В 7 632 словах Послания было сформулировано немало сильных идей. Прозвучало даже очень глубоко философское: «От общества теперь требуют не только здравого признания права каждого на свободу совести, политических взглядов и частной жизни, но и обязательного признания равноценности, как это не покажется странным, добра и зла, противоположных по смыслу понятий».
Но все же основными моментами Послания мы считаем:
- наделение муниципалитетов реальной властью, возвращение к Земству
- поднятие качества государственных услуг
- возращение итогового сочинения в выпускных классах как одного из индикаторов успешности воспитания Личности
- активизация программ доступного жилья
- пересмотр перспективных направлений развития науки и техники с использованием советского опыта
- задача формирования гигантского внутреннего спроса на высокие технологии
- двухлетние налоговые каникулы для новых малых предприятий, работающих в производственной, социальной, научной сферах
- возможность для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей платить налоги и страховые взносы по принципу «одного окна»
- возмещение из федеральной казны затрат региона на создание инфраструктуры: индустриальных площадок и технопарков, бизнес-инкубаторов
- усиление борьбы за деоффшоризацию российской экономики
- создание на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири сети специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств
- консервация взятого курса на глубокое перевооружение армии и флота, на модернизацию оборонно-промышленного комплекса, несмотря на огромные затраты.
Вообще, консерватизмом было пропитано буквально каждое предложение Послания. Отстаивание ценности государственного и общественного порядка, неприятие «радикальных» реформ и экстремизма, ставка на укрепление безопасности, а во внешнеэкономических отношениях — на разумный протекционизм, — все это неотъемлемые черты политического течения «консерватизм».
В нашем случае консерватизм является защитником того, что было достигнуто за все 14 лет правления Путина. Недаром еще в 2009 году крупнейшая партия страны Единая Россия официально провозгласила своей идеологией «российский консерватизм». Недаром в Послании Владимир Путин прямо обращается к Николаю Бердяеву, русскому христианскому и политическому философу начала 20-го века:
«Конечно, это консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию».
В принципе, по каждой прозвучавшей основной идее мы дадим более развернутый анализ, а пока остановимся на том, что прозвучало в первую очередь.
Земство. Версия 2.0.
Один из самых сильных моментов в Послании — это попытка оживить, поднять из спячки муниципальные образования. Именно с этого основного блока и начинается Послание. Президент тем самым акцентирует внимание на этой проблеме как на первоочередной.
«В том числе мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни.
Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объём ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, и вы это хорошо знаете, не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно. Органы местного самоуправления то и дело сотрясают и коррупционные скандалы".
Далее идет горькое признание: «Районный уровень фактически выхолощен. Его полномочия в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты переданы в регионы».
Что делать? Как это решать? Владимир Путин задает цель:
«Кроме того, местная власть должна быть устроена так, — а ведь это самая близкая власть к людям, — чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой. Повторю, считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах».
И тут следует совершенно неожиданный поворот в сторону знаменитых Земских реформ 1864 года:
«И такую работу мы должны начать, и в основном законодательно обеспечить уже в следующем, 2014 году — в год 150-летия знаменитой Земской реформы. Кстати, именно развитие земств, местного самоуправления в своё время позволило России совершить рывок, найти грамотные кадры для проведения крупных прогрессивных преобразований. В том числе для аграрной реформы Столыпина и переустройства промышленности в годы Первой мировой войны».
Возвращение к патриархальному Земству 1864 года действительно выглядит очень романтичным. Земские собрания и управы тогда не имели принудительной власти, так как полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания.
Земские собрания и управы ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения и устройством санитарной части в городах и деревнях; «попечением» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечением народного продовольствия; заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды…
Такая романтизация земства — это, конечно, было очень свежо и неожиданно. Ведь накануне ходили слухи о сворачивании института городских и областных советов. Теперь же, напротив, местные советы должны еще более плотно заняться хозяйственными делами, беря пример с далеких пра-пра-прадедов.
«Уверен, и сейчас сильное местное самоуправление способно стать мощным ресурсом для пополнения и обновления кадрового потенциала страны. И конечно, мы все заинтересованы в том, чтобы через механизмы выборов во власть приходили подготовленные, целеустремлённые, профессиональные люди, готовые ответственно исполнять свои обязанности. Потому будем и дальше работать над развитием политической конкуренции, совершенствовать политические институты, создавать условия для их открытости и эффективности», — заявил Путин.
Конечно, это смело, но уже есть определенные сомнения, заключающиеся в том, что сброс всей ответственности на уровень муниципалитетов в таких условиях, вероятно, может привести к хаосу в социальной сфере.
Готовы ли муниципалитеты взвалить на себя такую ношу? Справятся ли? Есть ли у региональных властей правильное понимание перераспределения полномочий? — все это в ближайшее время будет материалом для горячих дискуссий.
В следующей статье мы проанализируем другие основные моменты Послания. Следите за Tatcenter.ru.
Ранее на эту тему: Добро и зло послания Владимира Путина
Альберт Бикбов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: