Кроме основного индекса потребительского доверия, в обзоре также анализируются опережающие индикаторы, указывающие на важнейшие тенденции в быстроразвивающихся и ориентированных на потребителя отраслях российской экономики — розничной торговле, финансовом секторе, сфере телекоммуникаций и СМИ, информационных технологий, в недвижимости и транспорте.
Результаты третьего исследования указывают на отсутствие изменений в индексе доверия потребителей: в целом в мае он оставался на уровне минус 8% (после снижения с минус 4% в январе до минус 8% в марте 2013). Это согласуется со стабильными макроэкономическими индикаторами, которые больше всего влияют на поведение потребителей: инфляции и безработицы.
янв 2013 | мар 2013 | май 2013 | |
Индекс вцелом | -4% | -8% | -8% |
Личное благополучие за прошедшие 12 М | -5% | -7% | -8% |
Личное благополучие в следующие 12 М | 16% | 11% | 13% |
Благополучие страны за прошедшие 12 М | -10% | -16% | -14% |
Благополучие страны в следующие 12 М | 3% | -8% | -9% |
Условия для крупных покупок | -19% | -21% | 20% |
Источник: Cint, Sberbank Investment Research |
Основные результаты нашего анализа:
- Только 20% респондентов считают, что сейчас подходящее время для крупных покупок, но, к нашему удивлению, 44% все же планируют сменить автомобиль в ближайшие два года.
- Около 10% респондентов из числа компаний увеличивают численность персонала, а 50% либо увольняют сотрудников, либо не нанимают новых на освободившиеся должности. Около 37% респондентов беспокоятся, что могут быть уволены.
- Доля сбережений (определяется как доля ежемесячно откладываемого в целях сбережения дохода) составляет около 10,8%, но она выше по респондентам с высоким доходом. В такой же зависимости от уровня дохода находится сравнительная доля накопленных сбережений.
- Ивановы тратят около 40% своего дохода на еду, 16% на коммунальные услуги, 11% — на одежду и 7% — на обслуживание долга.
- Рост зарплат респондентов ниже, чем следует из официальных данных статистики: они практически не изменились по сравнению с прошлым годом (тогда как Росстат заявил о росте доходов в апреле на 11,8% по сравнению с апрелем 2012 года).
- Потребители обращают больше внимания на уровень цен: 57% респондентов считают привлекательную цену ключевым фактором при принятии решения о покупке (в январе такого принципа придерживались 46%).
- Несмотря на запрет, введенный в январе 2013 года, некоторые киоски по-прежнему продают пиво: 6% респондентов продолжают покупать пиво в ларьках. Впрочем, год назад этот показатель составлял 15%, а значит, налицо тенденция оттока клиентуры киосков в современные форматы розничной торговли.
- Наш анализ показывает, что 22% респондентов, ранее покупавших пиво в киосках, теперь приобретают его в сети «Магнит», 20% — в магазинах «Пятерочка» и 7% — в магазинах Группы «ДИКСИ» (включая «Викторию»). Из непубличных розничных компаний «Ашан» выиграл больше других, получив 7% покупателей.
- Мы также исследовали покупки Ивановых по Интернету. Около 27% респондентов никогда ничего не покупали через Интернет в основном из-за недоверия. К тому же по-прежнему низкий уровень охвата Интернетом (55% по России в I квартале 2013 года) предполагает дополнительный потенциал розничной интернет-торговли, как и возможное п овышение уровня благосостояния потребителей (доходы Ивановых, никогда ничего не покупавших через Интернет, были на 30% ниже, чем в среднем у наших респондентов).
- Узнаваемость бренда играет существенную роль при выборе розничного интернет-магазина потребительской электроники (для 82% Ивановых это служит ориентиром), но не обязательно определяет выбор покупателя, так как цена также является важным фактором.
- За прошедшие два месяца Ивановы отмечают обновление ассортимента в магазинах «Пятерочка», в том числе появление новых категорий продукции (отмечено 30%), исчезновение некоторых категорий (21%) и расширение выбора некоторых товаров (32%). Тем не менее значительного повышения качества скоропортящихся продуктов не наблюдается (за исключением молочной продукции).
- При посещении магазинов «Пятерочка» мы отметили улучшение качества овощей и фруктов, но по другим категориям прогресса пока не наблюдается. Более того, решение начать продавать в этих магазинах велосипеды, на наш взгляд, свидетельствует о том, что приоритетом остается маржа, а не интересы клиентов.
- Мы подтверждаем оптимистичную оценку перспектив акций многих российских компаний, в том числе X5 Retail Group, Группы «ДИКСИ», Mail.ru Group, «МегаФона», МТС, Группы ЛСР, Группы «Эталон» и «Аэрофлота».
Опрос проводится каждый два месяца исследовательским агентством Cint от имени Sberbank CIB по методологии, аналогичной той, которой пользуются Росстат и статистические ведомства ЕС при расчете индексов потребительской уверенности. Впрочем, по сравнению с выборкой Росстата наша аудитория в большей степени отражает зарождающийся российский средний класс. В опросе участвовали 2 300 человек в возрасте от 18 до 65 лет, проживающих в 164 российских городах с населением свыше 100 тысяч жителей. Погрешность составляет менее 2%. Фамилия Иванов считается самой распространенной в России, а условный Иванов в обзоре является типичным представителем российского среднего класса.
[1] Услуги по кредитованию предоставляет ОАО «Сбербанк России».
ОАО «Сбербанк России»
Генеральная лицензия Банка России № 1481 от 08.08.2012
На правах рекламы
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: