Новости
12 Февраля 2014, 10:00

«Выключенные» из образования

Власти Татарстана заявляют о том, что хотят сделать доступными для детей-инвалидов сто средних школ. При этом тут же оговариваются — программа находится в зачаточном состоянии и принять инвалидов за парты не готово само общество в лице детей и родителей.

В 2014 году в Татарстане 104 школы должны быть переоборудованы по программе инклюзивного образования. Министр образования Татарстана Энгель Фаттахов заявил о таких цифрах на коллегии в Академии наук РТ, но тут же оговорился, что проект в республике сейчас в находится в «зачаточном состоянии», а фактически — не работает.

СПРАВКА
Инклюзивное образование — процесс развития системы общего образования, в ходе которого детям с ограничениями по здоровью обеспечивается доступ в обычные, а не специализированные учебные заведения. Согласно закону «Об образовании», в стране должен обеспечиваться равный доступ к образованию, независимо от особенностей обучающихся.

По программе «Доступная среда», в рамках которой в образовательных учреждениях, создаются условия для нахождения и передвижения в них людей с ограничениями по здоровью, в 2011—2015 годы по линии министерства образования было предусмотрено финансирование в размере порядка 19 млн рублей. На эти деньги школы и детские сады должны были оборудовать пандусами и другим оборудованием для детей-инвалидов. По данным министерства, в 2013 году в массовых образовательных школах обучение проходили 6483 ребенка с ограничениями по здоровью.

Напомним, по стандартам минобразования России 20\% образовательных учреждений субъекта должны быть доступны инвалидам. В республике 1503 школы, 20\% от них — около 300 школ. Такие показатели ранее в министерстве труда, занятости и социальной защиты РТ, курирующем «Доступную среду», назвали практически недостижимыми и предложили пересмотреть федеральные требования.

Деньги с 2011 года из бюджета формально уходят на «переоборудование» школ и обучение педагогов, но на деле программа инклюзивного образования в республике не реализуется, говорят эксперты. Можно говорить о том, что есть отдельные случаи, когда родители добиваются, чтобы их дети-инвалиды учились вместе с обычными детьми в одном классе, но проработанной системы пока нет.

Нужна принципиальная позиция властей, другой подход общества к таким школьникам, которым необходима помощь специализированных педагогов, к чему мы пока не готовы, считает кандидат социологических наук, директор Института сравнительных исследований модернизации обществ КФУ Ирина Кузнецова, исследовавшая проблему адаптации инвалидов в городскую среду.

«У нас в Татарстане эта программа не реализуется. Такие дети, к сожалению, в нашей республике сталкиваются с барьерами при получении образования. Я несколько лет занималась исследованием вопроса инклюзивного образования, объезжала российские города, где власти пытаются что-то делать для детей с особенностями. Есть отдельные примеры того, как родители добились того, чтобы их дети учились вместе с обычными детьми. Но говорить о системе нельзя.

Необходимо, чтобы в школах были люди, которые будут помогать детям интегрироваться в эту среду. Если это ментальные проблемы (у школьника — прим. ред.), то они бы помогали при обучении осваивать материал, если у ребенка инсулинозависимый диабет, ему необходимо сделать укол, нужны и условия, где эту процедуру проводить. В школе необходимы такие специалисты, но это должны быть не учителя, потому что они и так загружены очень сильно. Они (специалисты — ред.) нужны и для обычных школьников, которым родители не помогают делать домашнее задание", — говорит Ирина Кузнецова.

Согласно данным Института сравнительных исследований модернизации обществ КФУ, больше 50\% людей с ограничениями по здоровью, участвовавших в опросе, испытывают проблемы уже на стадии транспортировки до места учебы. 12\% школьников отмечают неприспособленность учреждений для инвалидов. В вузах об этой проблеме рассказали больше 32\% молодых людей.

Еще одним фактором, влияющим на повсеместное обучение в школах детей-инвалидов, чиновники называют неготовность общества. Якобы татарстанцы, а особенно дети, не настолько толеранты к выглядящим по-другому людям, и инвалидов в среде «здоровых» людей ждет только унижение.

Действительно, по указанному выше исследованию, до 50\% молодых людей с инвалидностью рассказывают, что одна из основных трудностей, с которыми они сталкиваются при получении образования, — психологические проблемы.

Но другой опрос, проведенный среди обычных школьников в Казани, говорит об обратном: дети не против учиться с имеющими проблемы со здоровьем школьниками, чего нельзя сказать об их родителях.

«Мы проводили опрос среди школьников в Казани, и большинство из них положительно высказалось за то, чтобы в их классе учились такие дети. Но этого же нельзя сказать об их родителях — многие воспитаны в советское время и не готовы к тому, чтобы дети-инвалиды учились в обычной школе.

Наше поколение вообще предпочло бы отмахнуться от нездоровых детей. Мне рассказывали, что одного ребенка с пороком сердца, не успевавшего за программой из-за состояния здоровья, чиновники от образования направили учиться в коррекционную школу", — говорит Ирина Кузнецова.

Невосприятие детьми и подростками инвалидов — это миф, считает жительница Казани Олеся Тимофеева. Будучи инвалидом-колясочником, она обучалась в обычной школе, а потом и работала педагогом, знакомя младших школьников с программой инклюзивного образования.

«Я училась в обычной школе до 5 класса, это был выбор нашей семьи. Когда я поступала в первый класс, открывался реабилитационный центр на Зорге, но я и мои родители решили, что лучше учиться в обычной школе, чем находиться «в резервации». Первые месяцы осенью в школу меня возила мама, зимой, в период снегопадов, когда добираться было очень сложно, учителя приходили на дом. С пятого класса, когда стало трудно подниматься на этажи, обучение полностью стало домашним.

Я считаю, что мне очень повезло с учителем в начальной школе — обучение в школе строилось на поддержке и понимании, все одноклассники дружили со мной, я участвовала во всех событиях и мероприятиях. Мне кажется, что именно в этом возрасте дети готовы к восприятию всего нового, их сознание не зашорено стереотипами, чего не скажешь об их родителях. Именно они (родители — прим. ред.), чаще всего, бывают не готовы к тому, что их дети будут учиться вместе с инвалидами.

После обучения я работала по специальной программе, в рамках которой проводились «Уроки доброты» — в школу к детям приводили людей с инвалидностью и рассказывали, что они такие же, как и обычные люди, но имеющие некоторые особенности. Дети всегда были рады меня видеть, охотно участвовали в мероприятиях, были открыты.

Думаю, что при поступлении детей с особенностями в обычную школу, нужно проводить тренинги для родителей с обеих сторон. Когда мама собиралась отдавать меня в школу, она боялась, что меня могут обидеть, но решение было в пользу обычной школы. Не хочу сказать, что все дети с особенностями должны учиться вместе с обычными детьми, нужно решать это по каждому ребенку индивидуально. Речь не идет об отношении детей или учителей, они готовы к тому, что есть дети с инвалидностью. Проблема скорее в техническом обеспечении образовательных учреждений, где пока нет условий для инвалидов", — говорит Олеся Тимофеева.

Проблема «включения» детей-инвалидов в общую систему образования вытекает из более глубокой — игнорирования российским обществом инвалидов. Формально власти пытаются привить терпимость к людям, выглядящим или ведущим себя по-другому господдержкой на создание инфраструктуры, но на деле реальность остается миром для молодых и здоровых, способных обеспечить и защитить себя людей.

Люди с ограниченными возможностями и дальше остаются «отрезанными» от нормальной жизни — не могут передвигаться по городу, посещать общественные места, получить рабочее место, реализовать себя. По словам Кузнецовой, сейчас в Европе вообще стараются уходить от коррекционных школ — практически все дети там учатся в обычных, но с ними дополнительно занимаются специально обученные педагоги.

«Я знаю пример, когда группа студентов из университета Бирмингема, в которой учится девушка на коляске, выезжала на летнюю практику в Берлин. Руководство вуза выделило деньги и еще педагога, чтобы студентка могла поехать вместе со всеми. Вуз дает по 20 фунтов в час на работу этого специалиста. Это хороший показатель отношения государства к особенным детям. Складывается впечатление, что такие дети республике не нужны», — констатирует ученый.

Фото из личного архива Олеси Тимофеевой

Новости
14 Декабря 2024, 14:19

Браконьерам в РТ предъявили ущерб на ₽1,2 млн В 2024 году

За 11 месяцев было возбуждено 65 уголовных дел.

В этом году браконьерам в Татарстане был предъявлен ущерб на сумму 1,2 млн рублей. Уровень взыскания составил 91%. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов.

По словам Шарафутдинова, за 11 месяцев было возбуждено 65 уголовных дел по фактам браконьерства. По 35 делам были вынесены обвинительные приговоры. Сотрудники комитета изъяли четыре ружья, две лодки и два мотора. В течение этого года сотрудники комитета провели более 1,5 тыс. выездных проверок в рамках контрольно-надзорных мероприятий. Было выявлено 992 нарушителя. Им были назначены штрафы на общую сумму около 2 млн рублей, из которых 93% были взысканы.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: