В 2004 году высшее политическое руководство России приняло решение перевести день основного закона государства из разряда государственных в разряд обычных профессиональных праздников, приравняв его по значимости, например, к Дню работника леса. В России стало как в Америке — есть выходной 12 июня — День Независимости (в Америке — 4 июля) и 12 декабря — День Конституции РФ (В США — 17 сентября). Такое разделение подчеркивает, что волевой акт признания независимости как причины стоит выше принятой конституции как следствия.
Выходных нет, поэтому неудивительно, что общество в целом относится к празднику довольно нейтрально. Татарстан идет по другому пути. Оба праздника: День Конституции, 6 ноября, и День Независимости, 30 августа, — чтутся одинаково высоко.
Главная миссия российской конституции — в реальной роли, которую она сыграла в новейшей истории страны. Конституция завершила горячую фазу борьбы за власть. Вся нынешняя политическая система существует постольку, поскольку существует конституция. И власть нынешнего президента легитимна не благодаря рейтингам, а в силу действия российской конституции.
Конституция — это основной закон страны, главный документ, на котором базируются все остальные законы и подзаконные акты. Основные положения Конституции декларируют права человека и гражданина как высшую ценность, разграничивают светскую и духовную власть, а также содержат ряд других принципов, по которым строится вся общественно-политическая система государства.
Конституция — это не просто документ, это закон прямого действия. Осуществление принципов, которые в ней закреплены, служит основой развития демократического государства. Другими словами, «Основной Закон».
«Это вчерашний день»
Депутат Госсовета Татарстана Шакир Ягудин во вторник на круглом столе на тему «Влияние основного закона государства на региональное законодательство» заявил, что нынешняя «конституция хорошая и другой у нас нет». И почти сразу же перешел к критике. Ягудин отметил, что отечественный федерализм нуждается в гибкости и децентрализации. Для этого он предлагает развивать горизонтальные отношения между российскими регионами, изучать опыт других стран — в частности, ФРГ, где в Бундестаге заседают представители шестнадцати регионов, — и, наконец, заключать договоры между центром и субъектами федерации.
Заведующий кафедрой политологии К (П)ФУ Олег Зазнаев в своем выступлении отметил, что актуальность конституции вызывает вопросы. «За последние 20 лет конституция осталась прежней, но в девяностые годы в стране была одна ситуация в области федерализма, а в двухтысячные — совершенно иная», — заявил Зазнаев. При этом он подчеркнул, что сам не выступает за изменение конституции, так как дело не в столько в ней, сколько в обществе, для которого ценности федерализма не являются приоритетом.
Одним из последних слово взял заведующий кафедрой конституционного и административного права К (П)ФУ Евгений Султанов. Сразу назвав себя самым ортодоксальным критиком нынешней конституции и существующих федеративных отношений, Султанов заявил:
«То, что мы сейчас говорим — это вчерашний день, если не позавчерашний. Жизнь движется вперед, а такое ощущение, что мы остались в 18 году, когда создавался РСФСР, и никак не можем ничего нового придумать».
Ученый также раскритиковал существующую систему местного самоуправления и отметил, что предметов совместного ведения между федеральным центром и республикой не существует, «это юридическая химера, фикция». По его мнению, происходит это из-за того, что региональные власти не формируют объекты управления:
«Мы не понимаем, чем должен управлять федеральный центр и где его пределы. Мы не понимаем, что такое регион и чем он должен управлять».
«Не нужно строить из федерального центра монстра»
Проблему федерализма и взаимоотношений с центром нельзя назвать новой для Татарстана. Скорее наоборот, дискуссия вокруг этой темы велась с начала существования республики. Эксперты портала TatCenter.ru прокомментировали текущие отношения между федеральным центром и Татарстаном и высказали предположения о будущем республики.
Сергей Сергеев, профессор кафедры социальной и политической конфликтологии КНИТУ:
«Не нужно изображать федеральный центр каким-то монстром, который только и смотрит, как лишить несчастный Татарстан прекрасной к онституции. Дело в том, что в российской конституции все субъекты федерации равны в отношениях с центром, и это правильно. Речь идет о юридическом равенстве, не должны одни субъекты или населения одних субъектов иметь больше юридических прав, чем другие, потому что это очень болезненно воспринимается другими субъектами.
Особый статус Татарстана или Северокавказских республик болезненно воспринимается населением краев и областей. В двухтысячных годах, после определенной неустроенности 90-х годов, стали заметны унитарные тенденции, но я думаю, что эти качания маятника постепенно успокоятся, федерация придет к определенному равновесию. Я не думаю, что кто-то кроме радикалов с той или с другой стороны хочет лишить Татарстан независимости. Речь идет о том, чтобы выровнять в юридическом плане субъекты федерации".
Владимир Александрович Беляев, заведующий кафедрой социологии, политологии и менеджмента Института социальных технологий, считает, что, несмотря на определенные тенденции к унитаризму, рано или поздно федерализм вернется, так как того требуют интересы народа и регионов.
Александр Салагаев, совладелец ООО «ЦАИР-Маркетинг»:
«Федерализм бывает разный. В России сложился этнофедерализм, сложилась симметричная этнофедерация. Есть субъекты разного статуса: есть республики, есть области, есть автономные округа и так далее. И они имеют разные экономические, политические, культурные права. И эта асимметричность усиливается.
Республики динамично развиваются, в них растет благосостояние, развиваются экономика, культура. А области находятся ниже плинтуса. И сейчас речь идет не об отказе от федерализма, а об отказе от этой ассиметричной федерации, чтобы субъекты были равны друг другу, чтобы республики и области имели равный статус. Здесь нет покушения на культурно-национальную автономию. Общая тенденция такова, что будет движение от этнофедерализма к обычной федерации".
Юрий Алаев, член Общественной палаты, руководитель общественно-информационного центра КФУ считает, что и переименование президента в главу, о котором много говорилось, не повлияет на республику:
«Что касается переименования глав регионов, то у Татарстана еще есть время до первого января 2015 года. Во-вторых, президент Рамзан Кадыров в 2010 году сказал «Я буду главой называться». Что-нибудь изменилось в Чечне, ухудшилось? Я думаю, что в Татарстане ничего не произойдет.
Конечно, может быть, не очень комфортно будет с моральной точки зрения президенту Рустаму Минниханову, потому что был первый президент Шаймиев, который президентом и ушел, а он был президентом и вдруг превратился в главу Татарстана. Но он (Минниханов — ред.) — человек чрезвычайно прагматичный, нацеленный на результат, на работу и, я думаю, это обстоятельство как-нибудь переживет.
Татарстан, если говорить о его социально-экономическом положении, о его роли и месте в числе субъектов РФ, ничего не потеряет, если будет нормально развиваться. Если ситуация войдет в кризисную фазу и мы провалим какие-то масштабные федеральные проекты, то его положение пошатнется, и пошатнется положение руководства".
Камиль Асадуллин, Альберт Бикбов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: