Мнения Рубрики
15 Января 2009, 14:31

Далеко ли нам до ВТО? Мнение экспертов

На днях представители Европейской комиссии заявили, что решение о повышении импортных пошлин на автомобили противоречит двустороннему соглашению о вступлении в ВТО, в которую Россия пока еще стремится попасть. Готова ли наша страна в ближайшее время вступить в ВТО?

Когда этот шаг станет актуальным для России? Об этом TatCenter.ru спросил у экспертов.

Олег Власов, заместитель министра промышленности и торговли РТ:

— При своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей около 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.

Со вступлением в ВТО предприятия получат большие возможности в использовании финансовых инструментов, доступных с помощью прихода большого количества иностранных банков. Вместе с тем, конкуренция с ввозимой в РФ продукцией будет поднята на очень высокий уровень, который будет не просто выдержать нашим производителям.

25 августа 2008 г. первый вице-премьер России Игорь Шувалов заявил, что Российская Федерация разорвет ряд противоречащих ее интересам соглашений по ВТО, а также не видит для себя возможности в ближайшие месяцы или год вступить в организацию. Нельзя однозначно сказать удобно или нет вступление в ВТО для России в настоящее время.

12 января 2008 года вступило в силу постановление Правительства РФ о повышении пошлин на ввоз некоторых категорий импортных автомобилей. Если бы страна состояла в ВТО, такие решения были бы невозможны — запрещено правилами ВТО. То есть для человека, решившего приобрести иностранный автомобиль, выгода от вступления страны в ВТО очевидна — при разнице в цене между подержанным иностранным авто эконом класса и новым отечественным, последний, к сожалению, порой, уступает по многим характеристикам. В то же время для АвтоВАЗа и его рабочих картина не радужная — либо заводу придется повышать стандарты качества производимой продукции, либо ему грозит банкротство, когда большая часть рабочих просто потеряют работу.

Другой пример. Российские сталелитейные компании при экспорте своей продукции в США сталкиваются с высокими пошлинами на сталь. В случае вступления России в ВТО, такие решения американских властей отечественные экспортеры могли бы обжаловать в специальном суде ВТО.

То есть, вступление в ВТО является дополнительным стимулом для отечественного производителя ускоренными темпами внедрять и развивать новые технологии производства по разработанным мировым стандартам качества, при том, что права производителя на добросовестную конкуренцию с продукцией иностранных компаний будут защищены правилами ВТО как на внутреннем, так и на внешних рынках.

В стратегической перспективе Россия должна присоединиться к ВТО. Только таким может быть конечный выбор российского бизнеса в целом. Поэтому требуется поэтапная подготовка России к членству в ВТО без ущерба для экономической безопасности страны в целом.

Ян Арт, эксперт TatCenter.ru по финансовому рынку, финансовый обозреватель, вице-президент Ассоциации кредитных брокеров России, к.э.н.:

 — Отличный вопрос: «Готова ли Россия в ближайшее время вступить в ВТО?» Не готова ни в ближайшее, ни в отдаленное. И никогда не будет готова. Во-первых, у нас когда едут, тогда и запрягают. Во-вторых, это примерно как вопрос «готовы ли вы первый раз прыгнуть с парашютом?» Пока не прыгнули — вы это никогда не знаете.

Вступление в ВТО актуально для нашей страны уже лет десять. А нормальное взаимодействие с мировыми экономическими системами коммуникаций — уже лет 90. Все остальное — чистая демагогия.

Разумеется, вступление в ВТО очень болезненно. Оно станет ударной волной для всего отечественного бизнеса. Но — одновременно — проверкой на прочность. Кто устоит — тот скорее жив, чем мертв. И конкурентоспособен.

В любом случае это лучше, чем сегодняшняя «наркоманская» российская экономика, целиком завязанная на нефтяную иглу. ВТО может стать катализатором реформы российской экономики, которую так и не довели до конца.

Введение таможенных пошлин на импортные автомобили, на мой взгляд, выглядит карикатурно. Да, в классическом наборе инструментом протекционизма действительно есть такой шаг как повышение ввозных пошлин. Но он применяется
для «защиты» отечественной продукции от экспансии иностранной АНАЛОГИЧНОЙ продукции! А Россия, как известно, не производит аналогичной продукции! А гибрид инвалидных колясок и похмельного синдрома автодизайнера, который называется отечественным автомобилем, — это полное противоречие не только автомобилестроению, но и вообще развитию человечества с точки зрения медицины, эстетики, техники и просто здравого смысла.

Евгений Осипов, региональный директор ООО «Абаган-Forex»:

— Помимо льгот на таможенные пошлины и снижение затрат на провоз иностранного товара на территорию России и экспорт из России, мы получаем и кучу обязательств. В том числе и взносы на содержание самого ВТО. С учетом сильного роста товаров импортного производства из-за ослабления рубля появляется вопрос: «А России это нужно?». Да и если учесть колоссальные выплаты в ВТО во время экономического кризиса, когда товарооборот между странами заметно упал, то выгода может оказаться значительно меньше дохода. Мое мнение, что до окончания рецессии в США, да и в Европе в том числе, нам от ВТО нужно держаться подальше.

Марат Вагизов, аспирант кафедры экономической географии и регионального анализа Казанского государственного университета:

— Считаю, что Россия готова и должна вступать в ВТО. Причем как можно скорее. России пора, наконец, принимать мировые условия торговли и играть по общепринятым правилам. 153 государства уже в ВТО. Не так давно вступила Украина. Бояться того, что после присоединения к этому мировому торговому клубу произойдет какая-то революция в экономике, не стоит. Очевидно, что все изменения будут внедряться постепенно.

Импортные пошлины упадут не в один день, а будут сокращаться в течение нескольких лет. Вследствие естественного отбора произойдет сокращение производства в неконкурентоспособных российских предприятиях, их продукцию на отечественном рынке заменит более дешевый и качественный импортный товар. От того, как новые условия повлияют на экономику и на население, зависит от самой страны, от проведенных реформ. Другое дело, что для вступления в ВТО нужно достаточно потрудиться и властям, и населению России. Нужно навести порядок в банковской и жилищно-коммунальной сферах, подвести под мировые стандарты таможенное законодательство, авторское право и т. д.

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: