Ситуация в России не укладывается в общепринятые представления о либеральной демократии. До сих пор политика шла своим чередом, а выборы — своим. Одно другому не мешало. Исполнительная власть определяла все наперед, расставляла людей, раздавала бюджет, а партии выполняли свои идеологические функции. Насколько все предсказуемо говорит тот факт, что следующий президент России уже всем известен безо всяких выборов. Ни у кого нет сомнений на этот счет. И сам будущий президент ведет себя как действующий глава государства.
Конечно, такая демократия очень своеобразна, впрочем, как и федерализм, самоуправление, рыночные отношения — все эти привычные понятия в России опошляются до неузнаваемости. Но лидеры регионов к этому приспособились, партии ищут свою выгоду, а население потихоньку возмущается низкой зарплатой и пенсиями, высокими тарифами на ЖКХ, дорогими лекарствами. Такая политическая конструкция может существовать и дальше, но при условии, что уровень жизни не будет снижаться, а вот это проблематично. Перманентное повышение цены на бензин плохой симптом для политики.
Государственная Дума, как и «Единая Россия», до сих пор обслуживала исполнительную власть. Сегодня партии, прошедшие в Госдуму, приобретают возможность торговаться с властью. Не потому, что они такие уж оппозиционные или мечтают о каком-то коалиционном правительстве, вовсе нет, но рынок есть рынок. Правила игры установили не они, а сама власть. Следовательно, она и должна платить по счетам. Кроме того, на носу президентские выборы и теперь политтехнологи судорожно подсчитывают какие регионы какой «дадут» процент голосов. Исходя из этого, будут осуществляться краткосрочные вливания для поддержки процентных ставок. Татарстан с Башкортостаном явные фавориты. Время отжимать у центра дивиденды.
Выборы интересны с точки зрения отражения настроения масс. Если смотреть на процесс в динамике, то они не в пользу «Единой России». Сами цифры не отражают реальное положение партии. Если партия власти при поддержке Дмитрия Медведева и Владимира Путина, всех губернаторов без исключения с трудом выходит на 50\%, то это означает, что у нее не осталось никаких ресурсов, кроме административных. С другой стороны это означает, что у власти отсутствует даже видимость идеологии, способной вдохновить население. Партия не выполняет своих идеологических обязанностей. Ее репутацию приходиться подкреплять авторитетом президента и премьер-министра, всей мощью «вертикали власти», СМИ, да еще подпирать костылями под названием «Народный фронт». В перспективе центру будет легче создать новую партию, нежели цепляться за «ЕР».
Результаты выборов показывают полный и глубокий провал всех правых партий, а это не вдохновляет. Левые лозунги в силу неблагоприятного развития социально-экономической сферы более востребованы, а потому в оппозиции к «Единой России» будут не столько КПРФ и «Справедливая Россия», а улица, недовольная снижением уровня жизни. Кредит доверия к разговорам о модернизации, успехах в экономике, выходе на какие-то прорывные рубежи заканчивается. Если бы проекты о модернизации и экономических реформах были реалистичными, иначе говоря, заводы и даже целые отрасли не закрывались, а открывались, в таком случае на правом фланге обязательно появилась бы какая-нибудь партия или же «ЕР» сместилась бы вправо, что, кстати, стало бы шансом для ее выживания. На российской политической арене как раз не хватает правых сил при избытке левых настроений.
Левые партии призывают к справедливому разделению пирога, но прежде чем делить, нужно его испечь,
Исполнительной власти все труднее решать социальные проблемы. Если вину за их решение переложить на регионы, то субъекты начнут тихо возмущаться, ведь у них отобрали права вместе с деньгами. Без расширения собственной налоговой базы регионы обречены на умирание, а местный потенциал страны остается не востребованным. Разговоры о передаче дополнительных полномочий регионам остаются разговорами, хотя необходимость этого шага становится очевидной даже сторонникам унитаризма. «Вертикаль власти» явно гнется, а главное не дает никакого эффекта ни в экономическом, ни в политическом плане.
Митинги возмущенных избирателей по поводу итогов голосования, прошедшие на днях, не случайность и не результат зарубежного влияния. Можно пытаться убедить население, что это влияние Запада, но это не облегчит положение населения, которое живет от зарплаты к зарплате и любуется телепередачами о гламурных персонажах высшего света или же в тысячный раз смотрит детектив с бесконечными и очень правдоподобными убийствами, или же смотрит круглосуточные спортивные соревнования с очень дорогими игроками. Возмущаться Западом в то самое время, когда Россия готовится вступать в ВТО,
Когда-то Запад боялся советского влияния. Сегодня Россия боится революции. На митингах в Москве и Петербурге появились белые ленточки. На Украине все начиналось с оранжевых ленточек… Пока митинги выглядят не очень масштабными, но сами технологии проведения протестов уже отработаны, а главное они ложатся на социальное недовольство масс.
Татарстан в очередной раз проголосовал консолидировано и «дал» хороший результат,
Сегодня вся политическая терминология взята из спорта. Оценивая результаты матча между соперниками,
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: