— Радиф Рифкатович, в чем, на ваш взгляд, главная беда существующей системы вузовской подготовки педагогических кадров?
— Прежде всего, в качестве образования, которое обязаны обеспечивать вузы, и не только обеспечивать, но и нести за него ответственность. Качество подготовки учителей зависит от многих составляющих. Не последнюю роль играют материально-техническая база и финансовые возможности университета. Но главное все-таки не в этом. Я считаю, что на сегодняшний день есть две основные проблемы: профессиональный уровень вузовских преподавателей и степень подготовки абитуриентов.
Рассматривать эти вопросы отдельно друг от друга невозможно, а для педагогических вузов они наиболее актуальны, ведь выпускники нашего университета придут в школы. И от того, каким было качество преподавания в вузе, напрямую зависит качество обучения детей. С одной стороны, а с другой, каким бы талантливым не был молодой учитель, он не задержится в школе, если не будет достойной зарплаты. Все взаимосвязано.
— Педагогические вузы нередко обвиняют в том, что их выпускники более сильны в теории, но менее подготовлены к практической работе, чем, скажем, выпускники тех же педагогических колледжей…
— Нас тоже беспокоит существующий в вузах перекос в сторону теоретической подготовки студентов. Я думаю, при разработке новых учебных планов, разработанных в соответствии с государственными образовательными стандартами третьего поколения, эта проблема будет решена. По нашим расчетам, мы сможем направить студентов в школы на прохождение практик со 2-го года обучения.
— Ваш вуз одним из первых получил сертификат качества и активно реализовывает принципы Болонской декларации. Что еще делается в этом направлении?
— Наиболее плодотворно мы сотрудничаем с университетом Париж III Новая Сорбонна. Сегодня мы выходим на подписание соглашения с этим вузом о выдаче двойных дипломов. Конечно, проблем на этом пути немало. Необходимо соблюсти все требования вуза-партнера, государственные образовательные стандарты и законодательство двух стран.
— Как вы относитесь к объединению вузов в один университет и закрытию малых высших учебных заведений? Каким Вы видите развитие педагогического образования в рамках КФУ после объединения?
— В нашей стране, как и в ряде других стран мира, вот уже на протяжении нескольких лет идет модернизация системы профессионального образования. В условиях глобализации и изменения задач перед высшей школой процесс укрупнения вузов выглядит вполне логичным.
то касается развития педагогического образования в рамках федерального университета, в настоящее время ведется работа по разработке этой концепции. Речь идет о совместной (преподаватели классического и гуманитарно-педагогического университетов) подготовке педагогических кадров. Окончательное решение по данному вопросу уже будет принято ученым советом Казанского (Приволжского) федерального университета.
— Как студенты, обучающиеся в вузе, отнеслись к известию о том, что ТГГПУ станет частью федерального университета?
— Я думаю, что для студентов эта новость стала большой неожиданностью. По моим данным, в целом студенты положительно относятся к этому решению. По-другому и быть не может, потому что они при объединении ничего не потеряют, а только приобретут. К тому же размер стипендии не снизится, условия для осуществления научно-образовательной деятельности и проживания заметно улучшатся.
— Правда ли то, что в связи с переходом на двухуровневую систему высшего образования, будет прекращена выдача дипломов с дополнительной специальностью?
— Нас этот вопрос очень беспокоит. Раньше диплом позволял выпускнику вуза преподавать два предмета, например, математику и информатику, или, скажем, биологию и химию. С переходом на двухуровневую систему, возникнут определенные сложности. А, значит, у начинающего учителя могут возникнуть проблемы с нагрузкой, от которой напрямую зависит его и без того невысокая зарплата. Особенно, если молодой специалист попадет в малокомплектную школу.
Мы надеемся на то, что распоряжение правительства РФ от декабря 2009 года разрешит эту проблему. Потому что согласно этому документу за счет увеличения сроков обучения на один год станет возможным обучение по двум профилям. Однако, на сегодняш
ний день других необходимых документов, направленных на урегулирование этой проблемы нет. Остается, надеется на ее скорейшее решение.
— Одной из серьезных проблем высшего образования является нежелание выпускников вуза работать по специальности. Раньше у них не было выбора. После получения диплома надо было отработать определенное количество лет. Насколько, на ваш взгляд, такая система была оправдана? Нет ли у вас желания вернуться к забытой традиции?
— На мой взгляд, такая постановка вопроса уместна. Во многих странах мира действует правило: в случае, если выпускник по окончанию вуза не работает по специальности, он обязан вернуть деньги, потраченные на его обучение из бюджета. С точки зрения государства это вполне оправданно.
Считаю, что в условиях рыночной экономики было бы оправданно, если бы выпускник вуза или ссуза, который обучался за казенный счет, отработал по специальности определенный период времени. Если государство дало образование молодому учителю, оно вправе требовать от него передать накопленные им знания подрастающему поколению.
Пока же мы вынуждены активно использовать возможности так называемого целевого набора. Этим вопросом активно занимается руководство нашей республики и профильного министерства страны. Начиная с 2005 года, министерство образования и науки РТ представляет нам кандидатуры абитуриентов на ту или иную специальности в зависимости от потребности района и города. Согласовав с учредителем, мы заранее выделяем для них квоту.
Но это не значит, что зачисление в университет проходит для них автоматически. Как и другие абитуриенты, они обязаны пройти все испытания. Случается, что конкурс на целевые места оказывается выше, чем на обычные. При зачислении таких абитуриентов, заключаются договора, в соответствии с которыми им по окончанию вуза, гарантируется рабочее место. Кроме того, работодатель берет на себя обязательства по решению ряда социальных вопросов. Помимо этого, в нашей республике молодые специалисты могут рассчитывать еще и на надбавку.
— И все же это не решение проблемы в целом. Работать учителем должно быть престижно, вопрос в том, как этого добиться?
— Во-первых, надо вести отбор уже на стадии допрофессиональной подготовки. Мы прекрасно понимаем, что учителем можно стать только по призванию. Важно сделать так, чтобы в профессию не попадали случайные люди. Эта специальность для тех, кто любит детей и хочет с ними работать. Именно таких учителей уважают и ценят и школьники, и родители, и работодатель. Во-вторых, государство должно гарантировать выпускникам педагогических вузов последующее трудоустройство с достойным заработком. Мы поддерживаем связь со своими выпускниками.
К сожалению, для того, чтобы достойно жить и воспитывать своих детей, они вынуждены работать в нескольких местах. Это не может не отражаться на качестве преподавания. Если перед учителем постоянно стоит проблема, где найти деньги, чтобы содержать себя и семью, то, к сожалению, работа отходит на второй план.
Мы убеждены в том, что объявление 2010 года Годом учителя, усиление внимания к проблемам учительства и модернизация системы образования страны дадут свои положительные результаты.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: