Ученые со всей России, студенты и аспиранты КФУ и других вузов на прошедшей неделе обсуждали в Казани гражданскую идентичность, механизмы ее формирования и различные ее аспекты.
По словам участников, подобная конференция сейчас как нельзя кстати: такие слова, как экстремизм, сепаратизм, национализм — у всех на устах. Еще более актуален выбор места проведения — достаточно всего лишь посмотреть новостные сводки по Татарстану за ноябрь, чтобы понять, что вопрос экстремизма стоит достаточно остро.
«Повсеместная радикализация и экстремизация стали реалиями современной России, — говорит секретарь Совета по безопасности РТ Валерий Власов. — Да, религиозные убеждения — это личное дело каждого, но они перестают таковым быть, когда совершаются преступления на религиозной почве. Наша главнейшая задача сейчас — консолидация общества страны».
Проблемы, связанные с национальным вопросом, надо решать системно, считает Владимир Зорин. Немаловажная часть системы — создание специальных органов и рабочих групп. Так, сам Зорин возглавляет комиссию по мониторингу и разрешению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений Совета при президенте РФ по межнациональным вопросам.
Он считает, что всеобщая (видимо, имея в виду его и коллег) мечта — практическое воссоздание министерства национальной политики. Именно такой орган смог бы сосредоточить в себе достаточные административно-правовые ресурсы для эффективного решения разного рода спорных вопросов, будь то любая проблемная ситуация с участием мигрантов или конфликт на межэтнической почве.
«Фактически, министерство национальной политики уже начало функционировать на базе министерства регионального развития, а полномочия последнего начинают распределяться по другим ведомствам», — сказал Зорин.
Здесь стоит заметить, что с 2001 по 2004 годы Владимир Зорин сам являлся министром национальной политики, правда, был, фактически, министром «без портфеля». Случилось это в результате не закрепленного до конца статуса конкретного ведомства, которое бы курировало национальную политику.
Однако на высшем уровне понимания пока достичь не удается — не только по этому вопросу, но и по ряду других. В частности, Зорин говорит о введении термина «российская нация», который, по его мнению, мог бы привести к нормализации межэтнических отношений в обществе. Но, к сожалению, по его словам, многие инициативы требуют обсуждения в Госдуме. А там, как мы помним, происходят драки на межэтнической почве, а лидер одной из партий не может прожить и недели без высказываний, считающихся экстремистскими.
«По-прежнему остаются три главных вызова нашей межнациональной стабильности: этнический сепаратизм, экстремизм, в том числе под религиозными флагами, и терроризм. И главная проблема здесь, на мой взгляд — это слабая вовлеченность гражданского общества в решение этих задач», — заявил Зорин.
Гражданскому обществу вообще в последнее время сильно достается. Как только этот термин вошел в моду, то разного рода чиновники стали связывать самый широкий круг проблем именно с бездействием гражданской общественности. Правда, почему-то практически никто (и Зорин тоже) не говорит про создание рабочих механизмов влияния гражданского общества хоть на что-то. А, вероятно, где гражданское общество, там и гражданская идентичность.
В демократическом обществе гражданская идентичность закладывается с самого рождения, утверждает Ирина Семененко, главный научный сотрудник Институт мировой экономики и международных отношений РАН. Большой опыт изучения западных стран позволяет ей сделать подобное заявление. Момент, что в нашей стране тоже демократия, приходится опустить. Наверное, она все-таки имела в виду то самое гражданское общество, с которым у нас проблемы.
Для нормального функционирования многонационального общества, говорит Семененко, необходима двусторонняя интеграция: действия как со стороны мигрантов, так и со стороны принимающей стороны. «Ведь если они приезжают к нам с добрыми намерениями и решают проблемы нашего рынка труда, то почему бы ни относиться к ним по-человечески», — говорит она.
Позиция общественности по этому тезису не заставила себя ждать и проявилась в лице студента третьего курса КФУ:
«Так, я не понял, это что, с нашей стороны должны быть усилия?»
Александр Левин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: