Александр Сладковский: «Моя главная задача, чтобы музыканты шли на работу с радостью»

В Государственном симфоническом оркестре РТ перемены. После того, как ушел из жизни главный дирижер и художественный руководитель ГСО Фуат Мансуров, возглавлявший коллектив много лет, место за пультом занимает новый руководитель — маэстро Александр Сладковский.

Впрочем, для оркестрантов Сладковский — человек уже знакомый. Оркестр в прошлом сезоне несколько раз выступал с этим интересным и перспективным дирижером, которого хорошо знает столичная публика. Надо сказать, что оркестранты приняли манеру дирижирования Сладковского, и сейчас, хочется верить, и художественное руководство Александра Витальевича будет воспринято положительно. Итак, Сладковский приехал в Казань «всерьез и надолго», и первое интервью в качестве главного дирижера и художественного руководителя оркестра маэстро дал газете «Время и деньги».

— Александр Витальевич, я посмотрела в Интернете, вы практически не даете интервью…

— Знаете, я думаю, чтобы давать интервью, надо иметь повод, наверное, их не так много было. Вот сегодня такой повод есть. Сейчас время непонятное — ничего не происходит, а все дают интервью и говорят, как все должно быть красиво и в жизни, и в профессии. Мне бы так не хотелось.

— Как вы решились на такой шаг — переехать из Москвы и Санкт-Петербурга в провинцию? Чаще люди поступают наоборот.

— Сейчас границы практически не существуют, они есть только в нашем воображении. Казань в шаговой доступности от Москвы и в двухшаговой от Санкт-Петербурга. Я не вижу в этом проблемы.

— Насколько серьезно ваше решение жить в провинции?

— Если я в жизни за что-то берусь, стараюсь это делать самым тщательным образом. Я был очень тронут тем приемом, который мне оказали в Казани. Мне посчастливилось дирижировать ГСО во время празднования юбилея Госсовета республики, там были все первые лица Татарстана. Меня поразило теплое отношение первого Президента Татарстана Шаймиева и отношение нынешнего Президента РТ ко мне. Что касается перемещения в пространстве, то дирижеры, которых я знаю, с которыми мне пришлось общаться и работать, не живут в одном городе.

— Если говорить о Гергиеве, то он вообще гражданин мира.

— Да, например, Валерий Абиссалович. Что касается ГСО, то я полагаю — это визитная карточка республики.

— Наряду с оперным театром, Качаловским и Камаловским.

— Бесспорно. Это лицо культурной сферы. И это ко многому обязывает. Я попал в Санкт-Петербург в то время, когда Гергиев пришел в Кировский тогда театр, помню его первую репетицию, это была «Хованщина». Я сидел в партере и наблюдал за ним. Каким за эти годы стал оркестр Мариинского театра, вы знаете. В это же время начался взлет Санкт-Петербургской, тогда Ленинградской филармонии, куда пришел Юрий Темирканов. Мне повезло: у меня перед глазами была картина того, каким может стать оркестр, если им занимается талантливый человек. Хотя оркестр филармонии и при Мравинском был хорош, но время при Евгении Александровиче было другое. Гергиев и Темирканов — для меня два примера, как можно даже в самые сложные времена — это был конец восьмидесятых — добиться прекрасных результатов.

— В апреле на гастролях в Екатеринбурге мы с вами говорили о ГСО и вы тогда на правах гостя выразились очень деликатно о наших музыкантах. Сейчас ваше мнение не поменялось?

— У меня очень хорошее ощущение от ГСО. И тогда в Екатеринбурге я сказал вам об этом совсем не в качестве комплимента этому коллективу. Дело в том, что нас учили в Петербурге так: не бывает плохих оркестров…

— …Бывают плохие дирижеры.

— Вот именно! Преимущество ГСО в отличие от многих региональных оркестров в том, что в Казани есть консерватория и оперный театр. Здесь в сравнении с другими территориями интенсивная музыкальная жизнь. И есть замечательные традиции.

— Их Натан Рахлин заложил.

— Совершенно верно. Если мы возьмем для примера оперный спектакль, то коли постановка сделана по-настоящему, никакие новые вводы ее не испортят, и спектакль годами будет идти с успехом. В ГСО есть колоссальный «каркас», который не ломается. У меня такое ощущение. Увы, не у всех оркестров этот «каркас» бывает. В той же Москве есть множество оркестров, которые возглавляли хорошие музыканты, но люди некомпетентные в профессии дирижера, не понимающие смысла этой специфической оркестровой среды. В этом смысле ГСО очень повезло — здесь был Рахлин, здесь были Калагин, Салаватов, Мансуров. Все эти четыре дирижера — очень профессиональные люди. И даже если у них были какие-то промахи, конструкция «каркаса» не расшатывалась. ГСО — это оркестр с традицией.

— Вчера у вас была первая репетиция. Что вы сказали оркестрантам?

— Я им сказал то же, что и вам. Я приехал сюда не заработать деньги, не провести время, а весь свой опыт и все свои возможности вложить в то, что на сегодняшний день является татарстанским симфоническим оркестром.

— Хотелось бы знать ваши ближайшие планы.

— Мы пока привязаны к тем планам, что были заложены Фуатом Шакировичем. Сейчас главное ничего резко не менять. Для того, чтобы говорить о развитии оркестра, я думаю, мне нужен год как минимум, чтобы ситуацию стабилизировать. Существует организация, при которой работает оркестр, есть сам оркестр и службы, которые помогают оркестру. Мне кажется, что пока они работают, не обремененные одной сверхзадачей, общей идеей. Поэтому их усилия неэффективны. Это не команда. Так что надо разобраться с тем, что мы на самом деле имеем. Если хотим создавать продукт на уровне мировых оркестров, мы должны не просто хорошо играть, а знать, для чего мы должны так играть. И тогда появляется мотивация у каждого члена команды. Кто-то занимается материальной стороной, чтобы жизнь и быт у музыкантов были человеческими, кто-то творческой стороной. Я 23 августа прошел по городу и ни в одной кассе не увидел никакой информации об оркестре. Если музыканты просто приходят на работу, занимаются по четыре часа и не видят никакой перспективы, не понимают, почему они это делают, то они идут на репетицию, мягко говоря, с чувством ненависти к своему делу. Поэтому главная моя задача — чтобы музыканты шли на работу с радостью и понимали, что их положительные эмоции — та подпитка, которая нужна слушателю.

— Гастрольные планы вы уже строите?

— Я не могу сегодня думать о гастролях. Дело в том, что в этом бизнесе, прежде чем стоить какие-то планы, надо иметь что-то, что можно людям конкретно предложить. Я же не могу прийти в агентство и сказать: «Вы знаете, друзья, я сейчас возглавил такой прекрасный оркестр, и мы хотим к вам приехать». Это никого не интересует. Ведь даже в Татарстане сейчас мы должны на пальцах объяснять людям, что такое ГСО.

— Сорок лет назад, когда в Казани возник оркестр под управлением Рахлина, в зале были хронические аншлаги, публика иногда сидела на ступеньках, и это было счастье — в зал попали!

— Я вам охотно верю, я тоже это слышал от разных людей. В этом году у оркестра юбилей — срок пять лет. Слава Богу, что в зале есть директор Ленар Айкаев, с которым я уже знаком более десяти лет, это не просто хороший музыкант, но и менеджер, и мы сейчас вместе с ним должны сделать все, чтобы оркестр вернул себе былую популярность. Я никогда не видел Натана Рахлина, но в Петербурге работал с музыкантами, которые играли вместе с ним симфонию Берлиоза. Мне было тогда двадцать с небольшим, но запомнил это имя, помню, с каким пиететом о нем говорили.

— Я прочла, что вы окончили две консерватории — в Москве и в Петербурге. Почему две?

— Когда я был молодым человеком, было правило: на отделение оперно-симфонического дирижирования поступали люди, которые уже имели высшее образование. И я считаю, что это правильно, потому что дирижерская профессия — это профессия возрастная. Если человек в восемнадцать лет встает за пульт, мне кажется, что это его развращает. Если человек еще не стал исполнителем, он не может быть начальником. В свое время я поступил в Москве на военно-дирижерский факультет, до этого окончив в Москве военно-музыкальную школу для мальчиков, она была в стране единственная. Это было качественное образование, у нас преподавали прекрасные педагоги, настоящие профессора, а не люди, купившие дипломы.

Потом работал в лучшем военном оркестре страны — Ленинградском штабном оркестре. В этом оркестре были прекрасные традиции — например, там висели фотографии всех людей, которые когда-либо в оркестре работали. Так вот, на одном из почетных мест висело фото Рахлина. В этом оркестре помимо всего прочего я занимался аранжировками — перекладывал уйму сочинений для духового оркестра. В это время, это было начало восьмидесятых, стали развиваться связи с Америкой. И одной из моих крупных работ было переложение одного из сочинений Бернстайна. Так что это не была работа капельмейстера, я ходил на службу в гражданском платье, и это было в чистом виде творчество. Потом вполне осознанно, готовясь, имея базу за плечами, отлично зная духовой оркестр, пошел в Петербургскую консерваторию в класс к Чернушенко. Он был ректором в то время, и у него был очень маленький класс. Но он занимался с нами каждую минуту. И потом — у нас не было никаких запретов, я, например, ходил на занятия к Мусину в класс. И там я проводил много времени. И у Темирканова в филармонии бывал, и у Гергиева в театре. С первого курса я уже дирижировал в оперной студии, так что была возможность не только учиться, но и уже стажироваться.

— Если в Казани вам предложат пойти преподавать в консерваторию?

— Такие предложения уже были. Профессорская стезя не менее ответственная: если воспитывать дирижеров, надо представлять, где они потом будут работать, какие конкурсы выигрывать.

— Вы очень артистично дирижируете. У вас хорошая актерская природа. Это импровизация или все заранее отрепетировано?

— Я абсолютно ничего не готовлю. Это все моя сущность. Человек впитывает в себя ровно столько, сколько может впитать. Я впервые увидел Темирканова, когда мне было 12 лет. И помню об этом всю жизнь. Его артистизм — это результат анализа и постоянной работы, которая не выражается во внешних проявлениях.

Что нового в мае 2024  10:17

Новости
27 Апреля 2024, 16:23

В Казани планируют запустить маркетплейс халяльной продукции

Его разработку могут начать уже осенью 2024 года.

Осенью 2024 года в Казани планируется запустить маркетплейс халяльной продукции, сообщил гендиректор компании «Хочу Халяль» Анвар Джавбураев на Российском венчурном форуме. Его разработку могут начать уже осенью 2024 года. Об этом пишет ТАСС.

По его словам, весной 2025 года состоится частичное открытие проекта в столице Татарстана, а через год маркетплейс может расшириться на Москву и страны СНГ. В настоящее время многофункциональная платформа «ХочуHALAL» предлагает три услуги, включая рекрутинг и бронирование отелей, а также справочник по исламским финансам.

Ранее TatCenter писал, что маркетплейс «Магнит Маркет» открыл 50 пунктов выдачи заказов в Казани.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: