Олимпийским играм древности было посвящено много выставок, но обращение к этой тематике на выставке в Казанском Кремле особенно актуально в преддверии Универсиады, которая будет проводиться в Республике Татарстан в 2013 году. Значительная часть экспонатов, включённых в состав выставки, экспонируется впервые и впервые вводится в научный оборот, благодаря публикации в каталоге. В эрмитажных лабораториях научной реставрации и консервации произведений искусства были заново отреставрированы многие античные вазы и скульптуры. Среди них уникальное надгробие учителя гимнастики, найденное в Пантикапее. Уточнённый перевод поэтической эпитафии, начертанной на этом памятнике, подготовлен видным антиковедом Эрмитажа, археологом Ю.П.Калашником.
Игры в Олимпии были частью древней традиции проведения ритуальных игр, которые возникли в Средиземноморье за полторы тысячи лет до начала нашей эры. Со временем эпизодические церемониальные состязания стали регулярными и превратились в празднества, где атлетические соревнования соседствовали с поэтическими (музыка, пение, чтение стихов и даже научных сочинений).
Атлетические состязания в античной Олимпии не случайно послужили образцом для организаторов олимпийского движения новейшего времени. Эти праздники древности были выражением общегреческой идеологии совершенства, достигаемого воспитанием духа и тела. В понимании эллина, человек — мера всех вещей, зримая формула гармонии, а сочетание линий, форм и пропорций человеческого тела — неизменные слагаемые золотого правила Красоты. Олимпийские игры античной Эллады — это вершина, итог восхождения к Идеалу. Во время Игр греки — и участники состязаний, и зрители — утверждали действием торжество принципа калокагатии (от греческих слов «красивый», «прекрасный» и «добрый», «благой»). Высшей ценностью провозглашалось единство исполненной высоких помыслов благородной души свободного Гражданина, воина-защитника, сына Отечества, и физически прекрасного Человека. Нормой жизни для каждого свободного грека была агонистика, то есть состязательность во всем. В глазах современников победитель в спортивных искусствах был избранником богов, их покровительство распространялось и на его родной город, и на сограждан. Олимпиоников окружал необычайный почет, они были желанными участниками любых событий — и спортивных, и политических, и государственных, и военных. Их присутствие считалось залогом благосклонности и внимания богов к делам людей.
При разработке концепции этой выставки был учтён опыт предыдущих эрмитажных экспозиций, посвящённых олимпийской тематике, в том числе и тех, которые проводились другими музеями с участием Эрмитажа в России и за рубежом.
Тематически экспозиция членится на несколько разделов. В античном блоке представлены мраморная скульптура, расписные вазы с изображением различных видов атлетических состязаний, сосуды, использовавшиеся в качестве наград; изделия из бронзы; произведения коропластики, глиптики, нумизматики, которые помогают наглядно представить атмосферу Олимпийских праздников.
В блоке, рассказывающем о «возрождении» Олимпийских игр в Новое время и обращении к античным традициям в искусстве, помимо живописных полотен, гравюр и шпалер на античные мифологические сюжеты, представлены редкие библиографические издания, фотографии, документы, олимпийские медали и мемориальные жетоны.
К выставке коллективом сотрудников музея и издательством «Славия» подготовлен научный иллюстрированный каталог. Автор концепции и куратор выставки — Дмитрий Павлович Алексинский, научный сотрудник Отдела античного мира Государственного Эрмитажа. Дизайн экспозиции разработан заведующим сектором временных выставок Экспозиционно-оформительского отдела Государственного Эрмитажа, художником Виталий Борисович Королёвым.
На правах рекламы
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: