Новости
06 Сентября 2016, 11:00

«Новый мир отличается не уровнем техники, а уровнем сознания»

На прошедшей в Казани научно-практической конференции Росавтодора вице-председатель международного союза электросвязи Сергей Жданов рассказал, почему Uber стоит 60 млрд евро, как роботы должны зарабатывать пенсии и почему не нужно внедрять стандарты RFID. TatCenter.ru публикует доклад эксперта об ИТС, интернете вещей и денег.

Тема моей презентации — увеличение пропускной способности наземной транспортной системы за счет реализации цифровых транспортных коридоров, а именно кооперативные ИТС (интеллектуальные транспортные системы).

В ООН, в международном союзе электросвязи я представляю РФ, мы занимаемся стандартизацией отрасли интернета вещей. Вы многократно слышали, что мы говорим про цифровую трансформацию транспорта, про смарт-транспорт и тому подобное. Все это — не что иное, как удачная метафора, которая показывает: новый мир отличается от существующего не уровнем техники — цифровыми технологиями и умными вещами — а уровнем сознания, уровнем хозяйствования и экономики.

Новые цифровые активы

Буквально месяц назад мы разговаривали с коллегами и поняли, что инновация интернета вещей — менять систему разделения труда и обеспечивать рост экономики. Это важно, потому что нас ожидает глобальное переустройство логистических цепочек, перефокусировка производственных цепочек глубокого разделения труда, уничтожение посреднических индустриальных звеньев.

Четвертая промышленная революция к технике не имеет почти никакого отношения, а в действительности — это смена правящей элиты. В этот момент мне хотелось, чтобы каждый из нас понял, что у наших элит появляется шанс занять то место, куда мы никогда не попадали. Когда больше не стало царя, когда сменился строй, с тех пор мы никогда не были представлены в этом пространстве.

За счет чего это может произойти? Мы начинаем выводить новые типы цифровых активов, которые могут заместить по смыслу, например, железную дорогу. Происходит трансформация бизнеса — вы все знаете Uber. Но мало кто догадывается, что Uber — это не вопросы, связанные с диспетчеризацией заказов такси, а банковская функция, функция страховой компании. Задача была такая — дотянуться до водителей, до мигрантов, которые водят автомобиль — они зачастую не оснащены никакими финансовыми инструментами. Это не просто диспетчерская такси, это крупнейший эквайер, именно поэтому компания стоит 60 млрд долларов.

Uber также решает социальную задачу. Районы проживания беднейших людей совпадают в Лондоне с районами проживания водителей. Uber — не целевая точка, ему на смену пришли новые конкуренты с новыми моделями.

Роботы должны зарабатывать пенсии

В прошлом году, обсуждая вопросы с министерством труда, я высказал такую гипотезу: роботизированное производство должно зарабатывать пенсионерам пенсии, а высвобождающиеся в ходе роботизации люди из производств должны обеспечиваться неким постоянным доходом за счет роботизированных систем. В прошлом году это была вольная идея, которая, тем не менее, нашла в минтруда поддержку, а в этом году, в мае, в Европарламенте, начали договариваться о внедрении электронных лиц — роботов, которые будут платить налоги, и тем самым, обеспечивать пенсии.

Цифровой актив — это форма собственности ресурсов, инвестиций, обеспечивающий рост капитализации и денежного потока. Не нужно путать цифровой актив с цифровыми технологиями. Мы обвешиваем свое предприятие какими-то ненужными датчиками вместо того, чтобы найти точку роста бизнеса.

Я сегодня ехал их аэропорта, а я в первый раз в Татарстане. Здесь дороги лучше, чем в Сингапуре. Но я про аэропорт. Там возникает барьерная функция: мы научились взимать оплату за превышение скорости, но мы не можем применить эту же технологию для того, чтобы пропускать таксистов и выпускать их из аэропорта. Если убрать барьеры, они будут быстрее въезжать на территорию аэропорта, быстрее отдавать пассажиров и быстрее уезжать.

Нам нужны такие вещи, как пространственные данные, чтобы строить новые дороги. Цель — дороги без светофоров, без знаков, без потери безопасности и устойчивости системы. Экономика подключенных автомобилей в этом году — 40 млрд евро. Через пару лет будет 120 млрд евро. Этот сегмент стремительно растет, набирает обороты, но делает это не за счет предыдущего типа мышления, предыдущего типа ИТС. В действительно, они закладывались около 40 лет назад, и тогда задачи решались не верно, потому что никто не думал, что мы достигнем такого уровня развития техники. 90\% рассказов Брэдбери — сегодня реальность.

Что такое кооперативная ИТС? Это вопрос связности автомобилей. Автомобиля с автомобилем, автомобиля с инфраструктурой. Мы этим автомобилем управляем с помощью мультиагентных систем управления и организуем операторов связи, которые будут решать задачи, не конкурируя между собой, тем самым выстраивая логическую цепочку покрытия возможностями связи всю территорию России. Нам просто надо перестать продавать трафик и зарабатывать на конечной услуге.

Однажды один большой начальник спросил меня, что такое интернет вещей. Я понял, что говорить о технике бесполезно и объяснял по-другому. Интернет вообще — это связанные общественно-экономический процессы. Там есть субъекты, там кто-то за что-то платит. Эти процессы без участия человека — это интернет вещей. Когда мы набираем человека, мы повышаем производительность труда. Человек на тракторе и человек с лопатой — это разная производительность труда, хотя человек один и тот же.

Интернет денег

Сейчас на экране Гагарин. Когда мы запустили в космос человека, это была беспилотная система, полностью автоматическая. С учетом времени она использовала тот самый интернет вещей — там была телеметрия, телемеханика, телематика. С той поры ничего не поменялось, только техника стала получше, были лампы — стали полупроводники.

Сейчас мы добавляем новые бизнес-модели, именно поэтому я показал Uber. Уже 18 лет идет стандартизация интернета вещей, тогда первый стандарт урегулировал вопросы радиофиксации контейнерных перевозок. Зачем вообще нужны эти стандарты? Они могут позволить выстраивать бизнесы там, где мы не понимаем, как это урегулировать.

(Показывает на экран) Этот умный молодой парень — наше будущее. Он придумал умный контракт на основе блокчейн-технологии, а блокчейн — это интернет-денег. Инфраструктурно мы можем достичь многих показателей, если обеспечим полную прозрачность всех транзакций. Блокчейн это не только основа интернета денег, но и основа технологического оборота данных, которые необходимо монетизировать.

Монетизировать нужно не только проезд по дороге, но и сведения о состоянии дорог, о состоянии агрегатов. Я знаю, что КАМАЗ реализовал такую технологию. Завод ставит на свои машины специальные следящие устройства, которые можно прочитать на гарантийном сервисе и определить, были ли гарантийные случаи при поломке машины или нет. В будущем такие устройства будут сообщать и водителю, и собственнику машины, например, данные о перегрузе.

<…> В чем моя роль? Я привожу в страну не только стандарты, но и партнерские отношения, новые бизнес-модели, стратегии. Я стараюсь бесплатно раздавать всем, кто меня окружает, все мы заинтересованы в том, чтобы страна развивалась, наши дети сказали «спасибо».

Сейчас есть первые изменения в мировых экономиках. Например, Германия свое министерство транспорта, строительства и городского строительства переименовала в министерство транспорта и цифровой инфраструктуры. Интернет вещей реализуется через множество элементов. Один из них — умный город, который можно реализовать через ЖКХ. Но действительно ли ЖКХ будет точкой роста для города? Это большой вопрос. Умный транспорт может развиваться и в аспекте физических дорог, и в аспекте кооперативных ИТС, и в аспекте бортовых систем генераций. В Японии есть технологии, при которой автомобиль может отдавать энергию с борта в электросеть.

Год назад во всем районе Домодедово отключили свет. Представьте, что было бы, если бы все автомобили в округе имели генераторы. Не батарейку, как у Tesla, а генератор. Получается совершенно иная производственная программа для наших автопроизводителей и машиностроения.

Хвост виляет собакой

Я хотел бы обратить внимание, что сегодня хвост виляет собакой. Существует уровень техники, которую западные игроки пытаются нам продать под видом нечто нового, вроде радиометок и технологии RFID. Но если мы на секунду представим, куда мы должны прийти, то мы поймем, что эти средства мы можем потратить намного эффективнее и решить задачу покрытия тех территорий, которые нам до этого были не доступны. Принимая эту возможность, мы начинаем двигаться к новым ИТС.

На Западе человек на вопрос «есть ли у нас ИТС?» ответит «Нет», потому что функция не реализована. Наш человек на этот же вопрос ответит утвердительно, потому что «камера висит».

Новое поколение ИТС — это, в первую очередь, стратегия. Нужна государственная стратегия интеллектуальных транспортных систем, потому что стратегия определяет цель. Есть блок, связанный с инфраструктурой — платформы по геоинформатике, финансовые сервисы, сервисные системы. Когда мы понимаем стратегию, видим перед собой бизнес-задачи, видим перед собой физическую дорогу и на ней электронный коридор сопровождения и понимаем, что у нас есть новые типы транспортных средств — давайте подумаем, что это за транспортные средства должны быть.

У нас нет уникального идентификатора, которым можно было распознавать автомобили. На дорогах, в любом месте, где находятся транспортные средства. Такие идентификаторы нужно ставить прямо на заводах. Водитель сел, нажал на кнопку, и автомобиль появился в сети, в неком локаторе. Сделать это очень просто.

У каждого есть телефон. В каждом телефоне есть mac-адрес, по которому можно сказать, на каком этаже находится телефон и с какой скоростью он может упасть на пол. Проблемы безбарьерной идентификации мы можем решить просто. 100-процентная видимость всех транспортных средств решит проблемы безопасности. Радиовидимые транспортные средства позволят экономить.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: