«Индекс Иванова Sberbank CIB»: потребительское доверие на стабильном уровне

Sberbank Investment Research, аналитический департамент Sberbank CIB[1], публикует третий выпуск обзора по итогам исследования всероссийского индекса доверия потребителей — «Индекса Иванова Sberbank CIB». В очередном обзоре рассматривается динамика потребительских расходов, сбережений и доверия в целом по стране за последние два месяца.

Кроме основного индекса потребительского доверия, в обзоре также анализируются опережающие индикаторы, указывающие на важнейшие тенденции в быстроразвивающихся и ориентированных на потребителя отраслях российской экономики — розничной торговле, финансовом секторе, сфере телекоммуникаций и СМИ, информационных технологий, в недвижимости и транспорте.

Результаты третьего исследования указывают на отсутствие изменений в индексе доверия потребителей: в целом в мае он оставался на уровне минус 8% (после снижения с минус 4% в январе до минус 8% в марте 2013). Это согласуется со стабильными макроэкономическими индикаторами, которые больше всего влияют на поведение потребителей: инфляции и безработицы.

«Индекса Иванова Sberbank CIB», май 2013
янв 2013мар 2013май 2013
Индекс вцелом-4%-8%-8%
Личное благополучие за прошедшие 12 М-5%-7%-8%
Личное благополучие в следующие 12 М16%11%13%
Благополучие страны за прошедшие 12 М-10%-16%-14%
Благополучие страны в следующие 12 М3%-8%-9%
Условия для крупных покупок-19%-21%20%
Источник: Cint, Sberbank Investment Research

Основные результаты нашего анализа:

  • Только 20% респондентов считают, что сейчас подходящее время для крупных покупок, но, к нашему удивлению, 44% все же планируют сменить автомобиль в ближайшие два года.
  • Около 10% респондентов из числа компаний увеличивают численность персонала, а 50% либо увольняют сотрудников, либо не нанимают новых на освободившиеся должности. Около 37% респондентов беспокоятся, что могут быть уволены.
  • Доля сбережений (определяется как доля ежемесячно откладываемого в целях сбережения дохода) составляет около 10,8%, но она выше по респондентам с высоким доходом. В такой же зависимости от уровня дохода находится сравнительная доля накопленных сбережений.
  • Ивановы тратят около 40% своего дохода на еду, 16% на коммунальные услуги, 11% — на одежду и 7% — на обслуживание долга.
  • Рост зарплат респондентов ниже, чем следует из официальных данных статистики: они практически не изменились по сравнению с прошлым годом (тогда как Росстат заявил о росте доходов в апреле на 11,8% по сравнению с апрелем 2012 года).
  • Потребители обращают больше внимания на уровень цен: 57% респондентов считают привлекательную цену ключевым фактором при принятии решения о покупке (в январе такого принципа придерживались 46%).
  • Несмотря на запрет, введенный в январе 2013 года, некоторые киоски по-прежнему продают пиво: 6% респондентов продолжают покупать пиво в ларьках. Впрочем, год назад этот показатель составлял 15%, а значит, налицо тенденция оттока клиентуры киосков в современные форматы розничной торговли.
  • Наш анализ показывает, что 22% респондентов, ранее покупавших пиво в киосках, теперь приобретают его в сети «Магнит», 20% — в магазинах «Пятерочка» и 7% — в магазинах Группы «ДИКСИ» (включая «Викторию»). Из непубличных розничных компаний «Ашан» выиграл больше других, получив 7% покупателей.
  • Мы также исследовали покупки Ивановых по Интернету. Около 27% респондентов никогда ничего не покупали через Интернет в основном из-за недоверия. К тому же по-прежнему низкий уровень охвата Интернетом (55% по России в I квартале 2013 года) предполагает дополнительный потенциал розничной интернет-торговли, как и возможное п овышение уровня благосостояния потребителей (доходы Ивановых, никогда ничего не покупавших через Интернет, были на 30% ниже, чем в среднем у наших респондентов).
  • Узнаваемость бренда играет существенную роль при выборе розничного интернет-магазина потребительской электроники (для 82% Ивановых это служит ориентиром), но не обязательно определяет выбор покупателя, так как цена также является важным фактором.
  • За прошедшие два месяца Ивановы отмечают обновление ассортимента в магазинах «Пятерочка», в том числе появление новых категорий продукции (отмечено 30%), исчезновение некоторых категорий (21%) и расширение выбора некоторых товаров (32%). Тем не менее значительного повышения качества скоропортящихся продуктов не наблюдается (за исключением молочной продукции).
  • При посещении магазинов «Пятерочка» мы отметили улучшение качества овощей и фруктов, но по другим категориям прогресса пока не наблюдается. Более того, решение начать продавать в этих магазинах велосипеды, на наш взгляд, свидетельствует о том, что приоритетом остается маржа, а не интересы клиентов.
  • Мы подтверждаем оптимистичную оценку перспектив акций многих российских компаний, в том числе X5 Retail Group, Группы «ДИКСИ», Mail.ru Group, «МегаФона», МТС, Группы ЛСР, Группы «Эталон» и «Аэрофлота».

Опрос проводится каждый два месяца исследовательским агентством Cint от имени Sberbank CIB по методологии, аналогичной той, которой пользуются Росстат и статистические ведомства ЕС при расчете индексов потребительской уверенности. Впрочем, по сравнению с выборкой Росстата наша аудитория в большей степени отражает зарождающийся российский средний класс. В опросе участвовали 2 300 человек в возрасте от 18 до 65 лет, проживающих в 164 российских городах с населением свыше 100 тысяч жителей. Погрешность составляет менее 2%. Фамилия Иванов считается самой распространенной в России, а условный Иванов в обзоре является типичным представителем российского среднего класса.


[1] Услуги по кредитованию предоставляет ОАО «Сбербанк России».

ОАО «Сбербанк России»
Генеральная лицензия Банка России № 1481 от 08.08.2012
На правах рекламы

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: