После целого ряда событий, произошедших в Татарстане на прошлой неделе, и поставивших под сомнение состояние безопасности в регионе, городские власти заторопились с принятием межнациональной программы.
На совещании в мэрии начальник отдела по развитию языков и взаимодействию с общественными организациями исполкома Казани Ирек Арысланов рассказал, что программа, по которой в городе проводится межнациональная политика, будет дополнена задачами по профилактике экстремизма и терроризма, противодействию преступности, улучшению условий для законного выражения гражданами своего мнения. Также в ней будут прописаны вопросы регулирования миграции.
«Черная неделя» заставила Татарстана усилить меры безопасности
Экстренно пересмотреть программу власти подвигли события прошлой недели.
Напомним, 17 ноября в результате крупнейшей для республики авиакатастрофы в аэропорту Казани погибли 50 человек, в числе которых, старший сын президента Ирек Минниханов и глава местного ФСБ Александр Антонов. Первоначально, одной из версий катастрофы назывался теракт.
В тот же день, за несколько часов до падения Боинга-737, руководители правоохранительных структур на заседании антитеррористической комиссии доложили об обнаружении в республике самодельных взрывных устройств. Они были найдены и обезврежены в Алексеевском районе и Нижнекамске. Источник в МВД по РТ сообщил порталу TatCenter.ru, что на самом деле, как минимум одно из СВУ было ракетной установкой. Один запуск ракеты был осуществлен в сторону «Нижнекамскнефтехима» — одного из крупнейших нефтехимических предприятий Европы.
Еще раньше, в ночь на 17 ноября в Татарстане подожгли две православные церкви — в Чистополе и Новошешминском районе. При этом полностью сгорел молитвенный дом в честь великомученика Димитрия Солунского, расположенного в селе Ленино Новошешминского района. В Чистополе строящийся храм в честь Новомучеников и исповедников российских сотрудникам МЧС удалось отстоять.
По всем перечисленным происшествиям возбуждены уголовные дела.
Тогда президент Татарстана Рустам Минниханов поручил правоохранительным органам в усиленном режиме обеспечивать безопасность граждан республики, а также особо опасных объектов, предприятий экономики и народного хозяйства.
19 ноября, в мэрии прошло заседании городской антитеррористической комиссии. На ней, в частности, было сказано, что в Казани взят под усиленный контроль метрополитен, усилен патруль на улицах, по отдельной программе ведется работа с лицами, состоящими на учете по линии экстремизма.
Начальник казанской полиции Валерий Красильников рекомендовал дополнительно проверить подвалы и чердаки жилых домов, а также провести «профилактическую работу» с диаспорами Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана и народов Северного Кавказа. В свою очередь, руководитель исполкома Алексей Песошин поручил, в первую очередь, обеспечить безопасность на объектах промышленности и жизнеобеспечения, в ТРЦ, гостиницах и на рынках города.
Напряжение усиливают мигранты
Усилилась в обществе и напряженность в отношении мигрантов, о чем, выступая перед мэром, напомнил Ирек Арысланов. Обострили ситуацию события в Пугачево и Бирюлево, Русские марши, после которых, по словам Арысланова, в соцсетях наступил разгул национализма.
Отметим, что сейчас Татарстан находится на третьем месте в ПФО по числу мигрантов и на этом же месте (после Самары и Оренбурга) по уровню преступности среди приезжих. Только за 10 месяцев года в республике на миграционный учет поставлены 157 тысяч человек. Более 90 тысяч из них — в Казани.
Чиновник пообещал, что перед принятием документа будут проведены консультации с представителями духовенства, общественниками и экспертами и заявил о необходимости ее «всенародного обсуждения». Вообще же, программа должна быть готова к декабрю, когда пройдет заседание Совета при президенте РТ, а внедряться будет с 2014 по 2018 год.
При этом, по словам чиновника, все структурные подразделения исполкома должны будут изыскать для мероприятий программы допфинансирование.
Выслушав доклад Арысланова, мэр Ильсур Метшин попросил строительные и транспортные компании внимательнее относиться к подбору кадров и следить «какими силами выполняются работы».
«Проблемы есть, и, в первую очередь, это регулирование миграционных процессов. Ситуация сейчас такова, что наши предприятия не могут справиться без привлечения иностранной рабочей силы. Но все должны четко соблюдать законодательство, — предупредил градоначальник, добавив, что желательно принять документ как Конституцию. — Чтобы мы его не пересматривали. Только чтобы теми задачами, которые после 2018 года появятся, дополнялся, а в целом, чтобы он прописывал бы правила поведения, наше видение, чтобы в нашем большом городе всем было комфортно».
В рабочую группу по разработке документа войдут муниципальные чиновники, представители Ассамблеи народов Татарстана, Дома Дружбы, религиозных конфессий, вузов и общественных организаций.
Между тем, эксперты считают, что даже если программа будет принята, нацполитика Татарстана все равно ей соответствовать не будет.
«Я скептически отношусь к подобного рода программам, хотя наш институт постоянно принимает участие в их разработках. Они, в принципе, хорошие. Программы принимаются, а потом забываются, и политика в целом реализуется не по этой программе. Возможно, кто-то просто успеет на ней получить деньги, но политика движется в другом направлении. Такие инициативы полезны для общества, так как позитивно сказываются на общественных настроениях, что, в последствие, становится мейнстримом. Говоря о противодействии экстремизму, нужно понимать, что проблема требует более системного подхода, нежели борьба с ним по программе», — убежден директор института истории Академии наук РТ, эксперт TatCenter.ru по вопросам политики Рафаэль Хакимов.
А председатель Общества русской культуры в Татарстане, руководитель «Центра аналитических исследований и разработок», эксперт TatCenter.ru по социальным вопросам Александр Салагаев и вовсе уверен, что в республике комфорту мигрантов уделяется больше внимания, чем заботам местных жителей.
«При разработке прежней стратегии наше мнение учтено не было, хотя мы предлагали свое видение ситуации. Во-первых, нужно сразу сказать, что проблема в Татарстане начинается с того, что Дом Дружбы — это место, где представлены мигрантские организации, которые работают только друг с другом. Если позиция в том, чтобы создавать условия для толерантного отношения между народами, то нужно сделать так, чтобы в этой структуре были представлены и исконно местные национальности. Там (в Доме Дружбы народов — прим. ред.) полтора десятка интеллигентов — и все. Эти мигранты дружат между собой, это не спасет межэтнические отношения. Во-вторых, нужно решать проблемы регулирования миграции. В первую очередь, это контроль за «резиновыми» квартирами, ведь они остаются без контроля миграционных органов
Я считаю, что при создании программы нужно акцентировать внимание на молодых людях. Большинство из них сейчас телевизор не смотрят, практически все видят в интернете. Они понимают, что государство сейчас старается контролировать многие сферы, поэтому и ищут другие источники. К примеру, видя, что официальная церковь полностью зависима от власти, они уходят в радикальные религиозные течения, у них нет альтернативы. Когда подожгли церкви в Татарстане, Анастасий (архиепископ Казанский и Татарстанский) не сделал ни одного заявления.
В тюрьмах республики распространяется ваххабизм, экстремистская литература, а руководство исправительных колоний это никак не пресекает. Чтобы программа, направленная на регулирование межнациональных отношений работала, нужно широкое обсуждение, а не принималось кучкой специалистов и чиновников", — резюмировал Салагаев.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: