Демон — существо полезное. Как только возникает нужда объяснить необъяснимое и совершить несовершаемое, как человек обращается к этому мрачному персонажу древней мифологии. Демоны становились героями литературы и искусства, что не удивительно. Демоны привлекались для доказательства тех или иных физических законов, достаточно вспомнить демона Максвелла. Демоны активно творят человеческую историю, так что наиболее одиозных исторических деятелей зачастую награждают то ли почетным, то ли презренным званием демона (например, Троцкий — демон революции). Но при всей их полезности, с демонами как-то очень непросто. Стоит их призвать себе на помощь, как сразу же обнаруживаешь странные изменения в окружающей перспективе. Будто в глаз тебе попал осколок волшебного зеркала из сказки Андерсена…
Андрей Мартьянов. Демонизация истории Часть 1. Часть 2.
«Исторические демоны создаются избирательно, в рамках уже упомянутой политкорректности — изобретенной за последние три десятилетия практике прямого или опосредованного запрета на высказывание политических суждений, обнародование фактов, употребление слов и выражений, считающихся оскорбительными для определённых групп, выделяемых по признаку расы, пола, возраста, вероисповедания, сексуальной ориентации
Самым важнейшим из современных искусств для нас является искусство мыслить. Мыслить трезво, ясно и, по возможности, оригинально. Человеческую историю всегда двигали вперед не машины, не войны и даже не огромные массы людей. Все это вторично. Человеческую историю двигала и двигает мысль. Именно она становится проектной калькой для машин, именно она превращает мир в войну и именно она имеет неограниченную власть над людьми. Но мысль имеет свойство истираться. Не воплощенная ни в чем материальном, она, тем не менее, подвержена старению и умиранию. Умирает мысль, и останавливается история, ожидая когда в чьей-то голове забрезжит то, что вновь запустит механизм истории.
Андрей Фурсов. Колокола истории
«Прежде всего, о названии — почему „Колокола Истории“. Осенью 1990 г. в Колумбийском университете я читал лекцию, посвящённую русской истории и советской современности. Как раз в тот день Горбачёв в очередной раз сдал какую-то свою позицию, и один из присутствовавших в аудитории, явный антисоветчик, злорадно спросил меня: „А не кажется ли Вам, что колокола звонят по СССР, по коммунизму?“. Я ответил ему джондонновским: „Не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по тебе“, пояснив, что под „тебе“ я имею в виду капитализм, поскольку крушение коммунизма станет знаком на стене для капитализма и будет означать начало конца этой системы.»
И снова история. Сколько существует историческая наука, столько существует и криптоистория — убеждение в том, что историей двигают не личности, не миллионы человеческих воль, а глубоко законспирированные тайные общества. Роль тайных обществ в истории никто не отрицает. Весь вопрос — насколько эта роль велика, и если она велика, то что позволяет небольшой горстке людей править миром? Технологии управления обществом, наверное, самые оберегаемые технологии этих гипотетических правителей. И если такое представление об истории человечества верно, то тогда все мы — не более чем слепые в королевстве кривых зеркал?
Г. Александров. Слепые в королевстве кривых зеркал
«Очень часто можно услышать упрёк умершему правителю в том, что он не подготовил себе достойную смену, не оставил такого же, как он сам, „преемника“. Упрёки эти совершенно беспочвенны. Дело в том, что подготовить преемника — нельзя. Ни одно государство не существует в безводушном пространстве, они все здесь, на грешной нашей Земле, а каки
м будет завтрашний мир не знает никто. Отсюда следует, что никто не знает и какие именно качества потребуются гипотетическому „преемнику“. Мы не „заслуживаем“ друг-друга, а мы „есть“ друг друга и друг в друге, правитель есть мы, а мы есть правитель. Правитель это воплощённые „мы“. Сегодяшние „мы“. И предугадать нам вчерашним какими мы пребудем сегодня — невозможно.»










Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: