Лиля Шатрова: «Невозможно быть немножко независимой, немножко феминисткой»

Американские феминистки шутят: «В детстве мальчику говорят: «Когда ты вырастешь, сможешь стать президентом», а девочке — «Когда вырастешь, сможешь стать женой президента». В этой фразе как нельзя лучше представлен один из гендерных стереотипов…

О гендерном неравенстве общества, феминизме мы беседуем со специалистом в области гендерных исследований Лилей Шатровой.

Лиля Шатрова:

— Сейчас многие исследователи занимаются гендером, потому что это модно. А в серьезном разговоре понимаешь, что человек судит поверхностно и мало что в этом понимает. И в научных исследованиях это заметно. Те, кто занимаются гендерными исследованиями на злобу дня, часто говорят — да, я занимаюсь, но я не феминистка. Но так не бывает, невозможно быть немножко независимой, немножко феминисткой. Для того чтобы всерьез заниматься гендерными исследованиями, нужно быть внутри себя свободным человеком.

Лиля Асхатовна Шатрова. Кандидат социологических наук. Сфера научных интересов — гендерные исследования, проблемы гендерной идентичности, гендерные стереотипы, женская занятость и безработица. Окончила историко-филологический факультет КГУ. Работала социологом отдела социологических исследований КАМАЗа. Являлась научным сотрудником отдела экономики Института языка, литературы и истории Казанского научного центра Академии наук СССР, ведущим научным сотрудником отдела социологии Института социально-экономических и правовых наук Академии наук РТ. В 1997 году проходила стажировку в EHESS (Дом наук о человеке) Высшей школе изучения социальных наук (Париж). В 2000 году стажировалась в Московском центре гендерных исследований. В 2002 году прошла стажировку в США (штат Висконсин г. Милуоки) в рамках проекта «Открытый мир». Имеет сертификаты Летней гендерной школы в Форосе (Харьковский центр гендерных исследований), тренинга-семинара в рамках проекта «Права женщин: шаг за шагом» (Набережные Челны), школы по гендерной экспертизы при финансовой поддержке фонда Сороса (Казань), гендерной школы «Трансформация гендерных отношений: западные теории и российские исследования» (Самара) и др. В 1997 — 2002 гг. разработала и активно внедряла в преподавательскую работу проведение социально-психологических тренингов с безработными женщинами. В 2002 году являлась региональным координатором проекта «Женщины, формирующие общественную политику», который стал победителем Ярмарки социальных и культурных проектов «Саратов 2001». Под руководством Лилии Шатровой в 2001 году защищена кандидатская диссертация на тему «Женская безработица: особенности и перспективы», две диссертантки работают над написанием кандидатской диссертации по гендерной проблематике.

Лиля Асхатовна, как у вас возник интерес к гендерным проблемам?

Я убеждена, что интерес к определенной проблематике, как, впрочем, любой научный интерес, всегда личностно связан. Думаю, интересу способствовала моя природа. Окружающие всегда считали меня человеком независимым. У меня всегда было внутреннее ощущение свободы. Я с детства, когда о гендере и о феминизме речи не было, воспринимаю себя как абсолютно равную, свободную, независимую личность. И мир так воспринимаю. А вот непосредственным толчком к изучению гендерных вопросов стала моя стажировка во Франции в 1997 году. В то время меня интересовала проблема женской безработицы, и в Казани при Министерстве труда и занятости РТ в центре «Бинк» я вела тренинги с безработными женщинами. Потом была совершенно потрясающая стажировка в Москве, в Центре гендерных исследований — самом первом гендерном центре России. Тогда, впервые я узнала, что гендерный подход, в отличие от традиционной позитивистской методологии, строится на теории социального конструктивизма. Конечно, это было любопытно, я стала понимать, что это совсем другая теория, и ее надо изучать. Так возник интерес.

Понятие гендер обозначает сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат — социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление «мужского» и «женского» и подчинение женского начала мужскому началу. Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям.

Феминизм, как теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение, возник еще в XVIII веке. Есть ли феминизм в современной России?

Я считаю, что феминизма как идеологии, как мощного движения в России нет. В 1990-е годы, когда пошла мода на гендер, был всплеск. В 1991 году был создан первый в России Центр гендерных исследований в Москве, потом эти центры стали появляться в Твери, в Петербурге, в г. Иванове, в Харькове. Примерно до 2004 года велась достаточно насыщенная деятельность: проводились семинары, стажировки, шло активное сотрудничество с американскими феминистками. В это время стали появляться женские организации, женские кризисные центры. В Казани был женский кризисный центр «Фатима», который сейчас существует, но в несколько другом виде.

В последние годы произошел серьезный спад, стали закрываться многие женские общественные организации, кризисные центры и т. д., прежде всего по причине отсутствия финансовой поддержки со стороны государства, крупных фондов, а без такой продержки подобные организации существовать не могут. На сегодняшний день есть сильные женские организации в Москве и Петербурге — нерадикальные и не политизированные. Есть абсолютно самодостаточные, образованные, свободные и независимые женщины, хорошо знакомые с идеями феминизма и исповедующие эти идеи. Есть локальные организации, которые исповедуют идеи феминизма. Есть отдельные феминистки с радикальными взглядами. Но движения, а тем более, политического, пока нет.

А нужен ли России феминизм как мощное общественное движение?

В статье 19 российской Конституции провозглашено, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы. Когда я вела спецкурс по гендерным стереотипам на журфаке КГУ, то спрашивала студентов: «Как вы считаете, соблюдается ли эта статья конституции? Мы абсолютно равны независимо от пола?». В ответ все начинали хихикать.

До середины 60-х годов ХХ века американские женщины были настолько несвободными и дискриминированными, что феминизм возник, как ответ на эту «несвободу» и в дальнейшем стал действительно мощным движением в Америке. Американская классическая домохозяйка была в абсолютной зависимости от мужа, который, как правило, сам решал ей позволять или запрещать работать. В этом смысле российская женщина была гораздо свободнее. Большевики с 1917 года провозгласили для женщин право избирать и быть избранной. А во Франции, к примеру, женщины получили избирательные права только в 50-е годы. В нашей стране на поверхности все провозглашено и задекларировано, потому и повода бороться с дискриминацией, как будто бы нет.

Нужен ли нам феминизм? Это кому как. Многие говорят — а мне и так хорошо. Мне кажется, это внутренняя проблема каждого человека. Нужно исходить из того, хочешь ли ты быть абсолютно равной, чувствуешь ли ты себя свободной. Феминизм — это жизненная позиция! Это признание абсолютного равенства между мужчиной и женщиной, а быть немножечко равным или толерантным к кому-либо нельзя. Это принципиальный вопрос! Но это моя внутренняя позиция. Ведь мы знаем статистику, по которой 14 тысяч женщин в год погибают в результате домашнего насилия — о чем это говорит? Это тоже результат отсутствия гендерного равенства в российском обществе, которое невозможно без признания на государственном уровне принципов равенства и свободы.

Существует мнение, что феминизм в современном обществе переживает эпоху заката. Вы с этим согласны?

Западные феминистки добились очень позитивных серьезных изменений в плане выравнивания отношений. Но проблемы в том или ином виде остаются в любой стране. Всегда у любого явления есть свои издержки. Так и в феминизме на западе сейчас наблюдается другая крайность. В Америке, допустим, женщины считают оскорблением своего достоинства, когда мужчины оказывают им знаки внимания — открывают дверь, подают руку. Американки вообще ничем не хотят поступиться, поэтому американские мужчины предпочитают жениться на русских. А, например, во Франции в результате этих движений появилось огромное количество одиноких мужчин и женщин — людей, не нашедших себе пару, потому что они излишне независимы. Это тоже проблема.
Но если оценивать общую ситуацию, то на западе все стабилизировалось, и истерии по поводу феминизма нет. Это в 50-е годы нужно было что-то доказывать, отстаивать свои права. Сейчас феминизм воспринимается как факт, он стал нормой жизни. Треть парламента составляют женщины — о каком же закате движения можно говорить? Просто феминизм стал менее политизированным, из идеологии ушел в академические исследования, образовательные программы и проекты. Сегодня в каждом американском университете обязательно существует лаборатория гендерных исследований, читается курс по гендеру и т. д.

Есть ли гендерные, социальные и культурные стереотипы, распространенные в нашем обществе, которые необходимо изменить?

Я бы все изменила. К примеру, существующий стереотип, что женщина не может быть хорошим руководителем, не может быть хорошим политиком. Мы находимся во власти гендерных стереотипов. От этого плохо и женщинам и мужчинам. И когда мы устраиваем свою личную жизнь, на нас это очень сильно влияет. Есть миф, что в семье зарабатывать должен мужчина, потому что он глава семьи. Если взять российскую действительность — много ли вы назовете семей, в которых на самом деле мужчина — глава семьи, отвечает за свою семью, озабочен своими детьми?

Существует проблема мужчин, не соответствующих тем культурным нормам, которые им задаются. Это миф о том, что мужчина должен хорошо зарабатывать, должен иметь дорогой автомобиль и прочую атрибутику успешности. Женщины, живущие в этих нормах, не могут найти таких мужчин, потому что их не так много. И тот факт, что у мужчины дорогой автомобиль и высокий заработок еще не является гарантией благополучия семьи, зачастую в семье это приводит к экономической власти над женой. А проблемы домохозяек психологи давным-давно изучили — это проблема одиночества, замкнутости, проблема потери профессии. Это же все оттуда, из сложившихся в обществе традиций, культурных норм, и гендерных стереотипов в том числе.

Еще один миф — о том, что, что мужчина изначально ориентирован на карьеру. Женщину, для которой главным делом становится ее профессия, мы воспринимаем не очень хорошо. В общественном сознании это не истинная женщина: чего это она о карьере думает, она о семье должна думать и о детях. А какой дискомфорт испытывает женщина, не имеющая детей. И не только потому, что она физически не может быть матерью. Она вдвойне страдает от того, что не выполняет свою так называемую общественную роль, миссию, предназначение. Я считаю разговор о мифах, о гендерных стереотипах очень непростой и очень серьезный.

Каким образом мы можем избавиться от мифов, как это осуществить?

Гендерные стереотипы я бы обсуждала в вузах с девушками и ребятами. Интересные тренинги мы проводили с канадскими специалистами по разработке и применению методологии гендерно-ориентированной социальной работы с безнадзорными детьми.

Мы существуем под влиянием мифов той культуры, в которой живем, их сами же и воспроизводим. Российский человек находится в той гендерной культуре, которая существует в обществе и никуда деться не может, он существует по тем правилам, которые диктуют поведение в обществе. Я три месяца жила во Франции, наблюдала за француженками. У них очень развито чувство собственного достоинства. Попробуй, установи француженке какие-то условия — она этого просто не позволит, потому что она внутренне свободна. А у нас система воспитания другая, мы живем в патриархатной стране, где господствуют соответствующие отношения и традиции. В нашей культуре есть такое понятие «женщина — мать». Нам нравится быть «матерью» для собственных мужей, быть няньками для инфантильных мужчин. Тут и менталитет наш, и история наша, и социокультурные традиции. Думаю, России для кардинальных изменений нужно очень много времени. Мужчины не так легко отдадут власть.

Как вы полагаете, возможно, что в нашей стране президентом станет женщина?

Вы вспомните предвыборную кампанию, когда Ирина Хакамада выставила свою кандидатуру на пост президента России. Все откровенные нелепости, которые говорили кандидаты-мужчины, воспринимались как ошибки, заблуждения. А о Хакамаде говорили совсем по-другому: «она же женщина, потому и говорит глупости, что с нее взять». Необходимо, чтобы прошло очень много времени, чтобы это стало возможным и реальным.

Лично вам приходилось ли конкурировать с мужчинами, что-то доказывать?

Мне всю жизнь это приходилось делать. Особенно в научной среде, где считается, что интеллект мощнее у мужчины, а женщина ни на что серьезное не способна. Зная, что я занимаюсь гендерными проблемами, мужчины — профессора и доктора наук, мои коллеги, — говорили: «А, Шатрова… Это та, которая гинекологическими проблемами занимается?». В этих словах заложен очень глубокий смысл. Такое скептическое отношение к гендеру. Для многих мужчин, женщина, рассуждающая о правах человека — всегда монстр, она воспринимается, как воинствующая особа. Мужчинам, даже самым умным и самым образованным, всегда приятней, когда женщина смотрит снизу вверх. Конечно, есть мужчины с эгалитарным мышлением, которые воспринимают женщину как равного партнера, но их не так много. Существует такая хорошая гендерная шутка: «есть ум, есть умные мужчины и есть женщины с мужским умом». Я просто никогда с мужчинами не конкурировала, не умела смотреть на них снизу вверх, всегда общаюсь на равных.

Одна из ваших научных публикаций носит название «Гендерное равенство как условие повышения качества жизни». О каком равенстве идет речь и как за счет этого повысить качество жизни?

Качество жизни — это все, что нас окружает, это то, как мы живем, как мы себя чувствуем в обществе. Гендерное равенство означает, что мужчины и женщины абсолютно равны в обществе. О чем свидетельствует факт, что женщина, устраиваясь на работу в некоторые коммерческие структуры, подписывается в том, что будет уволена в случае беременности? Скорее это свидетельство какой-то ущербности женщины, ее возможная беременность иногда воспринимается как несостоятельность профессиональная. Хотя речь должна идти о временной неспособности женщины (в период беременности и родов) выполнять свои профессиональные обязанности, но в результате рождения детей женщина же не становится менее профессиональной и мотивированной на работу, профессию. Или, другой пример, когда заполняя анкету при приеме на работу, женщина должна ответить на вопрос где и кем работает ее муж и сколько зарабатывает. А какое отношение имеет заработок моего мужа к моей работе? Разумеется, работодатель задает этот вопрос, чтобы меньше женщине платить. И на работу в данном случае женщину берут не как профессионала, а как приложение к мужу который уже зарабатывает. Не может быть социальное самочувствие женщины комфортным, когда она себя ощущает не равной. И речь должна идти не только о женщинах, но и о мужчинах тоже. Гендер — это равенство и тех и других. Женщины так же могут ограничивать свободу мужчины, претендовать на его свободное время, позволять или не позволять что-либо. В России, до последнего времени, ребенок при разводе родителей всегда автоматически оставался с матерью. Есть отцы, которым женщины не разрешают видеть детей после развода. Это тоже неравенство, шовинизм по отношению к мужчинам. Это тоже очень серьезная проблема. И это также влияет на качество жизни человека того или иного пола.

Лиля Асхатовна, в начале разговора вы сказали, что у человека, занимающегося гендерными исследованиями должно быть внутреннее ощущение свободы. Что для вас значит быть свободной?

Свобода для меня — это возможность самой принимать решение во всех сферах жизни. Мы же часто находимся в ситуации выбора: как одеваться, как питаться, как двигаться, как смеяться, кем и где работать. Я считаю, что решение об этом могу принимать и должна только я сама. И когда мне кто-то навязывает, либо претендует на то, чтобы влиять на мое решение, разрешать или запрещать — это несвобода, это унижение моего человеческого достоинства. Конечно, я могу посоветоваться, могу посчитаться с чьим-то мнением, могу выслушать, но решения я должна принимать только сама. Никто не имеет права диктовать как мне жить и как мне поступать. Но это должно касаться и другого человека, мне также не дано право диктовать другим людям что-либо, я также должна уважать права и свободы другого человека, живущего рядом со мной, независимо от пола, возраста, вероисповедания и т. д. Это сладкое слово «т о л е р, а н т н о с т ь»!

Новости
12 Декабря 2024, 13:45

Казань заняла пятое место в рейтинге городов для отдыха компаниями В декабре

Средняя продолжительность пребывания туристов в столице РТ составляет две ночи.

Казань заняла пятое место в рейтинге городов для путешествий компаниями в декабре. Средняя продолжительность пребывания туристов в столице Татарстана составляет две ночи. Об этом пишет «Татар-информ» со ссылкой на исследование сервиса ТВИЛ.РУ.

Лидирует в рейтинге Санкт-Петербург, на который приходится 13% бронирований. Москва занимает второе место, столица привлекает 12% туристов, путешествующих компаниями. Замыкает тройку Сочи с показателем 5%. В целом по стране популярность поездок с друзьями и коллегами в декабре увеличилась на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Ранее TatCenter писал, что с начала года в Казани туристы потратили свыше 22 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: