станциях установлены видеокамеры, металлоискатели, приборы по выявлению наркотических и взрывчатых веществ. Мы запустим систему «фейс-контроля», которая сможет фиксировать в метро лиц, находящихся в розыске или представляющих угрозу для безопасности граждан. Пассажиры метро всех этих систем безопасности не замечают, да так и должно быть. Мы гордимся, что в нашем метро все оборудовано по последнему слову техники. Это признали все директора метрополитенов стран СНГ и России, которые на совете Международной ассоциации «Метро» заявили, что, что казанский метрополитен — самый современный на территории постсоветского пространства. А многие технологии, которые используются в нашем метро, были внедрены впервые. У нас уникальная система управления поездом. Такого диспетчерского управления нет ни то что по России и СНГ, а даже в некоторых европейских странах. А скоро мы осуществим нашу давнюю мечту — запустим новую систему, при которой поездом будет управлять не человек, а компьютер.
Это тоже повысит безопасность перевозок? В Москве, как рассказывал в интервью начальник московского метро Дмитрий Гаев, введены специальные устройства — будильники машиниста. Они улавливают определенные изменения в состоянии человека и начинают звонить, если машинист начинает засыпать…
А система казанского метро снизит такой риск влияния человеческого фактора. И метрополитен станет еще надежнее. В отношении безопасности мы шагнули далеко вперед. Наши разработки используют другие метрополитены. Наверное, подземки, которые строятся сейчас в Омске, в Челябинске, в Казахстане, будут еще лучше. Наука не стоит на месте. Но на сегодняшний день мы — лучшие. Нам есть чем гордиться.
Казанское метро эксплуатируется только год, а пассажиры уже замечают, что посерел мрамор, на стенах появились трещины, облупилась штукатурка, метро затапливают талые и дождевые воды. Как вы считаете, почему?
Трещины есть, это в свое время строители по торопливости заложили мрамором те места, где должен был остаться лишь компенсаторный шов. Но чтобы мрамор изменил свой цвет — этого я не замечал. Те, кто говорит, что метро находится под угрозой затопления дождевыми и талыми водами, сильно преувеличивают. Во-первых, метро затопило один раз, и это произошло не по нашей вине, а по вине строителей, пробуривших тоннель. То, что капает в нескольких местах — это не талые воды. Это конденсат. Он образуется из-за разницы температур: летом внутри тоннеля становится тепло, а снаружи находится очень холодная вода, образуется конденсат. А пассажирам кажется, что течет. К слову, мы откачиваем не такое уж значительное количество воды. Предполагаю, что литров 200−300 на весь метрополитен, не больше. Это капля в море. Я бывал во многих метрополитенах мира. Во Франции ужаснулся — нас критикуют за сырость, а у них в метро на платформе течет вода. Это своего рода издержки производства, незначительные мелочи, на которые не стоит обращать внимание. Часто можно услышать, что в Казани тоннель неправильно построен, что грунты у нас плохие — это все полная чушь, поверьте. Все у нас сделано правильно. И мы ежедневно делаем замеры, держим все под контролем, оперативно реагируем. Если были бы серьезные нарушения в эксплуатации, я бы первый об этом кричал.
Вы сказали, что побывали в метрополитенах разных стран. Какое метро вас особенно впечатлило?
Я был в метрополитенах Рима, Парижа, был в Германии, Испании, Швеции, странах СНГ. Не видел только метро в Америке и в некоторых странах Юго-Восточной Азии — в Сингапуре, в Японии. А из того, что видел, самое лучшее метро у нас, в Татарстане. Разумеется, в Москве красивое метро. Но если со старыми грандиозными станциями московского метрополитена наше метро не сравнится, то с современными мы вполне можем конкурировать. А вот метро европейских стран не впечатляет, оно очень простое.
Наверняка вам приходилось слышать, что казанское метро — это аттракцион для приезжих, транспортной проблемы города оно не решило, и гораздо целесообразнее было бы направить средства на улучшение качества автомобильных дорог и строительство новых магистралей. Как вы прокомментируете подобное мнение?
Да, на сегодняшний день метро не решает транспортной проблемы. Мы пока перевозим около 4% пассажиров города. Но сразу ничего не строится. Этого почему-то никто не хочет понять. Нужно смотреть в будущее. Вот запустим две следующие станции — «Проспект Победы» и «Козья Слобода» — сделаем значительный шаг в решении проблемы. И первая линия метро определенные проблемы решает — сегодня добраться за 11,5 минут от Горок до Кремля элементарно.
А дороги надо делать независимо от метро. Одно другому не мешает. Скорее способствует. Думаете, не будь метро, в городе появились бы супердороги? Вряд ли. А за счет строительства метрополитена мы реконструировали ряд дорог вблизи станций. А сколько новых коммуникаций было проложено, сколько обновлено, сколько зданий укреплено, сколько построено красивых переходов. И это все за счет денег метро. Знаете, критиковать всегда проще, особенно, если полной информацией не владеешь.
Говорят, что вы ежедневно выкраиваете время, чтобы проехать на казанском метро. С какой целью? Это способ контроля?
Это мой долг, моя обязанность. Я не проезжаю каждый день по всем станциям, но спускаюсь в метро обязательно. Иногда с целью перепроверить, что и как сделано. Я считаю, что если руководитель хочет добиться успеха, главное для него — организовать достойный контроль. Нельзя дать задание и пустить все на самотек, свалить все на подчиненных. На меня в свое время значительное влияние оказал Аскар Мингазович Камалеев, директор объединения КПОГАТ-2, в котором я начинал работать. Я наблюдал за тем, как он руководит, как ведет хозяйство. До сих пор для меня это самый лучший пример руководителя. Там я научился работать. Потом на моем пути по воле судьбы встретился Альберт Аскарович Камалеев. Он мной руководил умело и направлял меня по нужной дороге.
Ответственная должность многим заставляет жертвовать?
Я слово «жертвовать», наверное, не приму. Мне очень нравится работать. Люблю приходить на работу рано, когда на улице прохлада, нет утренней суеты. Начинаю нервничать, когда прихожу на работу к восьми, как все. Кажется, что весь мир на меня смотрит и знает, что сегодня я опоздал. Конечно, не получается должного внимания уделять семье. Думаю, родные на меня не обижаются, понимают, что мужчина должен работать, зарабатывать, обеспечивать семью. Когда получается, с удовольствием занимаюсь спортом, люблю командные виды спорта: футбол, волейбол. С коллегами играю, недавно вот в Сочи ездил, играли в футбол с депутатами регионов.
На сайте казанского метрополитена проводится опрос пользователей. Интересно узнать, как на некоторые вопросы ответил бы генеральный директор предприятия. Какая из пяти станций 1-го участка кажется вам самой интересной?
Этот вопрос не ко мне. Я их строил, они создавались на моих глазах, станции для меня как дети. Как можно выбрать, какая больше нравится? Они разные, каждая по-своему очень красива, про каждую я могу много рассказать. А выбрать не могу.
На ваш взгляд, как следовало бы назвать казанский тип метропоезда?
Поскольку поезд мы создали сами, думаю, следует название связать с городом. Можно назвать его «Зилант», а можно и «Казань». На вагонах в метро даже наклейка есть с изображением символа Казани.
Как вы считаете, какого цвета должны быть вагоны казанского метрополитена?
Я всегда мечтал видеть в казанском метро серебристые вагоны из нержавейки. Они красивые, но очень дорогие. Не думаю, что разумно покупать такие вагоны для нашего метро. Это не принципиально. Кроме того, цвет вагонов мы и так подобрали очень красивый.
Асфан Галямович, как, на ваш взгляд, сделать казанское метро более эффективным?
Мы думаем над этим вопросом. Можно, к примеру, открыть торговые точки в вестибюлях метро. Я думаю, горожане быстро привыкнут к метро. Многие уже оценили этот вид транспорта, людей не смущают пересадки, поскольку метро существенно экономит время. И никто тебя не толкает, никто пуговицы не рвет. Летом в метро прохладно, зимой тепло. Пройдет несколько лет, и попробуй остановить метро — возмущению не будет предела. Народ привыкнет. А мы будем следить, чтобы качество обслуживания пассажиров было на высоком уровне.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: