Итак, начиная с 2010 года в 18 субъектах РФ начнется новый этап в развитии отечественного образования, нравственности, культуры. Ученики и их родители сами выберут предмет: православие, ислам, иудаизм, буддизм, и светские педагоги помогут разобраться во всех тонкостях истории главных религий. И даже убежденным атеистам найдется занятие: они будут изучать основы светской этики.
TatCenter.ru задал экспертам следующие вопросы:
- Как Вы относитесь к преподаванию основ религии/светской этики в школах?
- Пойдет ли подобный предмет в школьном образовании на пользу?
Сагит Джаксыбаев, председатель правления Ассоциация национально-культурных объединений РТ:
1. Я против преподавания религии в школе. Школа — это светское учреждение и не надо ее с чем-то смешивать. В принципе, преподавать «Историю религий» можно. Но как это будет выглядеть на практике? Не думаю, что учителя будут придерживаться учебной программы и не прививать ученикам свое мнение о той или иной религии. Образование должно быть светское, а религией дети пусть занимаются в семье.
Есть такая пословица «Благими намерениями выстлана дорога в ад». Боюсь, что введение этого предмета расколет детские, неокрепшие умы, и они будут враждебно смотреть на своих одноклассников. Сейчас государство ратует за возрождение духовности в обществе, и этот путь правильный, но все же я против введения преподавания религии в школе.
Сулейман хазрат Зарипов, заместитель муфтия Татарстана по религиозным вопросам:
1. К преподаванию религии в школах я отношусь неоднозначно. В этом вопросе мы задеваем разные регионы РФ, разные религиозные группы. Мы выступаем за факультативное преподавание основ религии, за общий учебник о религии, где бы писали о каждой вере непредвзято. Детское сознание очень слабое, поэтому уроки надо вести осторожно. Учить этому предмету должны педагоги-профессионалы. А вообще о культуре религий разных народов полезно знать. Так дети познакомятся с каждой религией и поймут, какая им самим по душе.
Раиф Зиннатуллин, начальник отдела национального образования и межрегионального сотрудничества Министерства образования и науки РТ:
2. С 1 сентября 2007 года в школах Республики Татарстан преподают «Историю религий». Этот курс изучается в 10−11 классах на базовом и профильном уровне. Министерство образования и науки РТ совместно с Институтом Российской истории РАН, Институтом истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ, издательством «Русское слово» разработало учебное пособие «История религий» под редакцией директора Института Российской истории РАН, академика А.Н.Сахарова.
Учебное пособие «История религий» раскрывает историю развития ведущих конфессий страны — христианства, ислама, иудаизма, буддизма. В основе концепции учебного пособия «История религий» лежит системный подход. На ее страницах освещаются тесно связанные между собой исторические, мировоззренческие, культурологические, нравственные аспекты различных религий, распространенных в России, их культовые и организационные особенности. В 2008/2009 учебном году данный предмет преподавался в порядке эксперимента в 56 школах республики для 1060 учащихся. В 29 школах 538 обучающихся изучали историю религий факультативно, в 70 образовательных учреждениях 1998 детей — на кружках.
С 2006 года ежегодно проводятся курсы повышения квалификации учителей истории и обществознания, на которых рассматриваются вопросы методики преподавания курса истории и культуры религии. В 2008—2009 годах обучено 3 группы учителей с охватом 146 человек.
Изучение мнения педагогов и обучающихся показало, что значительная часть респондентов (70\%) социологического исследования высказалась за необходимость изучения в образовательных учреждениях курса «История религий». Из них 90\% опрошенных считают, что в школьных курсах религиоведческого характера должны быть представлены все мировые религии. Тем не менее, более половины учителей, ответивших положительно на вопрос о введении школьного курса, считают, что данный предмет должен рассматриваться как факультатив либо как профильный предмет по выбору. В качестве обязательного условия учителя выдвигают наличие учебно-методического комплекта по данному курсу.
Около 60\% учителей отмечают, что изучение данного предмета способствует воспитанию этической культуры, формированию толерантной личности, способной с пониманием и уважением относиться к представителям другого народа, другой культуры, другой религиозной принадлежности.
Иерей Сергий Кузьмин, проректор по учебной работе Казанской Духовной семинарии:
2. В нашем государстве, которое, согласно Конституции РФ, является светским государством, церковь отделена от государства и государственных структур. Но невозможно отделить религию от жизни людей. Так или иначе человеку в определенный момент всегда приходится делать выбор в соответствии с совестью и внутренними убеждениями — исповедовать какую-либо религию или не исповедовать вообще.
Поэтому, введение в школах предмета «Основы религиозной культуры» сможет помочь человеку ориентироваться в богатом мире культурообразующих религиозных направлений.
С другой стороны, приобщение к основам нравственности, которая присуща по своей сути всем традиционным конфессиям, может послужить лишь во благо человека, что, несомненно, положительно скажется на поведении взрослеющих граждан нашего Отечества.
Введение основ религиозной культуры решает еще одну из главных проблем современной жизни — устраняет религиозную неграмотность, которая, в свою очередь, поможет избежать попадания людей в различного рода тоталитарные секты, деструктивные, псевдорелигиозные организации и прочее.
Разделение же среди учащихся на группы по принципу выбора предмета — православие, ислам, иудаизм не несет в себе деструктивного начала и не приведет к столкновению интересов различных групп в обществе, а наоборот, послужит утверждению основ взаимопонимания, уважения и толерантности по отношению друг к другу.
Вадим Пронин, пресс-секретарь Казанской Волговятской епархии РПСЦ:
1. Отношение к преподаванию в школах основ религий только положительное.
2. В нашей многонациональной республике это особенно важно. Данное знание позволит лучше понимать представителей разных религий, а значит избегать конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве.
Если верить социологам, то, по данным за 2003 год, в Москве и Санкт-Петербурге коэффицент рождаемости в православных семьях составлял 2,3, в мусульманских семьях — 4,5, в семье неверующих — 0,7. В настоящее время идет активная миграция граждан из Средней Азии и Кавказа. В скором времени в московских и питерских школах мусульманские дети будут составлять почти 50\% обучающихся. Именно поэтому необходимо ввести предмет, который позволит этим детям понимать культуру, менталитет, мотивы поступков, пока все еще основного населения нашей страны.
Фото — сайт www.savemysoul.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: