По официальным оценкам количество россиян, к сожалению, уменьшается ежегодно более чем на 1 млн. человек. Серьёзные экономические эксперты считают, что самостоятельными игроками в мире могут выступать лишь государства и рыночные союзы стран, объединяющие для проведения согласованной политики не менее 500 млн. потребителей.
Необходимость принятия срочных мер диктуют нерадужные демографические перспективы России: в долгосрочной перспективе будет дальнейшее снижение численности трудоспособного населения, признал и глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский. По его словам, ситуация усложнится уже зафиксированным уменьшением миграционного прироста — так, в 2010 году миграционный прирост сократился на 11 тыс. человек сравнению с 2009 годом. По данным на основе результатов переписи 2010 года, которые привели отечественные демографы, с 1989 по 2011 год миграционный приток составил 8 млн. человек, то есть естественную убыль населения России за эти годы в 12 млн. человек в значительной степени компенсировала именно миграция.
Несмотря на наличие безработных в РФ, более эффективное использование российских рабочих рук маловероятно из-за низкой пространственной мобильности населения по причине низкой зарплаты, отсутствия жилья, административных барьеров при переезде и других факторов. А учитывая перспективы модернизации российской экономики и переход на инновационный сценарий развития, спрос на труд будет расти и не сможет в полной мере удовлетворяться за счет российских трудовых ресурсов. По экспертной оценке «Опоры России» — при условии удвоения ВВП и росте производительности труда в 4\% России необходимо к 2020 году 20 млн. трудовых мигрантов, а при темпах роста 6\% — 10 млн., а также возможно планировать отсутствие спроса в мигрантах лишь при росте производительности труда на фантастические 8\% в год.
Именно с учётом таких тревожных выводов правительство России ещё в 2005 году поручило Совету Безопасности срочно разработать проект Концепции государственной миграционной политики до 2025 года. Затем, скорее всего в марте 2012 года этот документ передадут на утверждение вновь избранному президенту, на его основе будет серьёзно пересмотрено действующее законодательство.
Одним из революционных подходов должно стать приведение нашего законодательства мировым стандартам, а для этого следует в принципе отказаться от обидного и непродуктивного термина «нелегальный» мигрант. Действительно, с учётом отсутствия виз на постсоветском пространстве, все наши многочисленные гастарбайтеры приехали в Россию, как правило совершенно законно. Поэтому следует переместить акценты и говорить о неурегулированных или неупорядоченных по вине властей самой принимающей стороны миграционных потоках.
Проект новой Концепции, в частности, направлен на решение проблемы перенасыщения российского рынка труда мигрантами с низкими профессиональными качествами, без специальности и стажа, не владеющими либо слабо владеющими русским языком. Но главное, чтобы этот приток в принципе сохранился. В этом и есть главная проблема, так как за человеческие ресурсы уже жёстко конкурируют многие страны. Может так случиться, что совсем скоро даже малоквалифицированные работники из Киргизии и Таджикистана будут предпочитать более близкий им Казахстан или какую-то другую страну для выгодного приложения своих рук. А мы будем мечтать о мигрантах из Индонезии, Филиппин или Нигерии.
Представляя публично проект концепции государственной миграционной политики до 2025 года, глава ФМС заявил, что предлагается усилить приток мигрантов в страну, а для этого отменить существующий механизм квотирования иностранной рабочей силы и разрешений на временное проживание иностранцев. Ромодановский также выступил за отмену разрешений на временное проживание иностранцев. Чиновник вполне разумно считает, что следует сразу выдавать вид на жительство.
Самая крупная инициатива проекта концепции — «расширение возможностей переселения на постоянное место жительства». В таком случае, правовой режим вновь прибывших мигрантов в кратчайшие сроки должен стать практически идентичным с остальными гражданами нашей страны.
Другое революционное изменение, за которое выступает ФМС, касается реализации такой задачи концепции, как «разработка дифференцированных механизмов отбора и использования иностранной рабочей силы». В частности, в ведомстве предлагают полностью отказаться от квотирования привлечения иностранных рабочих. Вместо системы квотирования концепция предлагает ввести такие «дифференцированные механизмы», как привлечение мигрантов разной квалификации за счет различных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, сезонной миграции, за счет программ организованного набора, а также каникулярной миграции для иностранных студентов. По данным Минздрава, общая квота на привлечение трудовых мигрантов в РФ на 2011 год составляла более 1,7 млн человек с учетом 30\% резерва. По оценкам ФМС, в России нелегально уже трудится от 3 млн. до 4 млн. мигрантов. Причем, по оценкам независимых экспертов, сектор нелегальной занятости за последние десять лет вырос вдвое. Поэтому сразу после президентских выборов это вопрос с учётом присоединения России к требованиям ВТО должен будет решаться самыми быстрыми темпами.
Всё это не отменяет жёстких законодательных норм и процессуальных требований ко всем прибывающим в нашу страну работникам. Однако, важно понимать глобальные приоритеты экономического развития и не пытаться даже из популистских соображений закрыть свою страну новым «железным занавесом».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: