Власти Татарстана намерены приостановить поток приезжающих в регион мигрантов. На 2014 год УФМС республики значительно уменьшило количество квот для получения разрешения на работу и на временное проживание, а также повысило штрафы за нарушение миграционного законодательства. Теперь после законных 90 дней, в течение которых иностранцы из Средней Азии могли находиться в России без постановки на учет, они не смогут вернуться в страну раньше, чем еще через 90 дней. Раньше на приграничных таможенных постах выстраивались очереди из мигрантов, которым ставилась отметка о выбытии, а затем, на следующий день, они снова пересекали российскую границу и могли работать и находиться здесь еще три месяца.
«На руку» миграционной службе пришелся и вступивший в силу с 3 января закон о так называемых «резиновых квартирах», по которому собственники, регистрирующие у себя большое количество иностранцев, преследуются и по уголовному законодательству. Уже было передано 45 материалов и возбуждено 15 уголовных дел. Владелец одной из таких квартир получил 4 года в колонии. По всей республике власти насчитывают около 200 резиновых квартир, в которых одновременно могут быть зарегистрированы 800 иностранных граждан.
«Порядок» в миграционном поле стали наводить еще перед Универсиадой. Тогда часть мигрантов просто выслали из региона, а управление вообще не принимало никаких заявлений на долгосрочное проживание в республике. Накануне на брифинге начальник регионального УФМС Сергей Чепуштанов рассказал журналистам, что в 2013 году были депортированы из страны 1706 граждан, что в 4 раза больше, чем за предыдущий год. При этом на миграционный учет было поставлено более 190 тыс. иностранцев, 25 тыс. из которых — трудовые мигранты.
Больше всего в Татарстан приезжает граждан Узбекистана, Таджикистана и Азербайджана. Среди стран дальнего зарубежья — из Турции, Германии и Китая.
Тем не менее, республика не собирается полностью отказываться от привлеченной рабочей силы. Региону нужны высококвалифицированные специалисты, рабочие на строительство и рынки. По оценкам заместителя руководителя департамента президента РТ по вопросам внутренней политики Александра Терентьева, потребности рынка сейчас составляют порядка 30 тыс. человек.
«Принципиальное отношение к мигрантам сформулировано в послании президента Татарстана — все, кто едет к нам учиться, работать, переезжает с семьей и вписывается в наше культурное пространство, считается с этим культурным пространством, то мы рады этим мигрантам. В любом случае, у нас есть недостаток трудовых ресурсов. С учетом вузов и ссузов, потребность составляет порядка 30 тыс. человек. Принципиальная позиция — мы рады всем, кто едет к нам с позитивными намерениями. Естественно, мы не воспринимаем всех тех, кто едет к нам с каким-то умыслом, нарушая миграционное законодательстве, не считается с мнением местного населения, нам с этими людьми не по пути», — сказал он во время брифинга.
«Кажется, что иностранцы совершают много преступлений…»
За 2013 год мигранты совершили более 27 тыс. нарушений в сфере миграционного законодательства. Уровень преступности среди них сейчас составляет менее одного процента от общего числа — 0,8%. Всего это 359 преступлений, что, по словам Чепуштанова, на 9% меньше, чем за предыдущий период. В отношении них совершилось 236 противозаконных действий.
Низкий, по сравнению с общим криминальным фоном, уровень преступности, таковым россиянам не кажется из-за политизации подобных конфликтов, считает Терентьев.
«В многонациональном государстве по-другому быть не может. Другое дело, включаются эти индикаторы или не включаются. Когда происходят резонансные происшествия, в которых задействованы люди другой внешности, не местные, часто эти индикаторы включаются. Когда татарин русского, русский татарина «прищемил», то здесь о национальности никто не вспомнит. Если это чеченец, дагестанец, тут же включаются эти маркеры, и уходят в публичную сферу. Поэтому такая информация на слуху, и нам кажется, что иностранцы совершают много преступлений.
Да, с точки зрения поведения — часто оно вызывающее. Да, они импульсивные, другие по менталитету, ведут себя по-другому. Но, если говорить о преступности, то это не те цифры, которые бытуют у населения", — говорит Терентьев.
Речь идет о том, что на мигрантов часто накладывается ответственности и за преступления, которые
совершаются россиянами — выходцами из российских республик Кавказа. Но они такие же граждане России, как и татарстанцы или жители других субъектов страны.
Собирать данные об их перемещении сложнее, потому что они имеют право свободно передвигаться по стране, признается Терентьев. Однако частично информацию о них собирают землячества и национальные автономии — в случае Татарстана это Ассамблея народов.
Национальные вопросы вне политики?
В числе проблем, с которыми сейчас столкнулась национальная политика в республике, Александр Терентьев назвал радикальные и псевдоисламские течения. Зачастую их распространителями становятся и мигранты из республик Средней Азии. Контролировать их «деятельность» взялось ДУМ РТ. Но и от помощи простых граждан власти не отказываются. Буквально — просят сообщать о странно выглядящих и необычно ведущих себя людях, поселяющихся в домах.
Взаимодействовать с радикальными объединениями, судя по словам Терентьева, в республике не готовы. «Снимать проблемы» власти хотят только через Ассамблею народов. Так было и по ситуации в Нурлате, когда диаспоры поехали на место конфликта для выяснения всех обстоятельств.
«Набиуллин (Наиль Набиуллин, глава союза татарской молодежи — прим. ред.) из „Азатлык“ — насколько с ним взаимодействие возможно и нужно? Некоторые СМИ приписывают взаимодействию с ним Казанскому Кремлю, что он чуть ли не по указке работает. Конечно, это большая глупость. Мы никому никаких указов не даем — с Ассамблеей работаем постоянно. Есть институты, которые помогают снимать проблемы», — сказал замруководителя департамента президента РТ по вопросам внутренней политики.
Прокомментировал он и произошедшую 30 декабря в Казани массовую драку, в которой приняли участие выходцы из Кавказа и скинхеды. Ранее МВД опровергало факт массового конфликта и применение его участниками оружия. Происшествие он назвал «внутренней криминальной стычкой».
«Окончательный результат может дать только следствие. Заочно мы никого осуждать не будем. Но то, что в драке участвовало 20 человек, это достаточно очевидно. То, что эти четыре человека (задержанные — прим. ред.) уже раньше „светились“ в других преступлениях — тоже факт. Что представители Кавказа — да, действительно, они приезжие, у них родители здесь работают. Но они наши, россияне. Здесь конфликт чисто внутренний, здесь говорить о мигрантах — неправильно. Предпосылки к стычке были и с одной, и с другой стороны. То, что эти четверо достали ножи и кастеты и начали наносить удары — общеизвестно. Это криминальная стычка, по большому счету», — заявил Александр Терентьев.
На пресс-конференции сразу после новогодних праздников замначальника управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти и местного самоуправления МВД по РТ Рамиль Нугуманов заявлял, что в драке принимали участие только четыре человека, которые вооружены не были. Примерно таким же по содержанию было и официальное заявление МВД.
«Если сразу придавать национальный окрас тем, кто в конфликте участвует, то мы уходим сразу в межнациональные (конфликты — ред.), появляются группы по интересам, появляются на заборах надписи — «Самооборона — не преступление».
А то, что человек чуть на тот свет не отправился, люди серьезно были травмированы — это не замечается. Надо к этому относиться, как криминальному явлению. Оценку всему даст следствие.
Сейчас на лицо политизация этого момента — какие оценки даются в социальных сетях по России, даже не в республике Татарстан. Нельзя обществу скатываться в крайние оценки, политизироваться в национальных вопросах", — считает Терентьев.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: