Геннадий Черноусов: «Мне интересно жить!»

Геннадий Петрович Черноусов, директор казанского филиала Академии труда и социальных отношений, человек респектабельный, солидный. Вот он сидит, чинно ведет беседу. Но кажется, что прямо сейчас он вскочит, сорвет галстук и побежит куда-нибудь, например на теннисный корт.

Геннадий Петрович, для вас Академия труда и социальных отношений — просто работа или это ваше детище?

Это моя жизнь! Казанский филиал Академии — это то, что я создал, конечно, при помощи других людей, но тем не менее. Этим я сейчас живу. Я даже могу с удовольствием прийти на работу в субботу и в воскресенье, настолько мне здесь спокойно и хорошо. Конечно, это не означает, что дома мне плохо, наверное, я — обычный трудоголик.

Вы сказали — создал. Значит, сейчас Академия в том идеальном состоянии, в котором вам бы хотелось видеть?

Образование — это то, что непрерывно движется, оно не может быть стабильным, нельзя достичь вершины. Смысл образования — непрерывно давать новые знания, новые понятия, новые импульсы. Идеального варианта нет, и, думаю, не может быть. Какой-то новой ступеньки мы достигли. Но все относительно. Я считаю, что нам надо еще много и много работать. Предпочитаю говорить о том, что нам еще предстоит достигнуть.

Если бы я сейчас была выпускницей школы и, выбирая вуз, пришла к вам и спросила: «Геннадий Петрович, назовите мне несколько достойных аргументов в пользу вашей Академии…»

Я бы вас уговорил! Мы даже сформулировали 20 причин, которые говорят в пользу Академии.

Действительно, буклет с двадцатью причинами выбрать Академию для получения высшего образования раздают всем желающим. Из всех причин мне лично понравились следующие:

  • 90% выпускников Академии трудоустраиваются и работают по специальности
  • В Академии — единственная в Поволжье кафедра трудового права
  • В Академию приглашаются читать лекции преподаватели из Голландии, США

Примечательно, что за знаниями в Академию труда и социальных отношений приходят порой целыми семьями: мать, отец, сын. Кто за первым образованием, а кто — за вторым или даже — третьим. В этих случаях студенты получают льготу в оплате за обучение.

Второе образование люди обычно получают осознанно, стремясь приобрести конкретные, необходимые им в работе знания. А как вы считаете, нужны ли сегодня специфические дополнительные знания, например, юридические, за которыми к вам в Академию приходят? Не лучше ли обратиться к специалисту юристу, чем тратить время на получение второго образования?

Все очень просто. Во-первых, обладая в определенной мере юридическими знаниями, гораздо легче общаться с тем же юристом и вникать в проблему, необязательно даже — решать ее. Юридическое образование я вижу несколько шире, чем работу и получение профессии. Это — необходимый компонент образованного современного человека — набор определенных юридических знаний.

Есть сейчас такая тенденция — современный успешный человек старается быть универсальным во всех областях знаний. Как вы считаете, что лучше — универсальность или узкая специализация?

Я за профессионалов, но жизнь сейчас настолько быстро меняется, что ограничиваться одним видом деятельности просто бессмысленно: не выживешь ни эмоционально, ни физически, ни духовно. Не случайно же молодые ребята это понимают и стремятся получить два диплома о высшем образовании. У нас немало этому примеров. Сегодня, когда нет уверенности в будущем, иметь тылы более обеспеченные, нежели одна узкая профессия, — это нормально! Это — объективная потребность жизни. В недалеком прошлом, вы знаете, все было расписано — школа, институт, стабильная работа.

Значит, и у вас сейчас есть какие-нибудь «тылы»?

Я их не подготовил, скажу честно. В силу разных причин я двигаюсь лишь по одному пути. Так что, как сказал Ницше, тысяча добрых советов не заменят одного пфеннига.

А то образование, которое дает Академия, каким можно назвать — теоретическим или практическим?

Поскольку в Академии нет дневного отделения — у нас учатся и взрослые люди, имеющие положение в обществе, работу. Конечно, с одной стороны, они приходят получить теоретические знания; с другой — обогащают эту теорию своей же практикой. Я думаю, что у нас — удачное сочетание теории и практики, которое обеспечивается также и участием в образовательном процессе и профессиональных педагогов и практических работников, среди которых — представители органов власти, правоохранительных органов.

Геннадий Петрович с таким вдохновением рассказывает об Академии, что, кажется, не будь он ее ректором, сам бы с удовольствием поучился. Наверное, идеальный педагог тот, кто не только учит, но и сам постоянно стремится к новым знаниям, постоянно совершенствуется.

Геннадий Черноусов:

Мне интересно жить. Сложно, но интересно. Сейчас столько всего вокруг происходит, столько меняется.

Как вам удается успевать за этой новой жизнью? Ведь старшее поколение достаточно тяжело обращается в сторону преобразований…

Есть такое выражение: не меняются только дураки да покойники. Я лично изменился. Те процессы, что произошли в обществе, оказали на меня большое влияние. И мне эти изменения нравятся. Нравится общение с молодежью — заряжаешься от них энергией, новыми идеями. Люблю общаться с племянником, который сейчас, правда, живет в Германии. Интересны его мысли, отношения к разным проблемам жизни, даже его лексикон. Молодежь свободна в выборе, во всем. Я ценю свободу — самое большое, что человек может получить в жизни.

А что такое для вас свобода? Делать все, что хочется?

Свобода — это свобода, вот и все!

Но человек же не может быть полностью свободен…

Ну да, я не могу делать все, что хочется. Как говорится, моя свобода заканчивается там, где начинается нос моего соседа. Я имею в виду — быть свободным от всяких условностей. Свобода общения, передвижения.

Геннадий Петрович, скажите, а вы импульсивный человек или нет?

я иногда совершаю такие необдуманные поступки!

Каков же был самый необдуманный поступок в вашей жизни?

Как-то, будучи секретарем комитета комсомола в училище, я получил задание — встретить делегацию поезда Дружбы из Украины. Поезд я встретил, показал гостям город, свозил их на спектакль, а потом отвез их на вокзал — проводить. Мы прощаемся у вагона, и гости мне говорят: поехали с нами в Москву. Я — в джинсах, в рубашечке, свободный. Как был — так и уехал. Когда они из Москвы уехали, представьте ситуацию — я стою в центре Москвы, без копейки денег, без документов. Выручили меня родственники, которые жили в столице, одолжили 10 рублей на обратный билет.

А недавно мы вдвоем с приятелем, с которым мы всегда вместе ездим отдыхать, решили поехать «дикарями» в Турцию. В Анталии взяли напрокат автомобиль и поехали по дороге вдоль моря, куда глаза глядят. Я получил такое удовольствие от этой поездки!

Я думаю, что в какой-то мере смогу почувствовать себя максимально свободным. Мне это доставляет удовольствие, приводит в равновесие. Возможностей для проявления свободы не так уж много, но иногда надо их использовать. Конечно, не ущемляя при этом других. Иначе это уже не свобода. Я никакого насилия абсолютно не терплю, ни в каких отношениях!

Но ведь иногда насилие в какой-то мере не то что оправданно, а просто необходимо. Например, в воспитании детей — моральное насилие, когда ребенка нужно заставить что-то важное для него самого сделать, да и другие ситуации…

Я категорически против насилия. Вот вам пример из американской жизни. Я жил несколько дней в США в семье: муж, жена, девочка и маленький чернокожий мальчик — Эндрю, которого они усыновили. Сидели мы как-то в гостиной, Эндрю расшалился и специально бросил стакан с соком на ковер. Что делают в таких случаях наши мамы? Ругаются, скандалят! А американская мама обняла его, погладила по голове, поговорила с ним, отвела в сторону — и все! Доброта более эффективна, нежели насилие.

Я говорю об элементарном выражении неудовольствия. Есть же середина между «гладить по головке» и «закатывать скандалы»?

Это было сделано в такой мягкой форме, что скорее походило на ласку. Кстати, мне понравились партнерские отношения взрослых и детей. К детям относятся уважительно, и они соответственно отвечают — не очень-то упрямятся.

А можно ли назвать ваши взаимоотношения со студентами — партнерскими?

Думаю, что да. Я и мои коллеги глубоко уважаем всех, кто пришел к нам учиться. У меня вызывает глубокое уважение сам факт, что в такое труднейшее время, когда жить-то тяжело экономически, морально, а деньги можно потратить, например на поездку за границу, на покупку машины, люди вкладывают средства в образование, в свое будущее, в перспективу.

Никто из пришедших учиться к нам не пожалел об этом. Так что — ура, да здравствует Академия!

Новости
11 Декабря 2024, 15:19

С улиц Казани вывезли 5,5 тыс. тонн снега За последние сутки

Ночью к работе привлекли 302 единицы техники.

В Казани продолжается уборка улиц после сильного снегопада. За сутки из города вывезли 5,5 тыс. тонн снега, сообщили в Комитете внешнего благоустройства.

Ночью на улицах работали 302 единицы техники. Также использовали 550 тонн противогололедных материалов. Сегодня улицы продолжат расчищать — всего задействуют 555 дорожных рабочих и 319 единиц техники.

Напомним, казанский «Водоканал» увеличил стоимость утилизации снега на снегоплавильных пунктах до 414 рублей за тонну.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: