Мнения Рубрики
22 Ноября 2010, 16:29

У кого чего чешется?

Не успели переварить информацию о ликвидации слова «президент», применительно к главам республик, как в СМИ «вбросили» новый вирус или более интеллигентно следует назвать это «пробным камнем» — информацию о проекте создания 20 агломераций вместо 83 субъектов федерации. Излишне обсуждать вопрос, насколько новые территориальные нарезки не соответствуют Конституции России, в Основной закон давно никто не заглядывает, включая Конституционный суд. Хотелось бы только напомнить, а вместе с тем намекнуть московским ПИАРщикам, что если бы была реальная политическая необходимость, Сталин в свое время обязательно ликвидировал бы республики, ведь он изначально ненавидел федерализм и народы России.

В последние годы с темой государственного переустройства страны особенно усердствовал В.Жириновский. В 1999 г. в книге «Новое устройство России» он предложил разделить страну на 7 губерний. В программе ЛДПР (2001г.) предлагается довести количество субъектов до 30 губерний. В 2004 г. был опубликован вариант деления России на 39 губерний. В книге «Правитель России» В.В.Жириновский замахнулся на новый передел страны — 11 краев с воеводствами и волостями. По этой части ЛДПР безусловный лидер, что оставляет привкус несерьезности проработок. Но с выводами не следует торопиться, ведь В. Жириновский один из умнейших и успешных политиков страны. Кстати, идея 7 губерний была воплощена в системе федеральных округов.

Легенда гласит, что с проектом создания федеральных округов к В. Путину пришел Ю. Лужков с тем, чтобы найти общий язык с новым президентом. Тогда «вертикаль власти» набирала обороты, и идея державности была востребована как никогда. Намеки на генерал-губернаторов царской России, унитарность вместо федерализма — все это казалось выигрышным ходом. Однако в нынешней России от прежней царской осталась только кремлевская мишура, но в политике годятся и намеки. Та же легенда гласит, что Ю. Лужков вроде бы предлагал создать 12 округов. Оставили 7, возможно по числу военных округов…

Почему федеральные округа не стали полноценными государственными структурами? Дело в том, что в случае укрепления округа постепенно они могли превратиться в независимые государства, тем более, в целом совпадали с военными округами (в «случае чего» можно было взять под контроль оружие). Кто-то хорошо продумал границы округов… В. Путин правильно сделал, что округа не укреплял, иначе неизвестно чем бы все это закончилось, ну, а слабые округа никому не нужны. Поэтому они оказались в подвешенном состоянии. Округа могли взять на себя экономические функции, т. е. функцию создания агломераций, тогда появилась бы востребованная ниша, но печальный опыт различных «экономических ассоциаций» 80-х гг. показал, что искусственно агломерации создать невозможно. Эту же мысль косвенно подтвердила попытка администрации Поволжского федерального округа перебросить некоторые железнодорожные маршруты через северную ветку мимо Казани. В итоге потеряли деньги и были вынуждены вернуться к старым маршрутам. Потуги по прокладке федеральных дорог через Самару в объезд Казани, также не увенчалась успехом. Если есть экономические потребности, они пробьют дорогу вопреки политическим решениям. Короче, Казань не объедешь.

Политические решения не помогли Нижнему Новгороду стать не то что третьей столицей России, но даже значимым факторов в округе. В то же время Казань показывает свои реальные возможности как третьей столицы страны, независимо от политических решений центра. Не случайно, бывшего министра республики Марата Хуснуллина «забрали» в московскую мэрию руководителем департамента по строительству, а Марата Бариева назначили генеральным секретарем Олимпийского комитета РФ. Весьма показательные назначения. Значит, в Питере и Москве не осталось кадров, или там они не т. е.

Силиконовую долину, возникшую естественным путем на базе университетов Калифорнии, в отличие от агломераций, повторить можно в других странах. Об этом говорит опыт Японии, Южной Кореи, советских Академгородков, хотя в проект Сколково плохо верится. Для возникновения Академгородков нужен общий интеллектуальный фон, а главное понимание необходимости опоры на знания, а не на экспорт сырья. Под пониманием имеется в виду не ПИАР, а финансовая поддержка. В России много разговоров о высоких технологиях и образовании, а в это время наука в университетах постепенно исчезает, Академия наук держится из последних сил. У федерального центра все силы брошены на добычу сырья и ПИАР.

Что же касается агломераций, то нужно ли ради них ликвидировать малые города и деревни? Если там не могут найти работу, тогда дайте свободу малому бизнесу. Пусть Государственная Дума примет человеческие законы, а администрация Президента и премьер-министра применит силу к регистрирующим и проверяющим органам, освободите малый бизнес от налогов как в Италии. Мое твердое убеждение — скорее коррупция съест правительство, чем наоборот.

Кстати, Стэндфордский университет, где начинается Силиконовая долина, деревня деревней, а на ее улицах расположились штаб-квартиры крупнейших в мире фирм. Академгородки, где творится будущее, большими не бывают.

Ликвидировать малые города и деревни рад
и создания агломераций — такой дикой постановки вопроса слышать не приходилось, хотя мне посчастливилось побывать на десятках международных конференциях по региональной политике. Для экономического развития нужны разумные налоги, отсутствие коррупции, современная инфраструктура и низкие тарифы. Последнее особенно важно для безумно обширной России. Когда цена на бензин растет с каждым часом при неизменной цене на нефть, никакой экономической кооперации в России ожидать не приходится. Агломерации вырастают сами по экономическим законам, а не административной указке. Не понятно чем мешают внутренние границы страны, ведь при въезде, например, в Татарстан нет таможни, и действует единая валюта, а административные препоны для бизнеса можно создать даже внутри Москвы и, кстати, они там существуют, хотя налицо агломерация.

Сильнейшим стимулом для формирования агломераций станут не московские изобретения, а трансконтинентальный автобан Европа — Китай. Достаточно сравнить этот проект с Транссибом, который до сих пор является важнейшим фактором развития Сибири.

Смысл появления агломераций может быть только один — начать эпоху передела собственности, а для этого мешает сложившийся союз местных политических и экономических элит в рамках административных границ субъектов. Сломать их сопротивление и отобрать собственность — основной смысл проекта создания якобы агломераций.

Экономическая сторона более или менее понятна. А как дело обстоит с политической? Не получим ли из 20 агломераций 20 стран? Нет, не получим, потому что агломерации не состоятся, а потому можно жить спокойно.

Разработчикам передела страны можно напомнить слова Черномырдина: «Ввяжемся в драку — провалим следующие, да и будущие годы. Кому это нужно? У кого руки чешутся? У кого чешутся — чешите в другом месте».

Будем ждать следующий ход из Москвы. Будет о чем поговорить…

Новости
14 Декабря 2024, 14:19

Браконьерам в РТ предъявили ущерб на ₽1,2 млн В 2024 году

За 11 месяцев было возбуждено 65 уголовных дел.

В этом году браконьерам в Татарстане был предъявлен ущерб на сумму 1,2 млн рублей. Уровень взыскания составил 91%. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов.

По словам Шарафутдинова, за 11 месяцев было возбуждено 65 уголовных дел по фактам браконьерства. По 35 делам были вынесены обвинительные приговоры. Сотрудники комитета изъяли четыре ружья, две лодки и два мотора. В течение этого года сотрудники комитета провели более 1,5 тыс. выездных проверок в рамках контрольно-надзорных мероприятий. Было выявлено 992 нарушителя. Им были назначены штрафы на общую сумму около 2 млн рублей, из которых 93% были взысканы.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: