Среди пунктов взаимодействия значатся: реализация свободы массовой информации, реализация права на профессиональную самостоятельность редакций СМИ, распространение идеалов толерантности, демократии, уважение прав человека, предотвращение экстремистской деятельности, защита прав и свобод журналистов, их профессиональных интересов, авторских прав, предотвращение любых попыток установления прямой или косвенной цензуры, сообщили в Союзе журналистов РТ.
TatCenter.ru обратился к экспертам с вопросом: «Какие направления данного сотрудничества наиболее актуальны для татарстанского медийного пространства?»
Юрий Алаев, главный редактор газеты «Время и Деньги»:
— Разумеется, соглашение лучше, в данном случае, чем «не соглашение». Однако если вдуматься в его содержание, то обнаружится: каждая из сторон зафиксировала ровно то, что должна делать и без всяких соглашений, просто в силу Положения о деятельности ФСНС и Устава Союза журналистов.
Что касается актуальности отдельных тем для татарстанского медийного сообщества, то на первое место я бы поставил пункт, который не вошел в соглашение, — о реализации права СМИ на получение исчерпывающей информации (конечно, за исключением случаев с гостайной) о деятельности органов власти и управления, а также и бизнес-структур. Вопреки закону о печати получить такую информацию становится все сложнее: на каждый чих многие чиновники, а следом, по примеру, и пресс-службы предприятий и организаций требуют официальный письменный запрос, месячишко на раздумья, а там могут прислать пустопорожнюю писульку.
Немало случаев, когда в информации просто отказывают, не утруждая себя объяснениями. Наверное, альманахам, выходящим раз в квартал, с этим можно бороться — через суды, в частности, но ежедневные газеты, ТВ и радио зачастую оказываются с носом, а значит, с носом остается и общественность. При этом все горазды рассуждать, что нам позарез надо построить активное, то есть гражданское общество…
Вторая актуальная тема — очевидное, по-моему, нарушение свободы конкуренции СМИ, когда государственные масс-медиа имеют гарантированную материальную поддержку за счет бюджета, то есть налогоплательщиков, негласные преференции в части распространения через подписку и, как следствие, могут не особенно беспокоиться насчет получения достаточных доходов как через установление цены экземпляра издания, так и через привлечение рекламодателей. Увы, и эта тема — обеспечения равных стартовых условий — не просматривается в соглашении.
Возможно, впрочем, обе проблемы подразумеваются в формулировках Соглашения, но их обтекаемость сама по себе снимает ответственность за решение болезненных для СМИ РТ задач.
Цензура… Ну да, цензура. В нас, журналистах, самих.
Любовь Агеева, главный редактор газеты «Казанские истории»:
— Если честно, то не вижу особой пользы от заключения такого соглашения. Это скорее дипломатический акт, чем акция, направленная для решения конкретных проблем.
Какие направления сотрудничества между Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и Союзом журналистов России помогли бы решить наиболее актуальные проблемы для медийного пространства всей страны? Прежде всего, необходимо сотрудничество в сфере законодательства. С принятием нового Гражданского кодекса многие статьи закона «О средствах массовой информации», по сути, не действуют. Редакция лишилась права выступать учредителем СМИ, потеряла другие права, гарантированные ей базовым законом. В то же время российские эксперты в области права СМИ, и, прежде всего заместитель председателя Союза журналистов России М. Федотов, выступают против принятия проекта нового закона о СМИ. Дело в том, что он приравнивает медиа-бизнес к любому другому бизнесу, закрепляя многие сегодняшние проблемы журналистов навечно.
Сегодня речь идет о проекте закона, который разработан, как нам сообщают, самими депутатами Думы России, в том числе депутатом от Татарстана, заместителем Председателя Государственной Думы Олегом Морозовым. Проект думцев пока нигде не обнародован. В этой связи задача № 1 для такого сотрудничества — организовать публичное обсуждение нового проекта и сделать все возможное, чтобы новый закон о СМИ был ЛУЧШЕ старого.
Почему-то застопорилось принятие закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», внесенного Правительством, который мог бы закрепить права журналистов в этой важной сфере его деятельности. Сегодня любое ведомство может по формальным мотивам рассматривать запрос редакции в течение семи дней, уведомив редакцию в течение трех дней о задержке с ответом, а потом долго-долго «тянуть резину», поскольку максимальный срок ответа в законе не указан. Возможно, журнал могут устроить эти сроки. Но что делать журналистам ежедневных газет, радио, телевидения и интернета, если им ответ нужен сегодня и сейчас?
Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и Союз журналистов РФ могли бы, объединив усилия, защитить права журналистов в этом конкретном случае: в новом законе о СМИ или в законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Александр Салагаев, директор Центра аналитических исследований и разработок:
— Республика Татарстан была последней из субъектов Российской Федерации, где 11 мая 2001 года было ликвидировано Управление по охране государственных тайн в печати (Главлит) или официальная цензура. Однако тяжелое наследие и авторитарная ситуация в республике сформировали целую плеяду журналистов и редакторов, которые мыслят, подобно персонажам комедии А. Грибоедова «В мои лета не должно сметь. Свое суждение иметь!». Наши исследования показывают, что при отсутствии официальной цензуры главным препятствием свободы слова является самоцензура журналистов и редакторов!
Редакция газеты «Вечерняя Казань» от комментариев отказалась.
На днях президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в статьи 38 и 39 закона РФ «О средствах массовой информации». Законом предусматривается уточнить положения закона РФ «О средствах массовой информации», закрепляющие право граждан на оперативное получение информации о деятельности государственных органов, организаций, общественных объединений и их должностных лиц, в связи с принятием федерального закона «Об обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Устанавливается, что предоставление государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, осуществляется в соответствии с законодательством РФ, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе доступа к информации о деятельности судов в РФ.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: