Лекция, которую провел в КГАСУ Энрике Пеньялоса, напоминала лекции левых философов XX века, часто преподававших в университетах Европы. Как и любой философ подобного толка, Пеньялоса дает определение многим вопросам и проблемам через вопросы личной свободы и всеобщего равенства.
Сквозь призму нашего менталитета сложно понять: как такой человек мог попасть на встречу в городскую ратушу, увидеться лично с мэром? Все потому, что у Пеньялоса отличный послужной список: экс-мэр столицы Колумбии Богота, глава совета директоров института транспорта и развития Нью-Йорка, консультант градостроителей из крупнейших городов мира.
Символично, что лекция началась с просьбы преподавателя студентам сесть на ступеньки или выйти вовсе, чтобы освободить места для приглашенных гостей: среди них были главы муниципальных районов, сотрудники ГИБДД и прочие облеченные некой властью люди.
По словам лектора, существует прямая связь между улучшением городского пространства и улучшением уровня жизни людей. Притом под уровнем жизни здесь понимается не только уровень заработка, но и уровень таких пространных, но в то же время важных понятий, как личное и общественное счастье. Город — это лишь средство достижения высокого уровня жизни.
«Основа всей современной жизни в абсолютном большинстве стран — капитализм. А держится он на рыночной экономике. При этом для того, чтобы рынок работал, в обществе должно быть социальное неравенство. И что, значит, мы о равенстве должны забыть? Нет! Ведь демократия — это не пустой звук».
Главное — равенство, считает Пеньялоса, — равенство между детьми. Каждый должен иметь доступ к зеленому парку, бассейну и прочей полезной инфраструктуре. Но для создания подобного равенства нужно сначала, разумеется, создать такую инфраструктуру.
Улицы Боготы до и после руководства Пеньялоса
Что такое хороший город?
«Хороший город — это такой город, где нам хочется находиться в общественном пространстве, — цитирует Пеньялоса одного из ученых-урбанистов. — Что это за пространства? Это парки, площади, пешеходные зоны. Именно там должно ощущаться всеобщее равенство. Ведь в рабочее время люди с низким и высоким достатком равны, а неравенство начинает ощущаться, когда они выходят из офиса на улицу. Богатые могут позволить себе личные сады, спортивные площадки и прочее… Нужно создавать аналогичные общественные вещи, не уступающие по уровню. Если в городе хорошо себя чувствуют наиболее уязвимые категории граждан — дети, пожилые, инвалиды, люди с низким уровнем достатка, — значит, комфортно и остальным».
Пеньялоса убежден, что разница между прогрессивным и отсталым городом не в марках машин, которые по нему ездят, и не в красоте автострад — разница в качестве пешеходной зоны.
О современных зданиях
«Сейчас существует огромная опасность для многих городов мира — торговые центры. Когда они замещают общественные пространства как места встречи людей, это значит, что город болен и страдает. Где сейчас собираются люди? В торговых центрах. Разве можно в таком центре начать социальную революцию? Никогда! Это ведь расхожая история: вы приезжаете в какой-то город мира, скажем, Бангкок, и спрашиваете «А куда мне лучше всего сходить?». И получаете ответ — «тут недалеко есть торговый центр».
Послушайте, но ведь они все одинаковы: деревьев нет, архитектуры нет, погоду не чувствуешь, океан не видишь, речку не видишь, и сам город не видишь. Если вам завязать глаза, посадить на пару часов в самолет, не сказав направления, а потом выпустить в торговом центре, вы не поймете, где вы.
Что же касается других современных зданий — нет разницы, скажем, сколько этажей в офисном центре. Гораздо важнее, что со зданием происходит, когда оно касается земли, есть ли рядом качественное общественное пространство".
О приоритетах
«Сначала пешеходы, потом велосипедисты, потом автомобилисты, — утверждает Пеньялоса, лишний раз подтверждая правило „сначала общественное, потом личное“. — У всех машин есть качественные дороги, но не у всех пешеходов есть хорошие тротуары, а у велосипедистов дорожки. Или по-другому: тротуары есть, но забиты машинами. Это ведь вопиющее неравноправие! Россия — практически единственная страна в мире, где гражданина заставляют прятаться от машин под землю, заходя в эти переходы. Может, лучше спрятать туда машины?»
О набережных
По мнению лектора, набережные — это одно из немногих сокровищ, источников радости, оставшихся в городе. Если город считается демократическим — он никогда не оградит своим гражданам доступ к набережным. «В Боготе мы сделали центральную улицу пешеходной. И вместо предложенной нам восьмиполосной автодороги сделали 35-километровую велодорожку, которая соединила богатые районы с бедными». В Боготе нет рек, поэтому набережную там соорудили возле сточного канала.
Набережная в Боготе
Тем временем, рассказывает Пеньялоса, многие города мира пытаются понять: как же им открыть доступ к набережным, ведь везде он закрыт либо домами богачей, либо автодорогами. Так, например, парижане закрывают дороги на набережных на один-два дня в месяц, а правительство Бостона выделило на эти задачи $ 20 млрд.
О борьбе с пробками
«Транспорт — очень странная проблема, которая постоянно ухудшается, — говорит Пеньялоса. — Покажите мне хотя бы один город мира, где проблема пробок решилась бы достройкой дорог. Чем больше вы даете места машинам — тем больше они у вас его заберут, тем больше их появится. Отдайте им все пространство — пробки не исчезнут. Надо не давать, а забирать пространство у автомобилей — это политическое, а не техническое решение».
Следует ограничить количество личного транспорта, считает Пеньялоса. А для этого, как минимум, запретить парковку в центре города и увеличить налог на автомобили.
Выделенные линии для автобусов в Боготе
Люди в мире любят общественный транспорт не за его экологичность, а за то, что он мобильнее (в силу работы выделенных полос), и с ним не нужно искать место для парковки или платить за въезд в какую-то часть города, говорит лектор. Нужно придумывать все новые способы, как убедить людей пользоваться общественным транспортом. Или — создавать условия к пересаживанию на велосипеды. Пеньялоса убежден, что велодорожки — это символ демократии, ведь при их наличии уравнивается в правах человек, который едет на велосипеде за 300 долларов, и человек на машине за 30 000.
«В Боготе мы провели референдум „Хотят ли люди на один день в году видеть свой город без машин?“. И вот теперь каждый второй четверг февраля в город не выезжает ни один частный автомобиль».
Александр Левин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: