Участниками круглого стола на тему «Общественные организации малого и среднего бизнеса» стали представители наиболее активных общественных организаций: ТПП РТ, Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ, Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана, общественной организации «Опора России», движения «Деловая Россия», Гильдии малого бизнеса Казани и ряда других объединений. И круг участников оказался показателен сам по себе: количество действительно активных общественных организаций, о деятельности которых многие предприниматели знают, даже не являясь их членами, весьма не велико по сравнению с их общим числом, а в настоящее время на территории республики, по данным Ростехнадзора, зарегистрировано 2500 общественных организаций.
В ходе обсуждения были обозначены границы проблемного поля. Во-первых, это вопрос качества работы многочисленных общественных организаций, их реальной значимости для малого и среднего бизнеса, а во-вторых, вопрос количества бизнесменов, являющихся членами этих организаций, и необходимости вовлечения в них все большего числа предпринимателей.
Александр Салагаев, председатель Совета директоров Центра аналитических исследований и разработок, эксперт TatCenter.ru по социальным вопросам:
— Общественных объединений сейчас много, все они декларируют, что представляют интересы предпринимателей, защищают их права. Однако не так уж велико количество предпринимателей, являющихся членами общественных организаций: многим удобнее использовать личные связи. Одной из задач круглого стола является выяснение того, насколько реально с помощью какого-либо объединения бизнесмен может решить свои проблемы?
Отправной точкой дискуссии стали данные опроса, проведенного в преддверие круглого стола на портале TatCenter.ru. Согласно этим данным, 10% респондентов отмечают, что «Общественные организации оказывают реальную и ощутимую поддержку МСБ». 48%, напротив, считают, что «Никакой поддержки МСБ общественные организации не оказывают».
По мнению экспертов, эту статистику можно анализировать с разных точек зрения. Так, предприниматели зачастую говорят об отсутствии поддержки со стороны общественных объединений, поскольку сами не участвуют в их деятельности. В ходе обсуждения неоднократно было отмечено, что у нас, в отличие от западных стран, где каждое предприятие входит в то или иное общественное объединение, пока далеко не все предприниматели созрели для этого. В качестве причин были названы неинформированность бизнесменов о деятельности организаций, непонимание задач, которые они решают, а также личная пассивность. Следствием действия этих факторов становится мнение о бесполезности общественных организаций, хотя объективно это не совсем верно, ведь результаты работы объединений облегчают жизнь всем.
Игорь Рассман, директор Фонда содействия развитию отечественного менеджмента «Татарстан. Руководители XXI века», заместитель гендиректора АПП РТ:
— В любом обществе есть активные люди, и пусть их не так много в процентном соотношении, но если они действительно работают и добиваются результатов, то это уже хорошо. А те, кто утверждает, что не видит пользы от общественных организаций, они просто не участвуют в совместной деятельности с ними, не читают соответствующих документов, но пользуются плодами труда активных коллег.
О перспективах развития общественных объединений участники дискуссии говорили с уверенным оптимизмом, так как с повышением культуры предпринимательства, в ходе совершенствования рыночных отношений в нашей стране, будет расти и популярность общественных объединений, без которых вопросы развития предпринимательства не решить.
Хайдар Халиуллин, председатель Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан, эксперт TatCenter.ru по вопросам малого и среднего бизнеса:
— Объединения дают возможность решать проблемы, с которыми не может справиться одно предприятие, в частности, несовершенство законодательства, бюрократические проволочки, налоговый прессинг и так далее. Также общественные объединения позволяют предпринимателям общаться, лучше понимать, доверять друг другу, обмениваться опытом, а это очень важно для успешного развития любого бизнеса. Именно общественные организации дают рекомендации предприятиям и предпринимателям, формируют мнение о них. Мы сейчас стремимся к тому, чтобы сам факт членства в нашей Ассоциации уже было знаком качества.
Задачи общие, формы работы разные
Задачи общественных объединений во многом схожи: это помощь предпринимателям в развитии их бизнеса, представление их интересов, в том числе и в органах государственной власти в сотрудничестве с Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства РТ. Ведомство осуществляет мониторинг работы общественных организаций в сфере предпринимательства и, в свою очередь, объединяет их для достижения общих целей. Примером такой эффективной совместной работы может стать ситуация с резким повышением земельного налога и ответной реакцией делового сообщества.
Наталья Таркаева, заместитель председателя Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ, эксперт TatCenter.ru по вопросам малого и среднего бизнеса:
— В мэрии прошла серия круглых столов по земельному налогу, в ходе которых все общественные организации на разных примерах говорили об одном и том же. И это была ситуация, когда «вода камень точит»: совместное обсуждение показало, что это не локальное мнение отдельного предпринимателя, а системная точка зрения всего бизнес-сообщества, которая в результате и была учтена.
В ходе круглого стола было приведено еще немало примеров успешной работы общественных организаций, когда им реально удавалось изменить ситуацию и буквально спасти бизнес. Активную защиту интересов предпринимателей розничной торговли проводит Гильдия малого бизнеса Казани. Одной из самых популярных в республике является Ассоциация фермеров и крестьянских подворий Татарстана. Авторитет организации обусловлен ее системной и кропотливой работой с предпринимателями своего сегмента.
Камияр Байтемиров, председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана (АФТ и КП):
— Наша ассоциация создавалась для защиты интересов владельцев фермерских хозяйств и крестьянских подворий и именно этим мы и занимаемся. В 2006 году был принят закон о поддержке фермерских хозяйств, ЛПХ и сельскохозяйственных кооперативов. А в 2010 году мы добились того, чтобы эта поддержка распространялась и на крестьянские подворья. Они не состоят в Ассоциации, но благодаря нашей общественной организации, до каждого, кто держит, допустим, корову, была доведена поддержка.
В настоящее время достаточно широкая сеть общественных объединений, сформировавшаяся в Татарстане, позволяет каждому сконцентрироваться на решении определенных задач одной отрасли или предпринимательства в целом. При этом количество организаций продолжает увеличиваться. Усиление конкуренции, по мнению участников дискуссии, только положительно скажется на общей картине, так как у бизнесменов появится большая свобода выбора «куда вступать», а руководство самих объединений будет заинтересовано в более четком позиционировании организации и активной работе по решению поставленных задач.
В ситуации, когда общественным объединениям приходится бороться за потенциальных членов, несколько особняком стоят объединения, созданные по необходимости, когда участие предпринимателей в их деятельности не требует дополнительных стимулов. Примером является Гильдия малого бизнеса Казани. Организация, созданная в конкретной ситуации для защиты прав владельцев киосков, оказалась действенным инструментом для спасения их бизнеса. В контексте рассмотрения общественных организаций малого и среднего бизнеса пример Гильдии является показательным, так как именно четко определенные цели работы, по мнению экспертов, стали залогом ее эффективности.
Айрат Гиззатуллин, управляющий Технополиса «Химград», генеральный директор ОАО «УК «Идея Капитал»:
— Профессиональные объединения должны четко позиционироваться. Все общественные организации надо разделить по задачам, которые они будут решать. У Гильдии узкая задача, поэтому они и справляются с ее решением. Также каждая общественная организация должна создавать некий продукт, который будет востребован и вне ситуации защиты прав и интересов предпринимателей, как говорится, в мирное время.
«Продуктовый набор» общественных организаций
Среди общественных объединений предпринимателей, существующих в Татарстане, есть те, которые нашли свою, достаточно узкую нишу, и разрабатывают тот самый «продукт мирного времени». Например, Экономическое общество РТ основной упор делает на научно-исследовательскую деятельность и дополнительное профессиональное образование. По словам вице-президента общества Розы Шагеевой, большое количество предпринимателей пользуются предоставляемыми услугами бесплатных консультаций по налогам. Кроме того, в последние годы серьезное внимание уделяется подготовке налоговых консультантов. Такие специалисты очень востребованы, и для усиления этого перспективного направления деятельности в рамках организации было создано отделение палаты налоговых консультантов России по РТ.
Системную работу в области законодательства ведет движение «Деловая Россия». Этому объединению удалось завоевать авторитет не только у предпринимателей, но и у представителей госструктур, что особенно важно, так как основной своей задачей «Деловая Россия» видит именно обеспечение конструктивного диалога бизнес-сообщества и органов государственной власти.
Фарида Хузина, заместитель председателя движения «Деловая Россия»:
— У нас введена такая форма мониторинга как «барометр Деловой России», показывающая, что происходит в бизнесе в каждом из регионов страны. На основании полученных данных готовится аналитическая документация, которая в итоге поступает в федеральные органы государственной власти. Наши выводы находят отражение в тех изменениях и поправках, которые вносятся в законодательные документы. Однако сами предприниматели пока не высказывают мнения: мы регулярно рассылаем информацию о вносимых поправках в законодательство всем организациям, ассоциациям в соответствии с их профилем, но ни одна из них свои поправки в эти документы не вносит, как будто предпринимателей это не волнует. А органы государственной власти понимают, что без мнения делового сообщества невозможно правильно выстроить экономику региона и страны и прислушиваются к нашему голосу.
Одним из самых серьезных вопросов для ряда общественных объединений сейчас является резко возросший до 34% ЕСН. И работа по этому вопросу является своеобразным индикатором их эффективности. Как было отмечено в ходе обсуждения, ЕСН в размере 34% вместо 26% должен был быть введен еще с 1 января 2010 года, но благодаря настойчивой работе РСПП, бизнес-сообщества, на год был отсрочен.
В этом году высокая ставка налога была введена, однако общественные объединения продолжают обращать внимание федеральных властей на ее губительность для бизнеса. Инициативы общественников приносят результаты — об этом в рамках круглого стола рассказал исполнительный директор Татарстанского РО общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Артем Наумов, отметив, что некоторые факты можно считать совпадением. Так, в декабре прошлого года накануне всероссийской акции протеста президент РФ озвучил решение о снижении ставки для некоторых групп предпринимателей до 26%. В мае 2011, после объявленной двухдневной забастовки предпринимателей главой государства министру финансов было дано указание подготовить программу по снижению налога ЕСН.
Артем Наумов, исполнительный директор Татарстанского РО общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»:
— Работа общественных организаций, направленная на снижение ставки ЕСН, только начинается. Для российских объединений основной задачей является защита интересов предпринимателей. Хотя, честно говоря, мы хотели бы работать цивилизованно, по примеру западных организаций, и не заниматься шашкомахательством, а в большей степени развивать направление В2 В.
Сегодня многим общественным организациям Татарстана удалось найти свою нишу. Скажем, Ассоциацией малого и среднего предпринимательства РТ сделан очень хороший внутренний клуб для общения бизнесменов. Одним из направлений работы ТПП РТ является организация встреч с зарубежными предпринимателями. Мы знаем, что там этот вопрос серьезно поставлен, и рекомендуем нашим бизнесменам для контактов с иностранцами обращаться именно туда.
В структуре ТПП РТ в настоящее время работают 24 комитета, каждый из которых курирует определенное узкое направление. Причем, как отметил заместитель председателя этой организации Артур Николаев, комитеты не создаются специально, а возникают в соответствии с требованием времени и тогда, когда есть активный человек, готовый развивать и поддерживать ту или иную инициативу. Только в прошлом году образовалось 10 новых комитетов.
Другой формой профильных организаций являются самостоятельные объединения бизнесменов, работающих в определенном сегменте, как например, Клуб IT-директоров РТ. Причем, как следует из презентации организации, она может быть интересной и нужной не только IT-директорам, но гораздо более широкому кругу предпринимателей.
Рамиль Миннизянов, руководитель Клуба ИТ-директоров РТ:
— Мы создали ассоциацию инфокоммуникационного развития общества. Задача ее — пропаганда современных продуктов и возможностей, которые сегодня предлагает сфера ИТ. Наше клубное сообщество призвано объединить руководителей, заинтересованных в развитии своих компаний за счет информационных технологий. Общую цель мы определили так: создание интеллектуальной элиты Татарстана, потому что человек, обладающий управленческим функционалом и еще имеющий технический склад ума — это правая рука руководителя. Наша задача создавать таких людей и объединять их.
В ходе круглого стола стало очевидно, что градация общественных объединений по значимости целей и важности для бизнес-сообщества, скорее всего, не имеет смысла: каждый предприниматель нуждается как в решении общих для отрасли проблем, так и в узкоспециальной поддержке, а потому заинтересован в существовании широкого спектра организаций. Численность организации тоже далеко не всегда является показателем ее эффективности. А возраст ассоциации позволяет ей, не прячась за ширмой авторитета, открыто признавать остроту проблемы неинформированности самих предпринимателей о ее деятельности. Это подтвердили в ходе обсуждения и предприниматели.
Закия Шафикова, генеральный директор ООО «Инвестиционная компания «Элемтэ», эксперт TatCenter.ru по фондовому рынку:
— Я сама как предприниматель уже 16 лет на рынке, но и сейчас о существовании и работе многих общественных организаций не имею представления. Конечно, объединения нам нужны! Это и возможность новых контактов, и круг общения, в ходе которого мы вольно или невольно друг у друга учимся. Но у объединений зачастую отсутствует четкая идея, концепция поддержки, а у бизнеса, соответственно, не возникает плановой необходимости в сотрудничестве с ними. Прежде всего, необходимо наладить каналы доведения информации о деятельности общественных организаций до предпринимателей, нужно, чтобы у человека появилось желание узнать, а затем и включиться в совместную деятельность.
Именно поэтому директор Делового интернет-портала TatСenter.ru Эльмира Гайнутдинова назвала одной из основных задач СМИ республики — информирование общества о работе общественных организаций Татарстана, пропаганду их деятельности. В рамках круглого стола в качестве одного из вариантов была названа возможность размещения информации о работе общественных организаций на сайте Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ. Хочется верить, что за важностью других проблем бизнес-сообщества, решению вопроса доведения до предпринимателей информации о деятельности общественных организаций будет уделено должное внимание.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: