Решить проблему массовых смс-рассылок или попросту — мобильного спама — взялся сенатор Руслан Гаттаров. Подготовленные им поправки в закон «О связи», вводят понятие «рассылки по сети подвижной связи коротких текстовых или иных неголосовых сообщений». В качестве критериев предлагается установить «массовость», «автоматический характер» и «использование номеров, не предусмотренных российской системой и планом нумерации», например, коротких и буквенных.
Заказчик будет обязан заключить с оператором связи договор об отправке смс-рассылки, предоставив оператору сведения об объеме и характере рассылки, согласовать время проведения и другие параметры. В качестве допмеры защиты пользователей предлагается обязать заказчика доказывать наличие согласия абонента на получение рассылки. Кроме того, абоненту предлагается предоставить право обратиться к оператору с требованием прекратить рассылки от конкретного отправителя.
Общественность положительно восприняла «антиспам-инициативу» Гаттарова — регулярные несанкционированные рассылки изрядно поднадоели абонентам всех сотовых операторов.
«Спам — это реклама, на которую абонент не подписывался, и потому она сама по себе неприятна, — констатирует пресс-служба компании „МегаФон“ в РТ. — Самыми массовыми рассылками, по нашим наблюдениям, являются сообщения о службах такси. Причина ясна — это наиболее популярная на сегодня услуга у населения».
Абоненты задаются вопросом: как абсолютно новый номер попадает в ту или иную рассылку?
«Не бывает абсолютно новых номеров. У каждого оператора есть свой пул нумерации, на которую он может подключать абонентов. У номера с течением времени может меняться владелец. В базе какого-нибудь магазина, такси или иной службы номер может быть зарегистрирован, будучи на руках у предыдущего владельца», — поясняют в МегаФоне.
Зачастую абоненты сами провоцируют нежелательную смс-рекламу. Указывают номера телефонов при регистрации на сайтах контент-провайдеров, в анкетах на дисконтные карты, обращаются с мобильного в службу такси.
Представитель пресс-службы МТС в Поволжье Екатерина Гаврилова добавляет сюда социальные сети, объявления на специализированных сайтах и обычный перебор цифр.
«Так персональные данные оказываются в открытом доступе, чем пользуются злоумышленники и мошенники. Также смс-рассылки могут быть организованы с помощью специальных программ, которые генерируют случайные комбинации чисел или отправляют сообщения по всей номерной базе в рамках определенного диапазона номеров», — поясняет Екатерина Гаврилова.
Как бы там ни было, сейчас смс-рассылкой активно пользуются и спаммеры-мошенники, и уважаемые в общероссийском масштабе компании.
Очередной показательный случай произошел недавно в Казани. В антимонопольную службу с жалобой обратился клиент ОАО «Сбербанк России». В заявлении казанца говорится, что еще в мае он обратился в банк с просьбой прекратить в его адрес смс-рассылку, на что был получен ответ, что рассылка будет прекращена в течение 10 дней. Однако в августе заявителю пришло очередное смс-сообщение от банка с предложением оформить кредит.
В ФАС поясняют, что согласно части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы, в том числе посредством смс-сообщений, без согласия на то абонента запрещено. Если абонент обратился к распространителю таких сообщений с просьбой прекратить рассылку, то последний обязан ее прекратить. За несоблюдение закона нарушителю грозит штраф.
Теперь же прекращать рассылки смогут и сами операторы связи. Кстати, в борьбе с мобильным спамом у сотовых операторов на ФАС — большие надежды. «У нас общие задачи», — говорят сотовые операторы. Рынку давно не хватает цивилизованности. А новый закон закрепляет за оператором связи полномочия рекламораспространителя. «Это дает нам право заключать прямые договоры с заказчиками рекламы, контролировать содержание рассылок и наличие согласия абонента на них».
«На текущий момент, согласно действующему законодательству, оператор обязан пропускать сообщения из других сетей в свою сеть, даже если это спам-сообщения. В рамках действующего ФЗ „О связи“ мы не имеем права блокировать входящий SMS-трафик. Проще говоря, каждое SMS-сообщение должно быть доставлено абоненту. Что именно содержится в нем, спам или полезная информация, оператор не видит, так как это защищено тайной связи. Мы рассчитываем, что законопроектом будет установлена возможность блокировки спам-рассылок и критерии их определения», — подчеркивает директор казанского филиала ОАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Андрей Юдов.
Добавим, что предлагаемые поправки не коснутся сообщений, передача которых осуществляется самим оператором связи в силу требований законодательства РФ.
Кстати, согласно исследованию портала Superjob.ru, проведенному в преддверии заседания СФ (совместное заседание СФ и сотовых операторов «большой четверки» по рассмотрению поправок состоялось вчера, 27 ноября, — прим. ред.), лишь 5\% из 1600 опрошенных россиян никогда не получали рекламных эсэмэсок. Удивительно, но 55\% абонентов просто терпят мобильный спам и лишь 29\% респондентов пытаются с ним бороться.
При этом в числе самых популярных мер борьбы с рассылками респонденты выделяют «звонок с жалобой оператору» (28\%), «блокировку номеров, с которых идет рассылка спама» (25\%), «удаление сообщения, не читая» (22\%) и «звонок в компанию, рассылающую смс, с требованием исключить номер из базы данных» (15\%).
Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: