Мы уже привыкли ежедневно видеть, как по всем телевизионным каналам презентуют многосерийные детективы, где в деталях обучают, как ограбить банк, а затем как поймать преступников. Кстати, бандит может оказаться вполне симпатичным. В американских фильмах киллер может даже извиниться перед жертвой: «Ничего личного, братан!» Ведь, каждый выполняет свою работу. Не факт, что «коп» будет порядочным. Порой происходит инверсия — полицейский оказывается отъявленным негодяем, а киллер, устав от убийств и проникшись ситуацией, может помочь жертве, например, восстановить утерянное зрение
Примерно так же на российской политической арене специалисты выясняют мотивы возможного голосования населения на выборах в Государственную Думу, а главное на президентских выборах 2012 года. Народ теперь называется электоратом, он стал объектом расследования конъюнктурных настроений, он подозреваемый и его подловят.
Предвыборная компания в России строится в стиле детектива, а лучше сказать блокбастера, получившего в международной номинации условное название «Тандем» — смесь Голливуда и политтехнологии с солидным бюджетом. Социологи делают опросы, консультанты строят модели поведения и в зависимости от настроений предлагают лозунги и «политические ходы».
В политику ворвались рыночные отношения во всей своей красе,
Политики обычно летом уходят на каникулы, а потому политическая жизнь во многих странах замирает, но в России выборы «на носу», людям интересно продолжение детектива и их нельзя лишать этого удовольствия. «Мертвый сезон» не для России, тем более телеканалы продолжают вещание круглосуточно, их надо насыщать новыми поворотами в поведении двух кандидатов в президенты. В самом деле, не показывать же на экране электорат.
Поскольку политтехнология целиком и полностью заимствована у американцев, постольку и вся терминология берется оттуда. Переходить на английский язык стало хорошим тоном. Захожу как-то в супермаркет и на одной из дверей читаю надпись «Клининг». Написано на кириллице, видимо, чтобы было понятней. Не могут взять в толк, что бы это могло значить. Смотрю, оттуда выходят уборщицы со швабрами. Перевел на латиницу, получилось «Cleaning»,
Театр теней на экране телевизора стал замещением реальности. Мы смотрим маски-шоу. Время от времени появляются знакомые термины, вроде конституции, но это маска, которая символизирует как раз прямо противоположное. Милиция надела маску полиции. Тотальное воровство называется конкурентоспособностью. Вот и «праймериз» стал маской, за которой скрывается недееспособность партии «Единая Россия».
В США праймериз служит укреплению потенциала партии в ходе предвыборной кампании. С тем, чтобы кандидаты от партии не конкурировали друг с другом, проводится предварительное голосование и тогда можно более согласованно, сплоченно подойти к выборам. В России в этом нет необходимости, поскольку отбор происходит задолго до выборов в известных «прокуренных кабинетах» (если пользовать американским сленгом). Для чего же нужен театр теней?
С «Единой Россией» изначально все было отработано по всем канонам конструктивизма, казалось, что уже можно жить не напрягаясь. Но победное шествие «ЕР» вдруг захлебнулось, ведь политтехнологи дают рецепт победы на ближайших выборах, однако в их задачу не входит объяснять как удержаться «на плаву». После выборов им, как правило, перестают платить, поэтому они всей командой едут в следующую страну устраивать очередную «оранжевую» революцию. У «Единой России» год назад рейтинг начал падать неприличными темпами, нужна была смена декораций в виде «Народного Фронта». Эта политическая организация ничего не означает, кроме прикрытия наготы единороссов. Включение в списки кандидатов в депутаты громких и уважаемых имен никак не меняет манеру поведения «ЕР», тем более на выборы в любом случае все пойдут по партийному списку «ЕР». «Народный Фронт» не имеет права выставлять свой собственный список.
«ЕР» этим театральным жестом повышает свой рейтинг. Обостряется внимание к единороссам со стороны электората, как к партии перемен, тем более появляются, наряду с долларовыми миллионерами, любимые народом имена. Непартийные кандидаты не могут помешать работе партии в Госдуме, а людей «случайных» в «НФ», способных высказывать собственное мнение разместят в конце партийного списка, который как аппендикс отсекается после подсчета процентных ставок.
Сегодня в России очень трудно оценить реальный рейтинг той или иной партии, поскольку социологи тоже люди, они те же политтехнологи, желающие в горячий сезон получить свою часть дивидендов. Ссылаясь на «НФ» всегда можно показать завышенный рейтинг, а остальное дело административного ресурса. В многопартийной системе по-российски административный ресурс всегда остается главным фактором управляемой демократии.
При всем притом «праймериз» по-российски призван показать демократичность формирования списков кандидатов. В случае чего можно придирчивых американцев и разных наблюдателей сразить их же аргументом.
Конструктивизм — это суеверие ХХ века, оставшееся нам в наследство. Многие верят в то, что при хорошей выучке и требовательности с помощью решительных приказов можно реализовать все, что захочешь. Но жизнь вообще не идет в соответствии с какой-либо доктриной и программами, придуманными интеллектуалами, а политтехнологи всего лишь способные конъюнктурщики. Поскольку своих наработок пока еще нет, то в России следуют американским образцам, которые оправдали себя в той или иной ситуации. Многие американские методы достаточно циничны и прямолинейны, а потому годятся для применения в России.
Не сказать, что из прошлого нашей страны нечего взять. Пусть не Конфуция и образец Коммунистической партии, как в Китае, но ведь были свои достижения мирового масштаба. Уже не первый год разыгрывается тема «Силиконовой долины», хотя были собственные Академгородки, где изобретались атомная и водородная бомба, космическая программа, которая оказалась не хуже американской. Были Дубна, Арзамас, Зеленоград — та же кремниевая долина,
К счастью, Америка строилась и строится не конструктивистами, у нее свои традиции и мировой опыт, который был привнесен миллионами талантливых эмигрантов. Именно поэтому американский федерализм является образцовым, а экономика, соединенная с пуританской моралью, стала двигателем мировой экономики. Лучшие университеты мира находятся в США, и именно они составляют содержание «Силиконовой долины». Не существует этой долины вне университетов. Инвестиционные компании, венчурные банки и вся прочая инфраструктура строится вокруг Стэндфордского университета, университета Беркли
Единороссы в Госдуму пройдут, но жизнь пойдет не по тем законам, которые написали и напишут в Госдуме. Судьба своевольна, она не терпит конструктивизма и жестоко наказывает за отказ от своих традиций.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: