В одной из повестей Стругацких описывается цивилизация, которая занималась не ускорением своего научного прогресса, а наоборот — его торможением. При этом их ученые испытывали удовольствие не от открытия и изобретения чего-то нового, а от изыскания в этом новом всяческих изъянов, которые могли бы повредить цивилизации. В результате, на этой планете были прекрасно развиты трубопроводные коммуникации, но начисто отсутствовала авиация, имелся городской транспорт, но изобрести личные автомобили местным инженерам в голову не пришло. Все это доказывает, что идти по пути прогрессу так же увлекательно, как и никого не пущать по этому пути. Можно прекрасно благоденствовать в век, когда космические корабли бороздят просторы вселенной, и когда космос уже никого не интересует и не вдохновляет.
Станислав Покровский. ОСТАНОВКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
«В сущности в науке формируется новая философия отказа от поиска объективных закономерностей, благодаря знанию которых специалист из Новосибирска может понять то, что сделано в какой-то техасской лаборатории. Понять и воспроизвести в своем изделии. И заявить, что его изделие не хуже. А когда представитель юридического отдела указанной техасской корпорации начнет говорить, что новосибирский аналог — это совсем не то, что делают в Техасе, что это дешевая подделка, не обладающая и половиной необходимых качеств, этот же новосибирский физик смог бы разъяснить, что такие-то свойства продукта зависят от таких-то особенностей структуры, другие — от других, и все это сделано правильно и может быть воспроизведено хоть в Африке, а не только в Техасе. Вот зачем из науки изгоняется концептуальное мышление! Ради того, чтобы обеспечить конкурентоспособность крупных корпораций. Ради того, чтобы лишить остальных возможности импортозамещения. Продукты фирм с известными брэндами — законные и правильные. Все остальное — вне закона. Потому как оно чем-то отличается.»
Мы не умеем делать автомобили, зато мы делаем ракеты и даже в области балета — впереди планеты всей, как пел Визбор. Есть в этом какая-то загадка, которую не объяснить ни экономическими, ни политическими резонами. Действительно, почему СССР умел делать первоклассную ракетную технику, но вот автомобили у него категорически не получались? Скажете, что ракеты — это оборонка, лучшие головы, финансирование? Но сколько было вложено средств, интеллекта в тот же ВАЗ? Нет, это ничего не объясняет. Скорее следует списать данный парадокс на те же загадочные обстоятельства почему немцы умеют делать практически вечную механику, французы — лучшие вина, американцы — электронику (но не ракеты!), а шведы — популярнейшие поп-группы. Загадка сия есть…
Михаил Диунов. Народный автомобиль Советского Союза. К 40-летию выпуска ВАЗ-2101
«Перед запуском в производство в СССР автомобиль был тщательно изучен и его конструкция доработана с учетом особенностей производства и эксплуатации. Многие уже в то время считали, что базовая модель была выбрана неудачно, так как в это время во всем мире шла массовая переориентация автопроизводителей на переднеприводную схему, а дизайн и конструкция ФИАТ-124 вовсе не были передовыми даже для времени своего выпуска. Но консерватизм советского руководства вкупе с традиционными связями с итальянским коммунистами и желанием увеличить влияние СССР в Италии обусловили выбор, который фактически определил развитие советского автопрома на десятилетия.»
В мире утерян дух соревновательности. Там, где правят деньги, эффективные менеджеры, расчетливость и допинг никто ни с кем соревноваться не желает. Соревноваться могут лишь сильные, независимые и бескорыстные. Все остальное — бизнес. Даже в спорте давно исчезло соревновательное начало. Его заменили зрелищность, фальшивая интрига, чудовищные гонорары спортсменов и безумие болельщиков. А ведь когда-то было, было соревнование двух систем, двух идеологий, даже школьных систем — социализма и капитализма! Советский школьник и школьник американский, ничего не зная друг о друге, столкнулись в заочном соревновании — чья система среднего образования лучше?
Наталья Калашникова, Вероника Воскобойникова. Великая советская мечта
«Они никогда не виделись и даже не писали друг другу писем. Алексей Куцков вырос в Москве, Стивен Лапекас — в Чикаго. Их судьбы пересеклись лишь однажды, когда обоим было по 16 лет. Советскому и американскому школьникам суждено было представлять свои державы в одном из эпизодов исторического соревнования СССР и США — чья система образования лучше. И Алексей Куцков победил. Советский десятиклассник претворил в жизнь заветную мечту Никиты Хрущева: он не только догнал, но и перегнал Америку. На целых два года…»
В последние годы жанр антиутопии потерял респектабельность. Если в эпоху мирного сосуществования двух систем — социалистической и капиталистической — утопический и антиутопический жанры процветали, внося свою лепту в идеологическую войну, то что теперь? Общество потребления одержало полную победу, и о чем теперь еще мечтать или чего бояться фантасту? Реанимации тоталитаризма? Или практической реализации утопии Уэллса из «Машины времени»? Сытые времена не располагают ни к тому, ни к другому. Но, как показывает вся человеческая история, общество хлеба и зрелищ недолговечно. Рим должен быть разрушен. Хотите прочитать мрачную фантазию о том, как падет третий Рим? Добро пожаловать в Хлорофилию. Это стоит прочитать.
Андрей Рубанов. Хлорофилия
«Москва XXII века, в которой живет Савелий Герц, журналист, а затем и шеф-редактор московского глянцевого журнала „Самый-самый“, утопает в дурном изобилии. Ежегодные отчисления со счетов китайского правительства, арендовавшего сибирские земли, позволяют любому гражданину России вести безбедное существование, современные достижения медицины гарантируют каждому долгую активную жизнь, а многометровая трава, которой в одночасье заросли улицы города, дарит счастье в чистом виде без неприятных побочных эффектов. Трудятся в этом мире только те, кто хочет добиться чего-то большего, подняться на верхние этажи мегаполиса, куда хоть изредка заглядывает солнце. Но и они, как правило, употребляют — правда, не сырую мякоть травы, а концентрат шестой, седьмой, десятой возгонки. Это ничего, что почти все население России сосредоточено в Первопрестольной, а большая часть продуктов доставляется из Китая — зато каждому гарантирован персональный психологический комфорт и немалая рента!»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: