Владимир Давыдович Менделевич — доктор медицинских наук, профессор, директор Института исследований проблем психического здоровья, заведующий кафедрой медицинской и общей психологии КГМУ, научный руководитель Реабилитационного центра для лиц с наркотической зависимостью «Надежда» Республики Татарстан, сертифицированный врач-психиатр высшей категории, клинический психолог, психотерапевт, сексопатолог, вице-президент Российской ассоциации позитивной психотерапии. Автор около 400 научных работ, 27 монографий, 5 научно-популярных книг и многочисленных публикаций в центральной печати.
Владимир Менделевич, не считая себя специалистом в вопросах семейной психологии, называет свои размышления о семье «не вполне профессиональными». По мнению Владимира Менделевича, сегодня институт брака и семьи претерпевает серьезные изменения, и для того, чтобы делать определенные выводы, требуется всесторонний глубокий анализ семейно-брачных отношений специалистами. Тем не менее, мнение Владимира Давыдовича, несомненно, будет интересно тем, у кого есть дети, семья, то есть — очень многим.
Владимир Менделевич:
Как бы обидно для родителей это не звучало, но подавляющее большинство проблем ребенка — прежде всего проблемы семейного воспитания. Думаю, люди просто не вполне осознают, что такое семья, как она строится, что такое воспитание. А это определенная технология выстраивания эмоциональных отношений, технология воспитания ребенка. И тут нужны знания, навыки, возможно, «школы» для обучения родителей.
К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что родители всегда ищут причину проблемы во вне, а не в себе. Никто не признает, что неправильно воспитывает собственного ребенка. Опросите сотню человек, и свыше 90% из них скажут, что прекрасно знают все о воспитании и правильно строят семейные отношения. И лишь когда семья сталкивается с реальной проблемой, возникают вопросы «Почему? Все же было нормально?».
Владимир Давыдович, говоря о проблеме наркомании, вы не раз отмечали, что корень этого зла нужно искать в семье. Что же недовоспитали, упустили родители наркоманов?
Единого механизма тут не существует, все бывает по-разному. Одна ситуация, это семьи, считающиеся благополучными с точки зрения финансов. В таких семьях от ребенка фактически откупаются — у него все есть, ему многое доступно. В этих семьях не выстроен эмоциональный контакт родителей с ребенком. А ребенка надо любить, любить по-настоящему, то есть жить его жизнью. Вторая распространенная ситуация, когда в семье на ребенка просто не обращают внимания, ребенок живет улицей и, значит, воспитания не происходит. Меня всегда удивляет такой известный факт — самыми последними о наркотизации ребенка узнают родители. В среднем это происходит примерно через полгода от первого употребления наркотика. И я всегда задаю родителям вопрос: а вы в прямом и в переносном смысле в глаза-то ему каждый день смотрите? Как можно не предположить? Значит, вы его не видите, значит, не интересуетесь его жизнью. Или интересуетесь формально. Так кто виновен в этом?
Наркотики лишь один из примеров. А если взять шире — все девиантные формы поведения, конечно же, сформированы семьей. Откуда, допустим, возникает проблема воровства, которую красиво называют клептоманией? Да, конечно, сами родители не воровали, не учили этому ребенка. Но, они не сумели сформировать у ребенка правильное отношение к деньгам, понимание, что деньги зарабатываются, а не появляются из воздуха. Возможно, в такой семье ценность денег приоритетна, возможно, с ребенком не обсуждали семейный бюджет, не научили ребенка отвечать за свои поступки. Все проблемы рождаются в семье.
А какую роль играет окружающая среда, общество?
Формирование личности — это работа семьи. До того, как выйти в общество, ребенок живет в семье, родители прививают ему определенное мировоззрение. Даже когда он вступит в общество, когда начнется его серьезная социализация, родители будут влиять на поведение ребенка в обществе, поддерживая его эмоционально и интеллектуально. Это будет происходить и позже, при условии, что родители сохранят паритетные, а не патерналистские отношения с ребенком.
То есть основа личности закладывается в семье. А общество может влиять как угодно. Если я собственного ребенка отдаю «на откуп» обществу, то не знаю, какая часть общества на него будет воздействовать. Может, криминальная. А может быть богема. Формирует ребенка, выбирает модель его поведения семья. Кроме того, нельзя думать, что ребенка воспитает школа. Надо понимать, что жизненные установки и мировоззрения педагогов могут полностью расходиться с родительскими. Зачем тогда пенять на плохое развитие ребенка?
Одна из проблем современного общества — так называемые сверхценные увлечения, аддикции, зависимости. Тип зависимой личности тоже формируется еще в детстве?
Несомненно. Но зависимых людей может формировать и общество. Например, советское государство формировало конформизм. Советский человек был зависим от общества и жил по принципам: не выделяйся, не высовывайся, делай как все, будь серым. Зависимость от семьи происходит от эгоизма родителей. Примером может служить мама, родившая ребенка «для себя». Понятно, что в таком случае ребенок не будет гармонично формироваться. Зависимость от родителей станет качеством личности и характера, и, вероятно, перейдет в другую форму зависимости. Самая серьезная на сегодня проблема — гемблинг, игровая зависимость — тоже формируется в семье. Наверняка что-то было. Возможно, от нечего делать играли в карты, в «дурака». Или ребенок играл в те же карты на улице с друзьями. Здесь важно перевести азарт в другое русло, к примеру, заменить карты интеллектуальными играми и спортом.
Как отмечают специалисты, на Западе институт семьи практически идет к распаду. Как обстоит дело в России? Изменяется ли в такой ситуации традиционная роль детей в семье — как связующего элемента?
Ситуация и в России, и во всем мире кардинально меняется, она принципиально отличается от той, что была, скажем, 20−50 лет назад. Институт брака ломается, возникают совершенно новые отношения. Сегодня значительное количество молодых людей живет вне официального брака. Плюс гражданских отношений в том, что, не привязывая себя штампом в паспорте, партнеры должны постоянно поддерживать свои отношения. Однако с другой стороны в любой момент эти отношения могут быть разорваны. Совершенно новая ситуация возникает в крупных мегаполисах. Обстоятельства жизни в них таковы, что люди большую часть времени люди проводят на работе, и теоретически каждый из партнеров допускает для себя внебрачные сексуальные связи, наличие каких-то эмоциональных отношений вне брака. Эти новые ситуации, обстоятельства, несомненно, влияют на формирование проблем у ребенка. Я не имею готовых ответов на вопрос как решать эти проблемы. Ясно одно — современные брачные отношения нужно анализировать, а затем подстраиваться под новую ситуацию.
Существует, на ваш взгляд, модель идеальной семьи?
Есть множество различных вариантов выстраивания семейных отношений, которые могут быть идеальны для определенной пары. Мотивов вступления в брак миллионы: брак может быть построен на экономическом расчете, на сексе, на эмоциональной поддержке и так далее. Конечно, в идеальном, в романтическом смысле хорошо все сочетать в одном браке — и любовь, и хозяйство, и добрые отношения.
Но в современном обществе существуют самые разные браки и самые разные семьи. Я полагаю, что человек должен подбирать брак под себя. Мне кажется, что семейной ценностью должно являться сохранение отношений. Когда люди нацелены на прочную эмоциональную связь, на длительные, серьезные отношения, то они заключают своеобразный социально-психологический договор, в котором определяют, чего хотят друг от друга. Разумеется, он не существует в письменном варианте, он на словах, к нему сама жизнь подталкивает. По своему опыту — а мой брак достаточно долгий — скажу, что надо уметь быть гибким. Важно меняться в процессе брака, учитывая биологические и психические особенности изменения людей. И самое главное, как мне кажется, не создавать ситуации, в которых партнер эмоционально неправильно реагирует, не ставить партнера в неловкое положение.
Владимир Давыдович, а как строились взаимоотношения в вашей семье?
Наша семья большая и специфическая даже в профессиональном плане: только из ближайших родственников у нас четыре психиатра и два невропатолога. Я думаю, что это накладывало отпечаток на многое. Скажем, постоянная тема разговоров в нашей семье — пациенты, отношение к ним. Это естественно для медицинской среды. О пациентах мы говорим вечером, когда дома собирается вся семья, обсуждаем эти вопросы по телефону. В семье всегда считалось: для того чтобы профессионально состояться, нужно быть добрым по отношению к больным, униженным, слабым, к меньшинствам. Всегда у нас приветствовался антидогматизм. Нет единой, правильной точки зрения, всегда нужно выслушать противоположную сторону. Споры и обсуждение проблем всегда поддерживаются и являются самой интересной частью интеллектуальной жизни нашей семьи. Многие человеческие качества формировались в семье под влиянием того, что многие были профессионалами в психологии, психиатрии, неврологии. Это не значит, что в нашей семье не было конфликтов, они неизбежны. Речь идет об умении преодолевать трудности, решать конфликты, проблемы. Думаю, в этом уникальность нашей семьи.
Существует ряд мнений о том, что семья представляет собой общество в миниатюре, что семья — это ячейка общества. Вы согласны с подобными утверждениями?
С точки зрения государства это так. Потому что нужно ориентироваться в большом количестве экономических проблем, прогнозировать ситуации, решать проблемы с детсадами, школами. Когда семья — ячейка общества, такие вопросы легче решать. Но изнутри ситуация другая. Я считаю, что семья не должна быть ответственна за то, что происходит в обществе. Это не правильно. Я не рассматриваю свою семью в качестве ячейки общества. Для меня сама эта фраза является отталкивающей. Членом общества является каждый гражданин. Кстати, гражданские позиции в семье тоже могут быть разными. Допустим, мы с женой можем не сходиться в политических и идеологических вопросах. Мы можем иметь разное вероисповедание, а значит разные взгляды. У нас могут быть свои собственные представления о справедливости, о моральных ценностях. Почему от этого должна распадаться семья? Мы пережили период, когда семья была ячейкой общества. Сейчас к этому возвращаться бессмысленно.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: